евразийство, евразийцы, Евразийский Союз, Евразия, Россия, 4ПТ

Диалектика евразийства и опасность крайностей

_ Юрий Кофер, председатель ЕДРФ. Москва, 15 января 2015 г.

— «А из чего оно складывается, Ваше счастье? 

— Из удобной, спокойной и свободной жизни с одной стороны. А также из строжайшей самодисциплины, вечной неудовлетворённости, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира. 

— Но это же противоречит одно другому! 

— Напротив, это диалектическое единство и, следовательно в нем заключено развитие»!

Иван Ефремов. «Час Быка». Москва. 1968 г.

Только на основе настоящего евразийства, которое является частью русской социально-религиозной мысли с 19-го века по наших дней (Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Ильин, Панарин, Зиновьев) и отечественной версией Четвертой политической теории, можно надеяться «заново создать такой новый строй, который ограждал бы и человеческую личность, и социальный порядок» — перефразировав евразийца и богослова Г.В. Флоровского. [1]

Истинному евразийству одновременно чужды крайности, как западного культа индивидуума, где «ты никому ничего не должен», так и фашистско-языческого культа коллективизма, где «если не можешь быть сильным, лучше не будь вообще» (Катехизис ЕСМ).

Истинное евразийство есть диалектика, синтез между противоположными началами индивидуальными и коллективными. Настоящее евразийство старается проложить путь по золотой середине, по «аристону», как это назвал русский космист Иван Ефремов [2], между интересами личности и общественным благом. Именно в этой гармонии и заключено развитие.

Но построение данного баланса есть самое трудное для реализации, и, оттого, оно самое уязвимое место в евразийстве.

В истории всегда было легче сформулировать популистские, крайние, лозунги, вроде «Хватит кормить Кавказ», или, наоборот, «Наша цель – Евразийская Империя», и найти козлов опущения для объяснения собственных бед. Для наших либералов-западников это конечно Путин, РПЦ и «лица кавказской национальности», а для наших ура-имперцев это конечно Запад, НАТО и те же либералы-западники. [3]

Но вспомним, что на волне такого популизма всегда к власти приходят диктаторы, как Гитлер в 1933-м и Порошенко в 2014-м голах, и что, в конце-концов, от этих заманчивых лозунгов страдают прежде всего простые люди.

Конечно, пупублизм в мерах имеет свои достойнства, особенно если он отражает действительные и благие для народа действия той политической силы, которая его применяет. Однако, стоит опасаться простых агрессивных популистских лозунгов. Упрощенных крайностей. Ведь они так привлекательны для широких масс, потому что дают простые решения для сложных, многогранных проблем. От того, что Путин уйдет (мечта либерала) или от того, что Америка распадется (мечта имперца), жизнь в самой России чудесным образом не станет лучше…

Только евразийство и связанные с ним около-евразийские течения Четвертой политической теории представляют собой поиск выхода из сложившейся ситуации. Думающие люди понимают, что ни плановая автаркия «СССР 2.0», ни новая русская империя, ни либеральная «колония Запада» являются ответами для спасения современной России.

***

«Диалектика — любимое слово евразийцев. Она является для них символом и путем движения. Евразийцы не боятся противоречий. Они знают, что из них соткана жизнь. Евразийцы живут в противопоставлениях. В своей системе они совмещают традицию и революцию» — прямо выразился лидер евразийцев Петр Савицкий. [4] И мы, новые евразийцы — сыновья-последователи Савицкого и Ко., стараемся достойно продолжать дело Евразийского Движения, оставаясь верными заветам своих идейных наставников.

Несмотря на всю сложность, скрывающаяся за эмпирическим прощупыванием диалектической истины в евразийстве, можно, тем не менее, выразить основные его утверждения простыми постулатами:

Цель евразийства в области политической – «идеократическая демотия», которая представляет собой, с одной стороны, всеобщее «подданство идеи» [5], т.е. верховное, руководящее для всех начало национальной идеи на принципа «Независимость и самобытность отечества — превыше всего!» [6],[7], а также, с другой стороны, широкое участие народа, максимально возможное вовлечение различных этнических, религиозных, социальных и профессиональных групп в открытый процесс управления государством.[8]

Цель евразийства в области культурно-исторической – «модернизация без вестернизации». Будущий Евразийский Союз мы мыслим как открытую прогрессивную научно-техническую супердержаву, которая, при этом, будет охранять и развивать традиции всех своих народов, их морально-нравственные ценности, историю. [9] Развитие национальной культуры должно произойти через живое творчество и возрождение вековых традиций, но не через импорт и замену западными моделями. «Надо примирить революционный творческий пафос со здоровым реализмом и упорной энергией малых дел, надо согласовать будущее с настоящим, сомкнуть времена» — как писал евразиец  Лев Карсавин. [10] Евразийский Союз в данном контексте представляется как «Ноев ковчег» для народных традиций в турбулентном потопе глобализации и одновременно звездолетом новых достижений в области культуры, науки и творчества.

Цель евразийства в области экономической – суверенное развитое «смешанное хозяйство», т.е. построение «этатизма, который знает себе границ» [11] на основе импульса частной инициативы, функциональной собственности, социальной справедливости трудового государства общего дела, как описано еще в 1932-м году в «Декларации евразийства» [12]. Речь идет о сочетании начал плановой и рыночной экономик с учетом изменений, произошедших в 21-м веке в области кооперативного управления, научно-технического прогресса и глобального хозяйства. И опять, задача состоит в том, чтобы найти золотую середину между социальной справедливостью, с одной стороны, и международной конкурентоспособностью, с другой. Только смешанная модель экономики может предоставить этот баланс. В этом контексте привлекательным представляется идея «солидарного акционирования» на основе концепций Рудофльфа Дизелья и Владимира Лепехина. [13], [14]

Цель евразийства в области национальной – «общеевразийский патриотизм», где «каждому народу будет обеспечено возможность выявления и развития его действительных и неповторимых качеств», которые «будут складываться в некоторую гармонию», т.н. «симфоническую личность». [15] Речь идет о сочетании народного национализма с патриотизмом общеецивилизационным. По подобию тому, как француз гордится одновременно тем, что он и француз и европеец, русский или казах должны гордиться тем, что они — русский и казах, соответственно, и вместе с тем — евразийцы, т.е. принадлежат к евразийской цивилизации.

***

Как мы видим, действительно справедливым является утверждение, что суть евразийства — в диалектике. Однозначно, путь творческого совмещения противоположностей не легок. Ведь мы, современные евразийцы, хотим, что бы в конце получилось полезное, «светлое» благо для общества, и оградимся от влияния опасных, человеконенавистнических концепций вроде лже-либерализма, национал-большевизма, и черного ультра-консерватизма.

Евразийский поиск золотой середины сложен и поэтому, может быть, менее привлекателен, чем другие идеологии. Но евразийцы не ищут легких путей, им нужна Великая Евразия. Ведь в этом поиске заключено развитие. В самом конце первой статьи первого евразийского сборника «Исход к Востоку», опубликованного в Софии в 1921-ом году, Петр Савицкий завещал: «Нет неизбежного. Есть возможное. Только путем напряженного творчества, без боязни покаяться в ошибках и сознаться в слабостях, только ценой непрерывных усилий, осуществляющихся в рамках открытого воле «пластичного» мира, возможное станет действительным»! [16] Верим в эти слова, и будем трудиться.

Примечания:

[1] Флоровский Г.В. «Социальная проблема в Восточной Православной Церкви». Гарвард. 1952 г.

[2] Ефремов И.А. «Лезвие бритвы». Москва. 1963 г.

[3] Из-за широкого употребления терминов «либералы» и «консерваторы» они легко поддаются неправильному пониманию или истолкованию. Правильнее было бы назвать первых «лже-либеральными-западниками» и вторых «застой лже-консерваторамы».

[4] Савицкий П.Н. «Евразийство как исторический замысел». Прага. 1933 г.

[5] Савицкий П.Н. «Подданство идеи». Берлин. 1923 г.

[6] Трубецкой Н.С. «Евразийские хроники». Вып. VIII. «Об идее-правительнице идеократического государства». Париж. 1927 г.

[7] Савицкий П.Н. «Независимость и самобытность Отечества превыше всего». Статьи П.Н. Савицкого, А.П. Антипова и В.С. Ирманова. Издание Евразийцев. Прага, 1936 г.

[8] Палкин А. «Принцип демотии в учении евразийцев». Челябинск. 2005 г.

[9] Капустин Н. «Желаемое социально-экономическое устройство Евразийского Союза и роль отдельного человека в евразийском обществе». Москва. 2013 г.

[10] Карсавин Л.П. «Евразия». «Социализм и Россия». Париж. 1929 г.

[11] Смотрите пункт №4.

[12] Вернадский Г.В. «Евразийство: Декларация, форумлировка, тезисы». Прага. 1932 г.

[13] Дизель Р. «Солидаризм. Естественное экономическое освобождение людей». Мюнхен. 1903 г. На немецком.

[14] Лепехин В.А. «Солидарное акционирование». Москва. 2012 г.

[15] Смотрите пункты №4 и №12.

[16] Савицкий П.Н. «Исход к Востоку». «Поворот к Востоку». София. 1921 г.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *