Четвертая политическая теория, Четвертый путь, праведничество, евразийство, евразийцы, идеология, Православие, Христианство, Евразия, Кофнер

Четвертая политическая теория и Четвертый путь Гурджиева

_ Геннадий Бесклубов. Москва, 25 января 2015 г. Настоящая статья публикуется на дискуссионной основе. ЕДРФ не рекламирует учение Г.И. Гурджиева. Мы выступаем за канонические нормы традиционных религий России-Евразии.

Статью-манифест «Четвертая политическая теория как новая идеология» молодого евразийца Юрия Кофнера нахожу на столько содержательной, что в этой связи хотел бы поделиться возникшими по прочтении ассоциациями.

Можно предположить, что Четвертая политическая теория чем-то похожа на «Четвертый путь» философа-мистика, композитора и путешественника Георгия Гурджиева (1877-1949), если сравнивать их по принципу параллелизма макрокосма и микрокосма («человек как микрокосм, содержит все то, что содержит и макрокосм»). Всякая политическая теория опирается на определенный тип человека, значит, поняв на какой тип опирается либерализм, коммунизм, национализм можно понять — какой человек востребован на современном этапе:

1ПТ. Либерализм — физический план — путь факира.

2ПТ. Коммунизм — эмоциональный план — путь монаха.

3ПТ. Национализм — интеллектуальный план — путь йога.

4ПТ. Евразийство/праведничество — одухотворенность — путь внутренней осознанности.

Первая политическая теория — путь факира — это развитие физической, волевой способности жить в любых материальных условиях. Освобождение от всего, что могло бы «обуздать» свободное выражение собственного «Я».

Либерализм-капитализм – освобождение от всех тормозов и границ (вседозволенность, «что хочу, то и ворочу») и грубо материальное сознание («ничего личного – только бизнес»), прагматизм. По М. Хайдеггеру – сужение сознания до «планирующе-рассчитывающего обеспечения совокупности сущего». Теперь, наконец, это  есть безразличие и к своим физическим половым признакам – факиризм. Между прочим, если бы Кончита Вурст ещё глотало шпаги, то вполне походило бы на факира. 

Вторая политическая теория —  путь монаха – это развитие эмоциональной способности жить в любом обществе, любить ближнего как себя и даже любить врагов. Коммунизм-социализм требует прежде всего способности бесконфликтно жить в обществе, коллективе, общине. Коммунист-«монах» (в переносном смысле конечно) должен отказаться от своего «Я» и полностью подчиняться воле коллектива, следить общему уставу государства-монастыря.

Третья политическая теория — путь йога – это развитие способности удерживать свой ум от всех волнений и эмоций. Фашизм предполагает интеллектуальное признание братства и общности. Национализм – здесь интеллектуальное признание братьями всех живых существ одной в ним расы и говорящих, а главное думающих, на одном с ним языке – т.е. одинаковой ментальности.

Проведя сравнительный анализ Четвертой политической теории, как «политической реализации», и «Четвертого пути» Гурджиева как ее «мистической интерпретации», то можно обнаржуить, что  Гурджиевская система также отличается от трех традиционных путей тем, что работает над всеми тремя функциями человека одновременно, а также тем, что требует, чтобы человек при этом находился в гуще мировой жизни.

Четвертый путь требует, чтобы человек был «в мире, но не от мира»…Одним из главных постулатов Четвертого пути является утверждение, что современный человек подобен роботу. Он практически всю жизнь действует неосознанно, автоматически, посредством рефлексов. Путь к свободе от автоматизма лежит через постоянное умышленное разделение внимания, чтобы часть его была направлена обратно на самого себя. Как говорится «один глаз смотрит наружу, другой — внутрь». Постепенно это входит в привычку и среди множества непостоянных метущихся человеческих «Я» возникает «Я наблюдающее». Итогом практики становится достижение состояния «здесь и сейчас», а также объективность восприятия окружающего мира и себя. У человека замолкает внутренний диалог, происходит трансформация сознания. Это, например, практика непрестанной молитвы православного подвижника и — «трезвенное созерцание».

Так евразиец Иван Степанов пишет: «Преображение жизни заключается в том, чтобы центр внимания человека перенести из устремленности в будущее (что обычно проповедуется и создает вечную неудовлетворенность), в ощущение настоящего — действительного.» 

В этой связи важно подчеркнуть, что Кофнер пишет в своем манифесте: «Четвертая политическая теория по своей природе является духовной, так как считает субъектом своего мировоззрения человеческую душу/народ (то, что классические евразийцы называли «симфонической личностью»). Человеческая душа, ее неприкосновенное достоинство, является высшей ценностью для праведничества». 

Сам термин этой новой идеологии — праведнивество — имеет в свою основу слово «правда», «про-видение», «Провидение». Здесь предполагается способность не автоматически по привычке реагировать на происходящее, а «быть здесь и сейчас» и соответствовать Провидению, Божьему Промыслу. Быть не зашоренным, а адекватным происходящему: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8). У Хайдеггера, например, — «преодолеть метафизику» и «выстаивать в просвете Бытия». Он называет «стояние в свете бытия я называю экзистенцией человека».

О глобальном, и, при этом, глубоко национальном характере 4ПТ, о возможности его интерпретировать «по-национальому» говорит также, что и у китайцев есть гексаграмма Созерцания: «Умыв руки, не приноси жертв; владея Правдой, будь нелицеприятен и строг. Юношеское созерцание… Созерцание сквозь (щель)… Созерцай продвижение и отступление собственной жизни… Созерцай блеск страны… Созерцай свою жизнь… Созерцай их (других людей) жизнь». Т.е. чтобы соответствовать историческому субъекту 4ПТ — «симфонической личности» ее надо видеть «здесь и сейчас» и так как она есть. Тут, как говорится, каждому «Бог в помощь».

Литература:

1. Кофнер Ю.Ю. «Четвертая политическая теория как новая идеология». Мюнхен. 2014 г. 

2. Успенский П.Д. «Четвертый путь». Нью-Йорк. 1957 г.

2. Губин В. Д. «Проблема творческой личности в восточной философской традиции духовного наставничества». Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. Москва. 1986 г.

3. Степанов И. «Белые, красные и евразийство». Брюссель. 1927 г.

4. Хайдеггер М. «Бытие и время». Москва. 1993 г.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *