евразийство, джамахирия, 4ПТ, Каддафи, Ливия

Евразийство и джамахирия. Введение.

_  Юрий Кофнер, председатель Евразийского Движения России. Москва, 22 октября 2014 г.

Муаммар аль-Каддафи искал идеальную форму общественного сожительства, основанную на религиозных ценностях, при которой, наряду с социальной справедливостью, наличествовала бы  и сильная власть, и народная представительность и национальная самобытность. Если это не «арабско-африканское евразийство», тогда что?

Евразийство является российской, и если шире – «евразийской» отечественной версией глобальной новой идеи – Четвертой политической теории[1]. Следовательно должны существовать и другие национальные вариации 4пт, среди которых «евразийство» лишь одна из версий [2]. Другой такой, из ряда национальных интерпретаций, является ливийская модель джамахирии (араб. «государство народных масс»), описанная в Зеленой книге (1976-1979) Муаммаром Каддафи и реализованная в Ливии после Революции Аль-Фатех (1969) и обнародования известной «Декларации Себхи» (1977).

В доказательство данного утверждения в настоящем цикле будет проведен небольшой сравнительный анализ между ливийской концепцией джамахирии и евразийской версией Четвертой политической теории, в ходе которой будут выявлены схожести и отличия между ними. Так как Зеленая книга подразделена на три главы, условно на — политику, экономику и общество, данный цикл будет следить таким же делением.

Однако, для начала хотелось бы поговорить о названии. Каддафи называет свою концепцию «Третьей всемирной теорией». Евразийцы же называют свою концепцию «Четвертой политической теорией». Если мы хотим утверждать идеологическое единство между двумя версиями, то как объяснить такое расхождение в названиях и в чем разница между ними? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо посмотреть на историю становления всех четырех «всемирных» теорий.

Либерализм-капитализм является «первой» политической теорией (1пт), так как «родилась» раньше всех остальных современных полит-теори —  в ходе европейского просвещения. Субъектом 1пт является индивидуум / homo econimicus.

В 19-м веке как ответ на недостатки 1пт возникла социалистическая-коммунистическая доктрина. Она является «второй» политической теорией (2пт). Ее субъектом провозглашен рабочий класс.

В  начале 20-го века в ответ на недостатки, как капитализма, так и коммунизма, появился т.н. «третий путь» («третья политическая теория»; 3пт) в виде идеологий нацизма и фашизма. Их расцвет приходился на 20-30-ые годы 20-го века, но они были практически окончательно «побеждены» союзниками в 1945 году. Субъектом 3пт является государство / раса.

Последняя — «четвертая» — политическая теория (4пт) является одновременно синтезом и преодолением предыдущих полит-теорий. Осознанная ее разработка началась в России и во Франции в первой десятке 2000-х годов, однако отдельные версии, интерпретации, фрагменты и предтечи ее мы можем найти в разных точках света еще с начала 20-го века.

Современные евразийцы, положившие начало систематической разработки 4пт, пришли к такому названию отчасти для того, чтобы дистанцироваться идейно и организационно от современных последователей 3пт: от (нео-)нацистов и (нео-)фашистов. Стоит отметить, что если классические евразийцы еще и склонились к тому, чтобы назвать себя последователями «третьего пути», то относилось это исключительно к предполагаемому ими экономическому устройству, которое они определили как «частно-плановую» альтернативу (солидаризм) учениям капитализма и социализма. В то же время, они жестко критиковали «лже-идеократические» режимы тогдашней Италии и Германии за их империализм, этатический фашизм и биологический расизм. По этой причине можно справедливо утверждать, что евразийство, современное, как и классическое, является «четвертой» политической теорией, отдельно стоящей от установок либерализма, коммунизма и национализма. Евразийство противопоставлен империалистическому этатизму также, как оно противопоставляется гедонистическому либерализму и атеистическому коллективизму. Евразийство есть «четвертый путь», основанный на традиционной теологии, и утверждающий, прежде всего, духовную свободу личности на основе примата традиционных религиозных ценностей. Субъектом 4пт является «симфоническая личность» между личностью, народом и Богом.

Мною понимается так, что выбор названия «Третьей всемирной теории» обусловлен тем, что Каддафи написал свой труд в пик Первой Холодной войны, т.е. в период ожесточенной идеологической борьбы двух систем —  либерализма-капитализма (1пт) и коммунизма-социализма (2пт). Однако, к этому времени фашизм-расизм (3ПТ) был уже побежден в качестве сколь-нибудь значимой теории и политической силы. Ливия также была активным членом Движения неприсоединения и движения «Третьего мира»[3]. Исходя из этого положения представляется, что при выборе названия Муаммар Каддафи хотел противопоставить свою идеологию существующим «все-мировым теориям» – как первой — либерализму-капитализму, так и второй —  коммунизму-социализму, но не рассмотрел фашизм-нацизм как (значимую) политическую концепцию. Как сказал академик Института востоковедения РАН Владимир Куделев: «Третья Всемирная Теория, изложенная Каддафи в Зелёной книге — новая система взглядов, которая противопоставляется идеям коммунизма Карла Маркса и капитализма Адама Смита»[4]. То есть, если и исходное положение у фашизма и у джамахирии было одинаковым —  одновременное опровержение идеологических установок Гоббса-Смита и Марска-Ленина, то их итоговые решения общественных проблем являются совершенно отличными друг от друга. Зеленая книга отвергает любой вид этатизма (не-прямого народовластия) и племенного/национального расизма, но за то склоняется к «евразийскому» пониманию «всеединства» «личности – народа — Бога», как высшего субъекта своего мировоззрения. Стоит отметить, что при разработке своей теории, Каддафи опирался, в частности, на труды теоретиков народного анархизма Михаила Бакунина и Петра Кропоткина, совмещённые с эгалитаристскими принципами Ислама [5],[6] .

Таким образом можно утверждать, что было бы правильнее назвать «Третью» всемирную теорию, изложенной в Зеленой книге, – «Четвертой всемирной (политической) теории», так как это практически одно и то же. Но более подробно об этом мы будем говорить ниже, когда будем рассматривать Зеленую книгу по главам: политика, экономика, общество.

Примечания:

[1] Более подробно о Четвертой политической теории можно прочитать в моем интервью «Евразийство как система преодоления модерна» (Москва, 2016).

[2]  О южно-американском чавизме-боливаризме и венгерской «не-либеральной демократии» как национальные интерпретации Четвертой политической теории можно прочитать в моих статьях «Евразийство и боливаризм» (Москва, 2014) и «Венгрия выбирает Четвертую политическую теорию» (Мюнхен, 2014).

[3] В отличие от сегодня, термин «Третий мир» во второй половины XX века не имел столь плохой коннотации, а обозначил лишь страны, напрямую не участвующие  в Первой Холодной войне и сопутствующей ей идеологической биполярной системы.

[4] Куделев В.В. «Ситуация в Ливии». Журнал «Россия в глобальной политике». Москва. 2007 г.

[5] Киселев С.А. «Муаммар Каддафи — теоретик Третьей Всемирной Теории». Газета «Ведомости». Москва. 2003 г.

[6] Само слово «джамахирия» переводится как «государство народных масс» и является арабским неологизмом, образованным путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *