Партия Великое Отечество и евразийство

_ Антон Клубков. Руководитель Алтайского отделения ЕДРФ. Барнаул, 3 августа 2014 г.

Введение

Лидер ЕДРФ Юрий Кофнер однажды назвал основоположников евразийства идейными предшественниками современных патриотов, отстаивающих государственный суверенитет России: «в наше время не только Евразийское Движение продолжает заветы и борьбу классического евразийства – антиколониализма, но и известное всем национально-освободительное движение (НОД, ПВО и т. д.). И если не по названию, то во многом по духу.

Хотелось, чтобы НОДовцы и ПВОвцы чаще обращались бы к идейному богатству евразийства, т. е. к их идейным предшественникам».

Как евразиец и член «Партии Великое Отечество» (ПВО) я бы хотел прокомментировать эту мысль. Считаю, что Юрий Кофнер прав. Идеологически ПВО действительно имеет очень много общего с классическим евразийством.

Евразийство 20-30-х гг. ХХ в.

Классическое евразийство 20-30-х годов ХХ века было первой политико-философской концепцией, основанной на изучении истории борьбы России за независимость. Основоположники  евразийства Николай Сергеевич Трубецкой и Георгий Владимирович Вернадский изучали системы зависимости от внешнего управления, существовавшие в истории России.

Георгий Вернадский в статье «Два подвига Александра Невского» сравнивал две системы зависимости от внешнего управления: восточная (монгольская) система – осуществляется преимущественно лишь экономическое принуждение; западная система – осуществляется не только экономическое, но культурное, религиозное принуждение, да и подчинения.

Александр Невский решил, подчинившись Востоку, бороться против Запада и тем самым сохранил главный духовный стержень русского национального самосознания – Православие.

«Опасность для Православия и своеобразия русской культуры, — писал Вернадский, —  грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить душу».

Николай Трубецкой в книге «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока» писал о том, что Русь обрела независимость не после Куликовской битвы или Стояния на реке Угре, а только после того как бывшие территории Орды перешли под влияние московского Царя. Московское царство, по мнению евразийцев, сочетало культурный и государственный суверенитет. Во времена империи Романовых проводились попытки европеизации русского общества. Россия, обладая государственным суверенитетом, рисковала потерять суверенитет культурный.

Не праздное любопытство побуждала евразийцев исследовать исторические системы зависимости от иностранного влияния, а актуализация проблемы потери государственного суверенитета. В результате революции и последовавшей за ней гражданской войны Россия оказалась в сложной ситуации. Русская интеллигенция, оказавшаяся в эмиграции, давала самые мрачные прогнозы о судьбе России.

Николай Трубецкой в статье«Русская проблема» писал о том, что после всех свершившихся революционных потрясений и краха экономики России суждено стать колонией Запада. Но господство западных держав над Россией будет осуществляться новыми латентными методами.

«С уверенностью можно сказать только то, — писал Трубецкой, —  что о полном инкорпорировании России к той или иной державе, о включении ее целиком в официальный список колониальных владений какой-нибудь державы, речи быть не может. России будет предоставлена тень, видимость самостоятельности, в ней будет посажено какое-нибудь, безусловно, покорное иностранцам правительство».

Трубецкой считал, что Россия в борьбе за свой суверенитет  непременно встанет во главе мирового национально-освободительного движения.

Россия, согласно идеологии классического евразийсва, должна обладать и культурным и государственным суверенитетом, а также сохранить свою территориальную целостность. Территориальное единство Российской Империи, разрушенное революциями, было вскоре восстановлено большевиками под интернационалистскими лозунгами. Евразийцы критиковали большевистские методы восстановления территориальной целостности. Россия возродится, по мнению Трубецкого, тогда, когда советский интернационализм будет заменен евразийским патриотизмом.

Постсоветская Россия

Статью Трубецкого «Русская проблема», опубликованную девяносто лет назад, без преувеличения можно назвать политическим пророчеством. Трубецкой в своем прогнозе ошибся лишь со временем. Советскому Союзу, вопреки мрачным прогнозам основоположника евразийства, все же удалось отстоять свой суверенитет. Политическое пророчество Трубецкого сбылось в полной мере после развала Советского Союза. В 90-е годы ХХ века Россия потеряла свой полный государственный суверенитет, сохранив лишь внешние атрибуты независимости. Российская политическая элита по указке Запада проводила экономические эксперименты ввергнувшие страну в хаос.

Россия оказалась зависимой от Запада не только экономически, но и духовно. Западническая интеллигенция пыталась убедить народ в том, что необходимо отказаться от базовых ценностей русской культуры, поскольку они якобы тормозит модернизацию. Политическая элита пыталась лишить русский народ традиций и права на собственную идентичность.

В последнем десятилетии двадцатого столетия произошло то, с чем много веков назад боролся Александр Невский – западная система порабощения, для которой характерно не только экономическое принуждение, но и духовное.

Только начиная с 2000-х годов ситуация стала меняться. Владимир Путин вернул часть государственного суверенитета, но Россию по-прежнему сложно назвать независимой страной. На данный момент Россия, не обладая полным государственным суверенитетом, на официальном уровне критикует однополярную глобализацию  и находит понимание во многих странах со стороны тех, кого не устраивает современное мироустройство, основанное на неоколониализме. Мечты Трубецкого о России как лидере мирового освободительного движения вполне вероятно могут стать реальностью.

Партия Великое Отечество

Патриоты-публицисты 90-х годов, называемые ельцинскими пропагандистами «красно-коричневыми», писали статьи наполненные чувством обреченности и пессимизма. В «нулевые» годы, в условиях постепенного возвращения российского суверенитета, возникло новое поколение патриотов, с надеждой смотрящее в будущее. Типичным представителем патриотов новой волны является знаменитый публицист, основатель «Партии Великое Отечество» (ПВО) Николай Стариков. Начав свою писательскую карьеру восемь лет назад, Стариков прошел путь от автора популярных книг до идеолога и лидера политической партии.

Теория государственного суверенитета, составляющая основу идеологии ПВО, подробно изложена в книге Николая Старикова «Национализация рубля – путь к свободе России». В статьях и манифестах классического евразийства речь идет в основном о государственном (способность управлять собственной страной) и культурном (возможность свободно исповедовать Православие) суверенитете. Стариков под полным государственным суверенитетом подразумевает совокупность пяти суверенитетов: 1. Международный суверенитет (международное признание, наличие государственной символики), 2. Дипломатический суверенитет (способность проводить независимую международную политику), 3. Военный суверенитет (способность защитить себя от агрессора), 4. Экономический суверенитет (самостоятельное развитие экономики, обеспечивающее благосостояние страны), 5. Культурный суверенитет.

Россия (СССР) при Хрущеве и Брежневе начала терять культурный суверенитет, при Горбачеве военный, а затем и экономический. В результате к началу 90-х годов России имела только международное признание и государственную символику.

«Партия Великое Отечество», отстаивая полный государственный суверенитет, предлагает национализировать Центральный Банк, выступает в защиту традиционных ценностей и укрепления обороноспособности страны.

Стариков во множестве статей и публичных выступлениях доказывает целесообразность реализации Евразийского проекта. В статье «Евразийский Союз – путь к свободе России» Стариков писал о том, что реинтеграция постсоветского пространства может способствовать обретению экономической независимости.

Заключение

Классическое евразийство 20-30-х годов (Н. С. Трубецкой, Г. В. Вернадский и др.) и «Партию Великое Отечество» (Н. В. Стариков) объединяет одна главная идея – это идея построения независимого от западного влияния единого евразийского пространства.

Классическое евразийство и «Партия Великое Отечество»  – это реакция нашего общества, нашей цивилизации на влияние извне. Когда возникает угроза потери российского суверенитета, появляются идеологии, которые во многом очень похожи. Меняются исторические эпохи, меняется структура общества, но базовые основы борьбы государства за независимость остаются неизменными.

One comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *