евразийство, евразийцы, государство правды, евразийский союз, отмар шпанн, 4ПТ

По поводу трудов Отмара Шпанна

_ Л.П. Карсавин. Евразийская хроника. Выпуск №7. Париж. 1927 г. Публикация на странице 53 в разделе «Библиография». Источник: ГАРФ. Фонд П.Н. Савицкого. Носитель и формат: Бумага (личное дело, машинописная перепечатка, весь текст написан по новой орфографии). Оцифровка: Юрий Кофнер. 12 декабря 2014 г.

Евразийство все более уясняется как учение не только о национальной культуре и национальных задачах России, но и о ее общечеловеческой, исторической миссии. Проблема России-Евразии есть проблема человечества, проблема новой Азии и новой Европы. Этим объясняется, что русская историософская мысль всегда находила родственное себе и в Европе (славянофилы – романтическая философы) и не отказывалась от освоения и переработки родственного. Замечаются точки соприкосновения и теперь, причем новое и родственное нам в Европе также связано с идеалистическою философиею и романтикою, как евразийство связано со славянофилами. Только теперь впереди идет русская мысль: Шпенглер повторяет Данилевского, новый европейский универсализм лишь приближается к тому, что осознано уже русскою философскую мыслью и нашло себе закрепление в евразийской идеологии. Это не значит, что европейский современный универсализм  для нас бесполезен. Совершенно напротив, ознакомление с ним необходимо, ибо он ставит проблемы несколько иначе, ставит и решает другие проблемы, избавляя нас от части предлежащих нам задач. Практически русскому «европейцу» всегда полезно указать на немца: тогда он скорее задумается и над тем, что говрят русские, хотя прежде всего, конечно, и станет обвинять русских в неоргинальности.

С этой точки зрения мы и обращаем внимание на работы венского профессора Отмара Шпанна* [1]. Шпанн начал свою ученую деятельность, специальными исследованиями по статистике, перешел от них к экономике и социологии и сейчас совершил свой путь развития философскою работу о категориях. Он является решительным противником индивидуализма и сам называет свое учение универсализмом. Оно предстает ему, как «учение о целом» (нем. Ganzheitslehre),  и, не без педантизма и часто не без некоторой наивности, проводится им в применении к обществу, государству и хозяйству.  Основы этого учения – понимание целого,  как всеединства (слова «All-Einheit» Шпанн не употребляет), причем целое признается не существующим отвлечено (нем. «als solches»), но только как единое иерархически расчленяющееся и воссоединяющееся целое. Такое учение очень близко к философии всеединства, и к учению симфонической личности. Философскими недостатками  его мы считаем 1) недостаточно ясное различие между абсолютным (Богом) и тварным всеединством и в связи с этим неумение точно определить и отличить от Божественной внутренней жизни творческий акт; 2) отсутствие ясного различия между совершенным и несовершенным тварным бытием; 3) отсутствие учения о личности, в частности о личности симфонической, причем, с одной стороны, личность поглощается безличным «целым», а с другой стороны – не проводится различия между симфонической личностью (например —  культура, народ, сословие) и ее «качествованиями» (нем. Sosein, например – хозяйство, право и т.д.). С этими основными философскими недостатками сочетаются: 1) склонность к внешней систематизации и 2) склонность к «стабилизации» иерархического строения общества, что и сказывается в тяготении Шпанна к идеализируемому им средневековому сословному обществу.

Все эти недостатки надо иметь ввиду при изучении работ Шпанна; изучение их, несомненно, является в высокой степени плодотворными, как в силу ясного проведения основных и в существе правильных идей, так и по обилию конкретного материала и богатой и острой критике современного европейского индивидуализма. В частности, у Шпанна мы находим наиболее острую, глубокую и компетентную критику капитализма и марксизма. В основных  своих идеях (по значению их) он может быть сопоставлен с самым крупным современным европейским философом – итальянцем Джентилле (Gentille), превосходящим его своим метафизическим талантом, но более абстрактным.

* Othmar Spann Kategorienlehre, 1924; Fundament der Volkswirtschaftlehre, 3 Aufl. 1923; Tote und lebendige Wissenschaft 1921 (издания Gustav Fischerin Jena); Die Haupttheorien der Volkswirtschaftslehre, 12 Aufl. 1923;  Der wahre Staat 2 Aufl. 1923; Gesellschaftlehre, 2 Aufl. 1923 (издание Quelle Meyerin Leipzig); Kategorienlehre, 1924.

Примечания:

  1. В оригинале фамилия австрийского философа была напечатана с одним «н», т.е. «Отмар Шпан». В данной версии публикуется с двумя «нн», что считается более правильным переводом с немецкого имени «Othmar Spann». (прим. Ю.К.).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *