12200443_10153778794881942_48159709_n

В Казани Ольга Подберезкина говорила о Большой Евразии

29 — 31 октября 2015 года в Казани прошла VII российско-германская конференция молодых лидеров, организованная некоммерческим объединением «Германия — Россия: Новое поколение» совместно с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом при поддержке МИД России и Германии, Росмолодежи и Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. На мероприятии выступила эксперт Евразийского клуба МГИМО МИД России, эксперт Фонда Горчакова, к.политических н. Ольга Подберезкина.

Конференция проводится с 2009 года. Ее соснователем и с 2012 года председателем является немецкий герцог Кристоф фон Ольденбург. Слоган нынешней конференции – «Доверие в непростое время». Она стала самой крупной двусторонней площадкой для взаимодействия в 2015 г.  и проходила при поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова.

В непростой ситуации между Европой и Евразией такая работа, способствующая сохранению накопленного за многие годы позитивного потенциала сотрудничества, продвижению стратегического партнерства, поддержанию атмосферы доверия и взаимопонимания между нашими народами, приобретает особое значение.

Татарстан как образец

Значительный интерес с немецкой стороны вызвала тема миграции и пример мирного сосуществования в Татарстане мусульман и христиан. Сегодня тысячи беженцев из Азии и Африки пересекают границы европейских стран, и явно появляется необходимость интегрировать этих людей в жизнь общества. В ходе встречи с журналистами герцог Кристоф фон Ольденбург признался, что немцы обеспокоены массовым приездом людей с чужой для них культурой и механизмов для адаптации беженцев в Германии пока нет: «Республика Татарстан как регион является уникальным местом на планете, так как здесь христиане и мусульмане мирно живут дольше, чем в какой-либо другой части света. Тема миграции является очень актуальной для Германии. Мы заинтересованы найти подходы к мирному сосуществованию мусульман и христиан. Ежедневно тысячи беженцев из Азии и Африки пересекают немецкую границу, и в Германии это вызывает определенные страхи. И мы задаемся вопросом, как можно интегрировать этих людей в германское общество. И я связываю надежды с работой нашей группы, которой надеюсь, удастся найти новые импульсы в этом направлении, и полученный опыт мы донесем до Германии».

Континентальный блок

В рамках сессии «Возможность создания единого экономического пространства между ЕС и ЕАЭС» высказывались как оптимисты, так и скептики. Поводов для обсуждения было достаточно. На последнем Высшем совете ЕАЭС председатель ЕЭК Виктор Христенко от имени всех стран – членов ЕАЭС отправил в Еврокомиссию проект соглашения по экономическому сотрудничеству.

Эксперты сошлись во мнении, что сотрудничество между ЕС и ЕАЭС необходимо. Но при этом чувствовалось, что выход из существующего тупика в отношениях будет трудно найти.

Референт по Турции, России и Евразии отдела планирования МИД Германии Михаэль Новак уверен, что вопрос Крыма не является краеугольным во взаимоотношениях России и Германии. Он привел пример, когда ЕС поддерживает тесные отношения с Турцией, которая занимает территорию страны-члена ЕС и сравнил присоединение Крыма Россией с присоединением Турцией Северного Кипра. Эксперт задал риторический вопрос: почему в случае с Кипром это совсем не мешает Турции быть ассоциированным членом ЕС?

Со своим комментарием выступил доктор Петер В. Шульце – профессор Центра европейских и североамериканских исследований Университета Георга Августа (Геттинген), который много лет работал в Фонде Фридриха Эберта. Он считает, что не следует быть оптимистами в вопросе создания единого экономического пространства между ЕС и ЕАЭС. Европейский союз – не един, и если раньше там доминировали Германия и Франция, то теперь в нем три больших лагеря. Первый – проамериканский и антироссийский. Это Швеция, Польша, балтийские страны, Дания, Румыния, Великобритания и Финляндия. Это так называемый атлантический лагерь. Второй лагерь – умеренные: в него входят Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Словакия. Это прагматики, которые в первую очередь преследуют интересы Европы и, в том числе, стоят за компромисс с Россией. А третий – Испания, Португалия и остальные страны ЕС, которые не принимают заметное участие во внешнеполитических вопросах. Умеренный лагерь хочет, чтобы минские соглашения были реализованы, стоит за прагматический компромисс с Москвой. Но страны Атлантического блока будут этому мешать. Также Петер В. Шульце выступил за разрешение кризиса на Украине через ее федерализацию. В конце своего комментария эксперт заявил, что возлагает надежду на то, что строительство железной дороги Владивосток-Вена, соединение Транссиба с Австрией, приведет к возобновлению сотрудничества между ЕС и Россией.

Эксперт Евразийского клуба МГИМО (У) МИД России Ольга Подберезкина отметила, что Россия и страны ЕАЭС готовы обсуждать экономическое сотрудничество даже в случае присоединения ЕС к Транс-Атлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП). Но только при условии, что переговоры будут открытыми и устанавливаемые нормы не будут противоречить нормам и принципам ВТО.

Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП

Также эксперты обратили внимание на решение Высшего совета ЕАЭС о координации сотрудничества между странами Союза и Китаем в рамках коридора «Экономический пояс Шелкового пути» – ЭПШП. В будущем этот коридор может стать транспортной артерией единого экономического пространства Европы и Азии.

ЭПШП — это не только транзитно-транспортный проект, но еще и комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные проекты развития инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития стран Евразии.

Многие немецкие эксперты выразили интерес к транспортным проектам России: МТК «Север-Юг», «Запад-Восток», ВСМ «Москва-Казань» и переговорам по их сопряжению с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути».

Некоторые выразили озабоченность в связи с тем, что финансирование российских транспортных проектов Китаем может привести к недополучению выгод от строительства транспортных коридоров Россией и зависимости от Китая. Представляется, что немецкая сторона готова сотрудничать и инвестировать в транспортные проекты после нормализации российско-германских отношений».

Пресс-служба ЕДРФ

Новость подготовлена на основе материалов: http://gorchakovfund.ru/news/17530/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *