Путин, флаг, Евразийский Союз, Россия, евразийство, евразийцы, Евразия, 4ПТ

Евразийская доктрина Путина и классическое евразийство

_ Антон Клубков, руководитель Алтайского отделения ЕДРФБарнаул, 10 апреля 2015 г.

Введение

На третий президентский срок Владимир Путин пришел с новой патриотической идеологией. В программных статьях и выступлениях Путина Россия рассматривается как евразийская держава. А взгляд на Россию как на евразийскую державу был обоснован и систематизирован еще теоретиками классического евразийства в 20-е годы ХХ века. Вопрос о влиянии идей классического евразийства на политические взгляды Путина является дискуссионным. Одни эксперты, считают, что Путин является сторонником евразийства. Другие эксперты, убеждены в том, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве будут осуществляться российским руководством на либерально-западнической идеологической основе.

Сможет ли Путин реализовать все свои грандиозные евразийские замыслы? — это покажет время. Что касается программных заявлений президента, то в них, несомненно, присутствуют ключевые идеи евразийства.

Политический центризм

Евразийство как идейное и общественно-политическое движение изначально возникло и развивалось на платформе политического центризма. Политический центризм для сторонников евразийства был осознанной идеологической установкой, неоднократно декларировавшейся в программных документах. Один из основателей Евразийского Движения Николай Трубецкой в статье «Мы и другие» (1925) писал о том, что евразийцы в полной мере не поддерживают ни монархистов-реакционеров, ни большевиков.

В коллективном манифесте «Евразийство (опыт систематизированного изложения)» (1926) заявлен политический курс между двумя крайностями: абстрактные идеологии и оппортунизм. Оппортунисты, будучи по сути безыдейными, безоговорочно поддерживали большевизм. Приверженцы абстрактных идеологий отрицали все то, что не укладывается в рамки идеалистической, оторванной от реальности, политической доктрины. Евразийское Движение 20-30-х годов, сочетая в себе идеализм и прагматизм, традиционализм и футуризм, пыталось создать образ общества, в котором бы сочетались проверенные временем традиции с качественно новым справедливым политическим устройством.

В 1990-е годы политические взгляды граждан нашей страны были сильно поляризованы. Одни мечтали о восстановлении Советского Союза. Другие поддерживали «радикальные реформы». Жесткая конфронтация коммунистов-реакционеров и либералов-радикалов грозила в очередной раз раскачать маятник российской истории. На рубеже XX-XXI веков появляется необходимость нового политического центризма, обеспечивающего стабилизацию общества. Олицетворением этого нового политического центризма стал Владимир Путин. На протяжении многих лет Путин пытался дистанцироваться как от коммунистов, так и от либералов. В начале 2000-х годов либералы перевоплотились из радикалов в охранителей, призывая следовать курсу рыночных реформ, а коммунисты предлагали радикальные меры по трансформации постсоветского общества.

Смысл политического центризма Путина и классического евразийства одинаков – это стремление найти«золотую середину» между охранителями и радикалами.

Россия-Евразия

С точки зрения евразийства, Евразия – это не сочетание Европы и Азии, а срединный материк между ними. Историк, евразиец Георгий Вернадский в книге «Начертание русской истории» (1927) писал: «нет двух Россий, «Европейской» и «Азиатской». Есть только одна Россия «евразийская», или Россия — Евразия».

Подчеркивая стратегическое значение территориального расположения России, основоположник евразийстваПетр Савицкий в своих трудах уделял большое внимание проблеме освоения Сибири и Дальнего Востока.

Вступая в должность президента России в третий раз, Владимир Путин произносит инаугурационную речь, в которой можно без труда найти идеи евразийства: «историческая перспектива государства и нашей нации зависят сегодня именно от нас, от реальных успехов в создании новой экономики и современных стандартов жизни, от наших усилий по сбережению народа и поддержке российских семей, от нашей настойчивости в обустройстве огромных российских пространств от Балтики до Тихого океана, от нашей способности стать лидерами и центром притяжения всей Евразии». К теме освоения внутреннего евразийского пространства Россия президент часто обращается в интервью и публичных выступлениях. В послании Федеральному Собранию 2013 года Путин назвал основание Сибири и Дальнего Востока важнейшей стратегической задачей России  в XXI веке.

Идея России-Евразии все чаще звучит в программных речах и импровизационных выступлениях президента. На заседании дискуссионного клуба «Валдай» в 2013 году Путин сказал: «Евразийская интеграция – это шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития, а не периферии для Европы или для Азии».

Осенью 2014 года на «Форуме действий» Общероссийского народного фронта, беседую со своими сторонниками, Путин говорил о том, что не Россия находится между Западом и Востоком, а Запад и Восток находится справа и слева от России.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что потенциал евразийского геополитического положения России осознается президентом.

Национальный вопрос

Евразийцы считали, что Россия – это не просто страна, а целый континент, многонациональная цивилизация, исторически объединенная русским народом. Лидеры евразийства разработали концепцию национальной политики, суть которой заключалась в том, чтобы сохранить самобытность культуры каждого народа и воспитать чувство общероссийского («общеевразийского») патриотизма у всех граждан. Главной основой, обеспечивающей единство многонациональной цивилизации, евразийцы считали русский народ и русский язык.

Первоначально Путин имел путанные, противоречивые взгляды по национальному вопросу. В выступлениях президента совмещались две противоположные концепции национальной политики: евразийский проект многонационального государства-цивилизации и либерально-западнический проект «российской нации». В 2005 году на торжественном мероприятии, посвященном 1000-летнему юбилею Казани, Путин говорил о том, что Россия является евразийской цивилизацией; а в послании к федеральному собранию в том же году назвал Россию «европейской нацией». В 2007 году на праздновании 450-летней годовщины вхождения Башкирии в состав России президент  вновь говорил о евразийской цивилизации. Можно найти еще множество примеров противоречивых суждений в выступлениях Путина во времена первых двух президентских сроках.

На третьем президентском сроке Путин сделал окончательный выбор в пользу евразийского проекта. В статье«Россия: национальный вопрос», в посланиях Федеральному Собранию и в знаменитой «Валдайской речи»Владимир Путин высказывает близкие к евразийству идеи. В послании Федеральному Собранию 2012 года Путин сказал: «Россия веками развивалась как многонациональное государство,  государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой».

Позиция Путина по национальному вопросу, как мы видим, во многом теперь совпадает с идеями классических евразийцев.

Геополитика многополярности

Евразийцы еще в далеких 1920-х годах заложили основы теории многополярного мира. Николай Трубецкой в статье «Русская проблема» (1922) сформулировал ряд идей, которые опередили его время. Трубецкой считал, что после падения большевизма Россия потеряет свой суверенитет и практически станет колонией, обладающей видимостью государственной самостоятельности. Однако в условиях подчиненности Западу Россия, по мнению основателя евразийства, встанет во главе всех стран, недовольных западной гегемонией, и заключит стратегическое сотрудничество со странами Востока.

В феврале 2007 году Владимир Путин, выступая на ежегодной мюнхенской конференции, жестко раскритиковал однополярное мироустройство. Речь Путина моментально стала «событием года». На Западе эксперты всерьез заговорили о новой «Холодной войне». Спустя некоторое время после оглашения «Мюнхенской речи»требование перехода к многополярному миру стало звучать практически во всех выступлениях Владимира Путина, посвященных международной политики.

На данный момент, находясь в условиях санкций, Россия ищет стратегических партнеров на Востоке. Борьба российского президента за многополярность находит понимание со стороны многих стран не-западного мира. Идеи Трубецкого в наше время начинают восприниматься не просто как фантазия эмигрантского публициста,  а как актуальная политическая повестка сегодняшнего дня.

Заключение

Евразийская доктрина Владимира Путина, озвученная в публичных выступлениях и интервью, по главным стратегическим и концептуальным вопросам имеет много общего с идеями классического евразийства. Сделаны и первые практические шаги по реализации евразийской доктрины. С января 2015 года вступил в силу договор о Евразийском Экономическом Союзе. Однако основная работа по реализации евразийских замыслов еще впереди. России необходимо успешно осуществить меры по развитию и освоению внутреннего евразийского пространства, расширить количество участников Евразийского Союза, укрепить свои позиции на международной арене. Первые уверенные шаги по реализации заявленной российским руководством стратегии интеграции постсоветского пространства дает повод для оптимистичного прогноза.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *