media-channel-4-logo-building

Иван Ильин и Четвертая политическая теория

_ Юрий Кофнер, председатель ЕДРФ. Москва, 1 марта 2015 г.

Иван Ильин занимает среди белоэмигрантских мыслителей начала 20-го века  особое положение, как в интеллекутальном плане, так и по своему характеру. Ильин сам не был евразийцем и считал, что евразийство, справедливо отвергнув одну крайность — западничество, к его сожалению впал в другую крайность — «восточничество». Его самого же можно обозначить русским националистом (в хорошем смысле этого слова) и последователем славянофильских традиций.

Время, тем не менее, сглаживает расхождения в различных концептуальных школах русского зарубежья и все больше объединяет их одно большое течение русской социальной мысли. Похожее слияние политических идей и появление новых национальных идеологий на их основе происходит во всем мире: в Латинской Америке (Чавизм, Боливаризм, Хосе Мартинизм); в Индии (сатьяграха М. Ганди, модернизация Дж. Неру и новый национализм Нарендры Моди), в Китае (влияние мыслей основателя Гоминьдана Сунь Ятсена, на коммунистическую элиту). Все они являются национальными интерпретациями новой, т.н. «Четвертой политической теории» (4ПТ), ставящей в центр мировоззрения «симфоническую личность», неразрывно сопряженную с народом и с Богом, ценящей индивидуальную духовность и сохранение традиций. Внешнеполитической целью 4ПТ является освобождение народов мира от американского господства и построение более справедливого многополярного миропорядка.

Иван Ильин, будучи своеобразным представителем русской версии 4ПТ отверг отрицательные моменты в трех предыдущих политшколах модерна. Он жестко критиковал явление фашизма в Германии (3ПТ), большевизма в СССР (2ПТ) и либерализма на Западе (1ПТ). Ильин предсказал распад коммунизма, и недопустимость резкого перехода к либеральной демократии, которая на неподготовленной и нетрадиционной для нее российской почве приведет лишь к воровству, коррупции и всеобщему бардаку. Иван Алекандрович считал, что во время восстановительного периода во главе постсоветской России необходимо сначала поставить диктатуру или авторитарную личность. Только после определенного периода стабилизации, сопровожденного восстановлением национальной культуры и выращиванием нужных кадров (творческих личностей) можно и нужно переходить к суверенной «творческой демократии». Т.е. мы видим, что Иван Ильин не был закостенелым консерватором и анти-демократом, как его часто изображают. Центром ильинского мировоззрения является неприкосновенное достоинство духовной личности, что наряду с евразийцами делает его одним из предтечей русской версией Четвертого пути.

Примером восстановительного и переходного периода от коммунизма к «суверенной (творческой) демократии» по Ильину является правление Владимира Путина, который взял власть в кулак, остановил войну на Кавказе, улучшил экономическое положение России после лихих 90-х.

Как уже сказано выше, Ильин в свое время находил евразийскую идеологию молодежным «оригинальничанием» и «чингисханством» (евразийцы были в среднем на 10-15 лет моложе его), в то время, как он считал, стоило ориентироваться больше на себя, взглянуть глубь себя, обратьится к Богу. В тоже же время мы находим много параллелей в концепциях Ильина и евразийства: анти-западничество, анти-колониализм, идентаризм и солидарность народов Евразийского пространства, ведущая роль традиционных религий. В силу этого стоит объединить ильинство и евразийство в одно большое течение отечественной мысли представляющее собой национальную версию новой рождающейся идеологии под названием Четвертой политической теории.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *