Иван Ильин, национализм, евразийство, евразийцы, 4ПТ, Кофнер, Евразийский Союз, Россия

Что есть национализм по Ильину?

_ Игорь Ильин, активист Евразийского клуба МГУ им. М.В. Ломоносова (ЕДРФ). Доклад на круглом столе по теме «Иван Ильин – советник Путина, идеолог Русской весны», прошедшем 17 ноября 2014 г. в здании Московского правительства.

«Самый большой националист в России — это я. Но самый правильный национализм — это выстраивание действий и политики так, чтобы это пошло на благо народа», — заявил Владимир Путин на Валдайском форуме 2014 года в Сочи. Он отметил, что когда под национализмом понимается нетерпимость к другим людям — шовинизм, то это будет разрушать страну. «Это не только тупиковый путь, это путь к саморазрушению. В России сделают все, чтобы этого не случилось», — заявил президент.

Больной национализм

В наши дни слово «националист» носит негативный, даже уголовный оттенок. Благодаря СМИ «националист» постоянно стоит в одном ряду с такими словами как фашист, нацист, убийство, разжигание, ненависть. Для примера: банды радикальных отморозков, которые сожгли Дом Профсоюзов то и дело называют украинскими «националистами». Какую окраску должно приобрести это слово в глазах миллионов людей? Резко негативную. И я хочу внести лепту в отмывание этого понятия от несправедливой грязи. И прибегну для этого к наследию Ивана Ильина.

Национализм не есть оружие

Итак, существуют извращенные формы национализма. Первая – национальное чувство прикрепляется не к духу и не к духовной культуре своего народа, а превращается в орудие, а то и оружие, хозяйства, политики или завоеваний, выливается в экономизм, этатизм или империализм.

Национализм не есть национал-шовинизм

Вторая – национализм превращает утверждение своей культуры в отрицание чужой. Как если бы любовь к своей матери заставляла ненавидеть и презирать других матерей. Главной причиной здесь является неодухотворенность национального инстинкта. Сочетания этих ошибок порождают различные формы БОЛЬНОГО национализма. Как здесь уместен выразительный пример нынешней Украины!

О русском национализме

От первой ошибки русский национализм был убережен православным сознанием, как главной отличительной чертой русскости: в течение веков, вплоть до конца 19 столетия русский народ осмысливал свое бытие не хозяйством, не государством, не войнами, а верою и ее содержанием.

От второй ошибки русский народ был огражден природным простодушием и скромностью, многоплеменным составом России.

Важно осознать и прочувствовать, что у каждого народа свое особое чувство права и справедливости; иной характер; иная дисциплина; иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом: у каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий акт. И в этом все вещи, и все люди, и все народы правы.  Так нам всем дано от Бога. В этом многообразии и есть прелесть жизни.

Национализм есть любовь

Национализм же — есть ЛЮБОВЬ к историческому облику и творческому акту своего собственного народа во всем его богоданном многообразии. Он подчинен законам добра и духа. Национализм принимает дары и создания своего народа, как собственную духовную почву, как отправной пункт своего собственного творчества. Национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ – к духовному расцвету. Национализм испытывает, исповедует и отстаивает жизнь своего народа, а также культурное «само-стояние», как «залог величия» и как независимость государственного бытия. Национализм неотделим от национальной идеи, без первого невозможно второе.

Русский национализм есть не что иное, как любовь к исторически сложившемуся духовному облику и акту русского народа. Он утверждает свое и творит новое, но отнюдь не отрицает и не презирает чужое. И Дух его есть дух Иоанновского Христианства, Христианства любви, созерцания и свободы, а НЕ дух ненависти, зависти и завоевания

В этом смысле понятие национализма вполне созвучно с определением, который дал отец-основатель Евразийского Движения Николай Трубецкой. В своих отношениях к другим народам истинный националист лишен всякого национального тщеславия или честолюбия. Строя свое миросозерцание на самодовлеющем самопознании, он всегда будет принципиально миролюбив и терпим по отношению ко всякой чужой самобытности.

Итак, как мы видим, сегодня коннотация национализма имеет мало общего с идеей национального самосознания, которую формулирует Иван Ильин. Намеренно или нет, словом национализм называют случаи «больного» национализма. В «здоровом» же национализме нет, и не может быть ничего угрожающего, потому что нет ничего плохого в приобщении к своим корням и традициям, любви к своей истории и к своему народу, а самое главное, в стремлении творить свое по-своему.

Литература:

1. Иван Ильин. О русском национализме. Сборник статьей. Москва, 2007 г.

2. Николай Трубецкой. Общеевразийский национализм. 1927 г.

3. Николай Трубецкой. Об истинном и ложном национализме. София, 1921 г.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *