detail_f4fa569ee8c208fe491c020d0437efb5

Перевод-резюме Валдайского доклада «Региональные возможности России в международной системе»

_ Юрий Лучин, эксперт ЕДРФ по правовым вопросам евразийской экономической интеграции. Москва, 29 января 2016 г.

В докладе «Региональные возможности России в международной системе» (оригинальное название на англ.яз. «Russia’s Regional Options in the World System»), подготовленным Дэвидом Лэйном, профессором политической психологии и социологии Кэмбриджского университета, вице-президентом Европейской социологической ассоциации, и представленным им широкой публике в январе 2016 г. в качестве участника Валдайского клуба, рассматривается текущее положение Российской Федерации и Евразийского экономического союза на международной арене, а также возможные варианты дальнейшего развития данной роли в глобальной системе макроэкономических отношений через призму взаимодействия с иными интеграционными моделями.

Основной идеей, выраженной в докладе, является вывод о  том, что правительство России укрепит позиции Евразийского экономического союза посредством развитии экономических связей со странами БРИКС и активного участия в Шанхайской Организации Сотрудничества.

Основой для такого вывода является стратегический анализ процесса становления Евразийского экономического союза как интеграционной модели.

В этой связи, указанный процесс рассматривается автором доклада посредством анализа четырех теоретических вариантов дальнейшего развития стран-участниц в геополитическом пространстве в качестве независимых сил после распада социалистического блока. Указанные варианты предусматривали следующие возможные сценарии:

  1. Сохранение социалистического блока с последующим его реформированием.

Примером такого реформирования выступает политика М.Горбачева в СССР, которая явилась несостоятельной, в силу чего указный вариант привел к распаду социалистического блока стран и следующему сценарию.

  1. Распад социалистического блока и фигурирование его стран-участниц в системе международных отношений в качестве независимой силы.

Ввиду сохранения оставшегося либерально-капиталистического блока западных сил, имевшего тенденции к распространению своего влияния, данный вариант логически и фактически являлся не жизнеспособным перед лицом истории, так как предполагал неминуемое вовлечение бывших стран-участниц социалистического блока в региональные институты, оставшиеся на территории Европы, наиболее прочными из которых являлись Европейский союз в качестве экономического блока и НАТО в качестве военно-политического. Названные обстоятельства определили образ следующего сценария.

  1. Включение бывших стран-участниц социалистического блока в состав либерально-капиталистического блока.

Процесс перехода стран на постсоветском пространстве к капиталистической модели сопровождался процедурами приватизации, формирования частного капитала внутри страны и привлечении капитала из-за рубежа, что повлекло за собой включение данных государств в систему международной рыночной экономики, и как следствие повысило зависимость данных стран от международной конъектуры. В тоже время, ввиду малой экономической значимости бывших стран-участниц социалистического блока для сложившейся системы капиталистических отношений сформировалась объективная необходимость в создании регионального объединения на постсоветском пространстве, что определило неизбежность развития следующего сценария.

  1. Формирование регионального интеграционного объединения на постсоветском пространстве.

Данный сценарий развивался параллельно с предшествующим сценарием, предполагавшим включение бывших стран участниц социалистического блока в состав существующих интеграционным моделей.

В этом отношении автор доклада проводит сравнение между особенностями членства в Европейском союзе, предполагающем существенное реформирование не только системы национальной экономики страны, но и переориентацию социально-культурных ценностей, выражающеюся в полном принятии системы «Европейских ценностей» и следовании принципам права Европейского союза, основным из которых являлся принцип приоритета наднациональной политики.

В тоже время, большая часть государств на постсоветском пространстве (исключая Балтийские страны) руководствовалась национальными интересами и осуществляла взаимодействие на международной арене в соответствии с принципами ситуативных отношений ad hoc, не предполагавших комплексного и целенаправленного взаимодействия ряда государств.

Рассматривая особенности участия стран в интеграционной модели СНГ автор доклада отмечает фактическую недостаточность эффективности, а также консультативно-рекомендательный характер взаимодействия между участниками в рамках анной интеграционной модели.

Данное обстоятельство явилось основой для рассмотрения ключевыми государствами на постсоветском пространстве (России, Казахстана и Беларуси) необходимости в формировании иной региональной интеграционной модели, являющейся эффективной и конкурентоспособной на международной арене. Данной моделью выступил современный Евразийский экономический союз, способный выступить связующим звеном для Европейского союза и ряда континентальных экономических боков, как-то страны ШОС и БРИКС.

Перспектива такой роли во многом зависит от конъектуры международных отношений. Автором отмечается, что политико-военная напряженность связанная с событиями на Украине повлекла приостановку процессов развития экономических связей между Европейским союзом и Российской Федерацией как члена Евразийского экономического союза. Указанное обстоятельство повлекло активизацию взаимодействия России со странами восточного направления, как-то страны БРИКС и государства-члены Шанхайской Организации Сотрудничества, так как участники данных региональных интеграционных моделей помимо устойчивых капиталистических моделей, позволяющих им стабильно развиваться с учетом особенностей национальных экономик, обладают высоким потенциалом формирования статуса, независимого от амероцентричной конъектуры международных отношений, и как следствие от влияния интересов западных либерально-капиталистических сил.

В заключение доклада автор делает вывод о том, что следствием названного укрепления сотрудничества России как члена Евразийского экономического союза с интеграционными институтами азиатского и тихоокеанского регионов, в перспективе может явиться глобальные изменения соотношения геополитических сил в сторону усиления позиций стран БРИКС и государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества в мировой экономической системе.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *