Оксфордский след евразийства

_ Выдержка из книги «Евразийство между империей и модерном: История в документах» профессора Смитского Колледжа (Smith College, CША) Сергея Глебова. Москва, 2010 г. 

Обратимся к вопросу о финансировании евразийства. Для успешного функционирования евразийского проекта нужны были средства, и порой немалые. Учитывая, что трое ведущих евразийцев жили в столицах трех разных стран, поездки и съезды представляли собой проблему не только времени (у занятых в циклическом мире академии Савицкого и Трубецкого в особенности), но и средств. Подобная ситуация складывалась и с пропагандистскими, лекционными и инспекционными поездками по центрам эмиграции. Впечатляющая издательская программа движения тоже требовала вложений. Евразийство функционировало как пропагандистский и научный институт, с постоянными семинарами и лекциями, с собственной издательской программой, включавшей ежегодную публикацию от одной до десяти книг и брошюр, ежегодную «Евразийскую хронику» и выходившую в 1928–1929 годах газету «Евразия» [1].

Евразийцам помог случай, сделавший возможным удивительный размах всего евразийского предприятия во второй половине 1920-х годов. П.С. Арапов, который с 1922 года активно включился в евразийскую переписку и стал деятельным участником евразийских собраний, имел связи не только в окружении П.Н. Врангеля в Брюсселе, но и в Англии, в среде великосветской монархической эмиграции. Периодически он ездил в Лондон, где в доме князей Голицыных (Владимира Эммануиловича и Екатерины Георгиевны) проживала его мать, Д.П. Арапова. Там Арапов познакомился с полковником Петром Николаевичем Малевским-Малевичем, который был связан с Генри Норманом Сполдингом*, британским филантропом, теологом и основателем кафедры по изучению восточного христианства в Оксфорде [2].

Кто именно был инициатором обращения к Сполдингу за деньгами на евразийские нужды, неизвестно. Мы знаем лишь, что в конце 1924 года Сполдинг выразил готовность передать определенную сумму на нужды нового христианского движения в среде русских эмигрантов. Малевский был дружен с семьей Сполдинга, причем эта дружба явно не зависела от политических взглядов Малевского и продолжалась после распада Евразийского Движения. Именно в распоряжение Малевского Сполдинг и передал деньги.

Евразийцы были приятно ошеломлены, когда Арапов во время очередной поездки в Англию сообщил из Лондона о размерах взноса: Сполдинг пожертвовал на евразийство 10 тысяч фунтов стерлингов, причем впоследствии он спонсировал отдельные проекты евразийцев сверх этой суммы [3]. Разумеется, сумма, равная примерно 40 тысячам долларов, была очень внушительной. Отметим, что в 1925–1927 годах Сполдинг выделил на евразийство не менее 12 тысяч фунтов. Он также финансировал издание газеты «Евразия», а после распада Движения оплатил долги евразийских издательств и субсидировал (правда, в значительно меньшем масштабе) деятельность группы Савицкого и бельгийских евразийцев, во главе которых стал племянник П.Н. Малевского-Малевича, Святослав Святославович Малевский-Малевич.

Любопытны мотивы Сполдинга, выделившего значительные средства на такое малоизвестное в Великобритании предприятие, как евразийство. Вполне возможно, что свою роль здесь сыграли рекомендации каких-то титулованных русских в Лондоне. Однако из писем самого Сполдинга Сувчинскому возникает впечатление, что он был очень слабо информирован (или неправильно информирован) о евразийстве и его русском контексте и принимал это Движение за то, чем оно не являлось. Вот что писал Сполдинг 12 апреля 1928 года:

«Успех евразийства представляется мне фактом чрезвычайной важности не только для России, но и для всего мира. В Индии, в Китае, в Японии, в некоторых исламских государствах поднимается секуляризованная и вестернизированная, фундаментально похожая на российскую интеллигенция: будет ли она следовать матушке России на пути к большевизму или евразийцам в их попытке построить государство на принципах Евангелия? На мой взгляд, это самый важный вопрос нашего столетия, и это привилегия – иметь возможность посодействовать, неважно в насколько малой степени, осуществлению таких целей…» [4].

Вероятно, Сполдинг был посвящен в подпольные тайны евразийства, включая контакты последнего с «Трестом». Во всяком случае, в 1928 году Сполдинг упоминает евразийские «неудачи» 1927 года [5]. Возможно, Сполдингу, как и многим евразийцам, импонировала романтика «подполья». Он часто называл себя евразийцем (точнее, к огромному раздражению Святополк-Мирского, «европоазийцем»), обсуждал с Сувчинским стратегию движения и Даже написал небольшую книжку, суммирующую взгляды евразийства [6]. Впрочем, сам Сполдинг признавал, что был очень слабо подготовлен к такому предприятию, а книжку написал на основе разговоров с Араповым и Малевичем [7]. Арапов иронически отзывался о способностях Сполдинга именно в связи с обсуждением этой публикации [8]. Тем не менее деньги Сполдинга обеспечили стремительный рост числа евразийских публикаций вплоть до раскола 1928 года.

Когда произошел раскол на правых и левых евразийцев в 1929 году, то и Трубецкой с Савицким, и Лев Карсавин убеждали Сполдинга давать деньги именно им (т.е. правым и левым соответственно). Без оксфордских денег газета «Евразия» быстро прекратила существование. Как известно,  известный английский дипломат сэр Джеймс Генри Брюс предлагал Льву Карсавину  в 1929 году стать профессором Оксфордского университета, но он выбрал Каунас.

Примечания:

* Генри Норман Сполдинг (Henry Norman Spalding) —  британский филантроп, теолог, основатель Кафедры по изучению восточного Христианства в Оксфордском университете. Родился в 1877 году. Учился на юриста, но никогда не практиковал. Вместо этого сначала стал госслужащим в Адмиралтействе (1901-1909). Во время Первой Мировой войны служил в Адмиралтействе и Министерстве боеприпасов в качестве заместителя директора Департамента социального обеспечения (1915-1918). Затем, унаследова большое состояние, занимался благотворительностью и политикой. Вместе с женой Нелли Сполдинг (Nellie Spalding), чья семья стала богатой торгуя гуано, инициировал и стал со-учредителем Кафедры восточных религий и этики в Оксфордском университете (1936), а также курса лекций на тему «православной культуры». Спалдинг пожертвовал британским университетам большие суммы  для закупки книжных фондах о восточных культурах, искусства и религий. Он является со-учредителем Ассоциации британских востоковедов и Музея восточного искусства в Оксфорде. Опубликовал стихи и две монографии на евразийские темы: «Russia in Resurrection; a Summary of the Views and of the Aims of a New Party in Russia»(1928); «Civilisation in East and West» (1939). Генри Норман Спалдинг умер в 1953 году.

1.  В статье, посвященной десятилетию евразийского движения, Савицкий с гордостью объявлял о сотнях тысяч страниц евразийских текстов (см.: Савицкий П.Н.  В борьбе за евразийство //Тридцатые годы. Париж: Евразийское книгоиздательство, 1931. С. 1–52).

2. Об английских связях евразийцев см.: The Letters of D.S. Mirsky to P.P. Suvchinskii, 1922–1931; Smith G.S.  D.S. Mirsky. A Russian‑English Life, 1890–1939. N.Y.: Oxford Univ. Press, 2000; Казнина О.  Русские в Англии: Русская эмиграция в контексте русско‑английских литературных связей в первой половине XX в. М.: Наследие, 1997. С. 119–154.

3. Письмо Арапова Сувчинскому от 19 октября 1924 г.

4. Smith G.S.  Op. cit. P. 275.

5. Письмо Трубецкого Сувчинскому от октября 1923 г. (№ 18).

6. Henry N. Spalding to P. Souvtchinsky, 12 April 1928 // BNF. DdM. 0091 (77).

7. Письма Г.Н. Сполдинга П.П. Сувчинскому: Из переписки евразийцев //Ab Imperio. 2003. № 2. C. 305–337. Под «неудачей» подразумевается раскрытие «Треста».

8. Spalding H.N. Russia in Resurrection; a Summary of the Views and of the Aims of a New Party in Russia, by an English Europasian. London: G. Routledge & Sons, Ltd., 1928. Авторство атрибутируется на основании письма: H.N. Spalding to P. Suvchinsky, 10 February 1928 // BNF. DdM. 0091 (77).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *