евразийство, евразийцы, Евразийский Союз, ЕАЭС, 4ПТ, ЕАС, Россия

Новые евразийцы и Четвертая политическая теория

_ Егор Ковба. Евразийский клуб РАНХиГС (ЕДРФ). Москва, 27 ноября 2015 г.

Национальная консолидация

В последнее время всё большее число общественных деятелей России высказывают идею о том, что нашему народу необходима единая идеология, комплекс ценностей, идеалов, определяющих наше место в современном мире, объединяющих всех российских граждан вне зависимости от возраста, национальности и т.д.

Необходимость идеологического единства особенно актуальна в наше неспокойное время, когда по всему миру волнами прокатываются различные социальные, экономические и политические кризисы. Самый близкий пример – Украина, где в результате возросшей социальной нестабильности, кризиса власти произошло разделение общества, и это разделение не способствует разрешению многочисленных проблем, лёгших тяжким грузом на плечи украинского государства и украинского народа. И это лишь один случай из многочисленных кризисных ситуаций, который переживает наш мир в последние годы.

Именно поэтому нашему российскому обществу необходима консолидация. Она нам нужна также и для того, чтобы способствовать развитию, всестороннему процветанию нашей великой Родины, а это, как известно, можно сделать только сообща, объединившись, а наиболее верный способ добиться этого объединения – общенародная идеология.

Встает законный вопрос: а каких же идеологических установок следует придерживаться российскому обществу?

Коммунизм (Вторая политическая теория)

Коммунистическая идеология в её марксистко-ленинском прочтении уже не подойдёт, так как это пройденный этап. Данная идеологическая концепция некорректна в связи с утопичностью идеи построения коммунизма (в его марксистко-ленинском прочтении, опять же) и не вписывается в современные условия глобальных рыночных отношений. Проще говоря, коммунистическая идеология в её классическом виде устарела, что доказывает распад социалистического лагеря во главе с СССР. Несмотря на то, что левые идеи в последнее время набирают популярность, я не считаю, что данная идеологическая концепция может быть использована нами снова.

Либерализм (Первая политическая теория)

Идеология либерализма (впрочем, её нельзя назвать идеологией в полном смысле этого слова) широко распространена в западных странах, особенно в США и странах Скандинавии и достаточно активно пропагандировалась у нас в 90-е годы. Либерализм хорош тем, что он гарантирует права и свободы человека, его независимое развитие, свободу бизнеса, всеобщую толерантность.

Несмотря на все эти плюсы, либеральная идеология не лишена и некоторых недостатков.

Во-первых, это довольно размытая система ценностей, иногда не соответствующая общеустановленным моральным нормам. Да, свобода действий человека, его независимость – это хорошо, но насколько далеко может зайти такая свобода? Проблема в том, что либерализм не говорит напрямую или косвенно, что хорошо, а что плохо, он даёт возможность самому человеку независимо решить, какие вещи считать приемлемыми и допустимыми, а какие — нет (в рамках закона, конечно). Подобное положение может быть опасно, так как может привести к моральному разложению общества. Человек по своей природе существо порочное и слабое, а закон далеко не всегда может отрегулировать все важные стороны общественной жизни. Может показаться, что состояние общественной морали не так уж и важно, но следует помнить, что все русские Смуты сопровождались упадком нравственных устоев.

Во-вторых, широкий плюрализм мнений, многопартийность при всех их достоинствах создают благоприятную основу для политической нестабильности. Подобное можно сказать и в отношении экономического либерализма: незначительное влияние государства на экономику способствует более частому возникновению кризисов, экономической нестабильности. Все мы помним, как во времена 90-х годов небольшая группа предприимчивых людей в довольно короткий срок прибрала себе большую часть национального богатства. Отголоски этого процесса, его последствия мы можем наблюдать до сих пор, что не способствует популярности либеральных идей в этом плане.

В-третьих, нельзя не отметить весьма нечистую репутацию некоторых либеральных общественных деятелей, которых можно охарактеризовать ёмким термином «пятая колонна». В результате их не всегда благочестивой деятельности, заигрыванию перед Западом, периодическим нападкам в адрес всего «непросвещённого» российского народа отношение к ним среди простых людей сложилось довольно неблагоприятное. Эти и другие причины подталкивают нас к выводу, что либерализм в его прежнем (западно-либертарианском) виде в качестве общенародной идеологии также не подходит.

Национализм (Третья политическая теория)

Различные радикальные идеологии, имеющие место в умах некоторых российских граждан, такие как монархизм, национализм и прочее, я бы предпочёл не рассматривать в виду их специфического и экстремистского характера.

Какая же идеология нам наиболее подходит? Какие идеи лучше всего отражают сущность нашего народа и нашего государства, нашей культуры? Какая идеология старается включить в себя лучшие черты и социализма, и либерализма? Перейдем от этих риторических вопросов к рассмотрению общих положений общественно-политического учения евразийства.

Евразийство

В основе понятия «евразийство» лежит, как не сложно догадаться, слово «Евразия». Причём стоит особо отметить, что в данном контексте Евразия рассматривается не как весь огромный материк, а как особая территория с общими культурно-историческими связями, которую условно можно сравнить с границами бывшего СССР + некоторые страны Восточной Европы (в принципе, это совпадает с известным и довольно ёмким понятием «Русский мир»). Концепция евразийства рассматривает Россию и близкие ей страны не как часть Европы (точка зрения большинства либералов-западников) и не как часть Азии, а как отдельное культурно-этническое объединение – Евразию, со своим собственным, как говорится, местом в этом мире. Эта идея не отражает всю идеологию полностью, но отражает её суть.

Евразийство зародилось в 20-х годах ХХ века в молодой советской России, когда была популярна идея «смены вех» и ещё существовала возможность относительно свободно рассуждать о судьбах страны, не считаясь с официальной позицией партии (которая в то время больше была озабочена внутренними конфликтами между её лидерами).Наиболее выдающимися представителями этого течения были Пётр Савицкий, Николай Трубецкой, Георгий Вернадский и позднее – известный историк Лев Гумилёв. Евразийцы предлагали альтернативу как красному, так и белому движению. По их мнению, советское государство, хоть и обеспечило общественную солидарность, некорректно в своей экономической системе с её излишне командным характером, в социальной системе – слишком велико подавление коллективом личности, в духовной – из-за отрицания религии, которая веками скрепляла российское общество. Савицкий и его последователи предполагали, что со временем СССР эволюционирует в настоящее евразийское государство. Но этого, к сожалению, не произошло, а течение классических евразийцев прекратило своё существование в России в начале 30-х годов.

Новые евразийцы

После долгого затишья евразийство, как идеологическая концепция, вновь возродилась. Это произошло совсем недавно, когда активно начались процессы интеграции на постсоветском пространстве, было положено начало созданию Евразийского Союза. Пока что это только экономическое объединение, но евразийцы XXI века полагают, что в дальнейшем можно добиться также тесных социально-культурных связей в рамках идеи о России-Евразии.

Следует также сказать несколько слов о том, кого считать новыми евразийцами, продолжателями дела Савицкого, Трубецкого и Вернадского.

Традиционно евразийство наших дней связывают с именем Александра Дугина и его движением ЕСМ (Евразийский союз молодёжи), созданное в 2005 году и получившее распространение в некоторых городах России (в последнее время члены движения себя особо активно не проявляли).[1] Однако их идеологию ошибочно будет назвать евразийской, её можно скорее определить как радикальный консерватизм. Сторонники идеи Дугина очень рьяно противостоят Западу и российскому либерализму, зачастую предлагают довольно резкие методы решения проблем. Их теория больше основывается на противостоянии либертарианским силам, чем на построение общества, основанное на учение евразийцев. Поэтому называть их евразийцами не вполне корректно. Однако, надо отдать Дугину должное за то, что он привнес в Россию западную школу геополитики и сформулировал возникшую во Франции (Ален де Бенуа) Четвертую политическую теорию, хотя последнюю он также исказил в сторону радикального консерватизма.

Новыми евразийцами являются участники Евразийского движения Российской Федерации, возглавляемая Юрием Кофнером (15 ноября 2015 в Этномире прошел Учредительный съезд ЕДРФ). Данное объединение создано в 2010 году, имеет тысячи сторонников в десятках городах России и СНГ (наиболее крупные объединения находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Алма-Ате, Астане, Грозном, Воронеже и многих других). Именно они сформулировали принципы нового евразийства: назарбавевский прагматизм при интеграции, этноплюрализм и общеевразийский патриотизм в национальной политике, солидаризм в экономике, самобытность в культуре, примат религиозных духовных ценностей в обществе и государстве, «идеократическая демотия» как альтернативная форма демократии, многополярность, альтерглобализм. Они создали самую распространенную символику Евразийского Союза (восьмиконечная золотая звезда на фиолетовом фоне), доработали концепцию Четвёртой политической теории, впервые предложенной А.Г. Дугиным.

Евразийство как Четвертая политическая теория

Четвёртая политическая теория – это принципиально новое общественно-политическое течение, основанное на идеях идентаризма, солидаризма, этно-культурного суверенитета, теократии. Как уже намечено выше, данная концепция предполагает существование в исторической перспективе и других политических теорий:

Либерализм (1ПТ)

Первая политическая теория – либерализм. Во главу угла ставит индивидуум, его права и свободы. Основными идеями являются плюрализм, демократизм, неприкосновенность частной собственности, превосходство  индивидуальных интересов над коллективными. Главная цель – свободное индивиидума в рамках правовых норм. Зародилась на Западе в Новое время и с некоторыми изменениями доминирует в мире сейчас после поражения СССР как альтернативного глобального проекта.

Коммунизм (2ПТ)

Вторая политическая теория – социализм. Во главу угла ставит коллектив, конкретнее – класс. Основными идеями являются коллективизм, интернационализм (космополитизм), общая собственность, превосходство коллективных, т.е. классовых, интересов над индивидуальными. Главная цель – целенаправленное развитие всего общества, всего коллектива, достижение всеобщего равенства и материального благополучия. Сформировалась как идея в учении Маркса и Энгельса, в дальнейшем – Ленина. Оказала существенное влияние на развитие человечества в 1917 году после социалистической революции в России, способствовала образованию социалистической мировой системы, которая распалась в конце ХХ века.

Национализм (3ПТ)

Третья политическая теория – национализм (конкретнее – её экстремистские формы в виде фашизма и национал-социализма). Во главу угла ставит нацию, её интересы. Основными идеями являются превосходство одной нации над всеми другими, признание исключительности одних людей и неполноценности других. Главная цель – укрепление положения высшей расы, истребление и/или порабощение представителей всех других рас. Основы этой теории можно найти в философии Ницше, учении о евгенике. Своего пика достигла, естественно, благодаря политической деятельности Гитлера и его соратников Муссолини и Хирохито, активно была развита в идеологии нацисткой Германии. Стала причиной массового истребления народов (Холокост) и во многом поспособствовала началу Второй мировой войны. Прекратила своё активное существование благодаря героизму Красной Армии и в настоящий момент представлена в том или ином в виде в программах разных радикальных националистских организаций.

Четвертая политическая теория (4ПТ)

Четвёртая же политическая теория   пока не имеет чёткого названия, так как в разных странах представлена по-разному. В России это евразийство, в Европе – европейский идентаризм, в Латинской Америке – боливарианство. Я хочу рассмотреть характерные черты евразийства.

В вопросах о принадлежности политической  власти евразийская идеология склоняется к идеям технократии и беспартийной демократии. Править народом должны наиболее достойные представители этого народа, заслуги которых признаются большинством. Юрий Кофнер, основываясь на труды Н.Н. Алексеева, предложил довольно любопытную модель парламента, состоящую из трёх палат: Совет Народа (советский парламент, депутаты избираются по системе иерархических советов), Совет Регионов (аналог нашего Совета Федерации, только с увеличенным числом представителей), Совет Специалистов (представители профсоюзов, культурных союзов и т.п.). По моему мнению, данная система вполне эффективна, однако ещё эффективнее было бы объединить всё это в один орган наподобие Съезда народных депутатов. Доступ к политической власти в таком обществе в идеале должен зависеть исключительно от способностей человека, его знаний и навыков.

В отличие от многих идеологий, в евразийстве не выделяется чёткий образ врага, хотя существует определённая неприязнь к пост-либеральному Западу, его идеям и устремлениям.

Культура и религия в Евразийском государстве

Евразийская идеология во главу угла ставит душу человека, его духовное начало. Главной целью является всестороннее духовное развитие человека. Возможно, на первый взгляд такой подход кажется непонятным, но это только на первый взгляд. В принципе, всестороннее и свободное развитие души можно сравнить с аналогичным развитием индивидуума в либерализме, но тут есть одно существенное отличие: если индивидуум человека может развиваться как угодно в рамках, установленных законом, то душа не может нормально развиваться, если у неё нет доступа к культурным, духовным богатства, если жизнь человека омрачена какими-то непотребными аморальными поступками. То есть, если при либерализме не имеет большого значения заинтересовать человека культурными и духовными благами, обеспечить его устойчивое развитие как личности именно в духовном плане, то в евразийстве этот фактор становится определяющим.

Если в либеральной идеологи главными сферами общества являются экономическая и правовая, то в евразийской идеологии главной становится духовная сфера, и именно её развитию предполагается уделять больше внимания как со стороны государства, так и со стороны всего общества. Это и увеличение государственного финансирования сферы культуры, и предоставление льгот бизнесу, осуществляемому свою деятельность в сфере культуры, и увеличение роли религиозного воспитания в образовании детей (имеется в виду школьное и дошкольное воспитание), и многое другое.

Далеко не всё из этого мы можем увидеть в настоящее время, что только доказывает о необходимости тщательной работы в культурно-духовной сфере.

Экономика в Евразийском государстве

В экономической сфере евразийство предполагает смешанную экономическую систему (солидаризм) с существенным, но не глобальным вмешательством государства в экономику, подобно тому, как это происходит в Беларуси или в Китае.

В командном секторе государство должно эффективно владеть народными богатствами, контролировать некоторые важные для обороны сферы производства, например, тяжёлую промышленность, проводить определённое государственное планирование экономики, однако это планирование должно быть гибким и не сковывать возможности для развития госпредприятий.

В рыночном секторе экономики механизм отношений должен быть довольно либеральным, но чистым: предприниматели должны внимательнее относиться ко своим внешним издержкам (пытаться избавиться от вредных внешних издержек, например, от загрязнения окружающей среды, и расширять положительные, например, благоустройство окрестностей). В идеале бизнес должен быть ориентирован социально, стремится к общей выгоде, а не только к собственной прибыли.

Элементом смешанной или солидарной системы экономики можно рассматривать т.н. «исламский банкинг». Исламские банки придерживаются норм ислама, в соответствии с которыми кредитование со ссудным процентом (ростовщичество) запрещено. Все «исламские» финансовые инструменты построены таким образом, чтобы выполнить данное условие и в то же время получать прибыль от своей деятельности. Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную.

Политика в Евразийском государстве

В политической сфере евразийство отвергает либеральную модель демократии в связи с тем, что она способствует возникновению политической нестабильности и в большинстве случае не учитывает интересы всего населения. Евразийцы рассматривают концепцию идеократии, подчинения всей политической системы определённой национальной идее, как легкая версия тому, как это было в СССР.

Советскую демократию они также рассматривают как идеальный вариант общественно-политического устройства (разумеется, полностью исключив фактор монополии одной партии и сливания партийных органов с государственными). Кажущаяся авторитарность этой политической системы не должна пугать, так как евразийцы не стремятся к установлению диктатуры («химеры тоталитаризма», как они её называют). Но определённая автократия политического устройства для нашего общества не является чем-то плохим, напротив, она для наших народов естественна. Данная черта присуща и нам, и Беларуси, и Казахстану, с их де-факто пожизненным институтом президентства, и такая ситуация устраивает подавляющую часть населения, потому что она естественна и удобна.

Национальный вопрос в Евразийском государстве

Стоит также отметить национальную политику евразийцев. Они выступают за сохранение этнической и культурной идентичности каждого народа, одновременно приветствуя интеграцию народов одной цивилизации и синтез их культуры. Евразийство, как и советская идеология, выдвигают новый социоэтнический термин – «евразийский человек». Это термин, в отличие от «советского человека», не подавляет национальную идентичность, а всего лишь свидетельствует о принадлежности человека к общему культурному пространству Евразии.

Евразийцы также выступают против империалистского глобализма Запада, который предполагает объединить все народы мира под единой – западной – культурой. Последователи евразийства, как и Владимир Путин, выступают за многополярный мир.

***

Таковы, в общих чертах, положения идеологии евразийства. Я надеюсь, что с течением времени это движение получит своё развитие и мы ещё о нём услышим.

Примечания:

  1. Использованы материалы из статей Юрия Кофнера и Владимира Лепехина с сайта http://eurasian-movement.ru/.

One comment

  1. Конец трех политических теорий и переход к постмодерну ставит проблему Четвертой Политической Теории — об этом в традиционной новогодней лекции Нового Унивеситета

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *