Византизм, евразийство, евразийцы, Евразийский Союз, клуба, Евразия, Православие, Христианство, Византия

Византизм и евразийство. 1. Катехезис и духовный поиск.

_ Мария Коновалова, руководитель Нижегородского отделения ЕДРФ. Нижний Новгород, 1 февраля 2016 г.

«Православие – не данность,а задание»

Вл. Соловьев

В декабре 2015 в МИД России состоялось Учредительное собрание Византийского клуба, со-учредителем которого стал Юрий Кофнер, председатель Евразийского Движения России, что стало поводом для переосмысления роли византийского начала в евразийской философии. [1]

Отход от византийских истоков был поводом для наиболее фундаментальной критики со стороны представителей русской религиозной мысли по отношению к пионерам евразийства.  Рассмотрим историю постановки и разрешения этого вопроса в XX веке.

В 1921 году в сборнике статей «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения» евразийцы впервые заявили, что Россия является наследницей не Киевской Руси, а Монгольской монархии.  [2]

В 1925 году выходит критическая статья Николая Бердяева «Евразийцы», в которой он подчеркивает: «Отношение евразийцев к Западной Европе превратно и ложно и подобное отношение заслуживает наименования азиатства, а не евразийства. Русская культура также имеет свои основы в культуре греческой, как и культура европейских народов. Мы принадлежим не только Востоку, но и Западу через наследие эллинства. На нас почил эллинский дух, универсальный эллинский гений. Мы стали бы окончательно азиатами, восточными людьми, если бы отреклись от греческой патристики, от св. Клемента Александрийского, от каподокийцев, если бы туранское начало в нас возобладало».  [3]

К критике Бердяева, безусловно, прислушались. И уже в Евразийском Манифесте 1932 г. утверждается компромиссный вариант:  «Евразийцы считают, что в истоках своих телесную организацию евразийская культура унаследовала как от древней Руси, так и от великой державы Чингисхана. Культура эта проникнута христианскими традициями Византии и испытала на себе влияние духовных заветов религий Азии. Сочетание этих элементов образовало величие Московской Руси, татарской в основном по своей материи, восточной и византийской по своему духу».  [4]

Был ли он преодолен  окончательно? Философская честность вынуждает нас признать, что возрожденное евразийство XXI века не сохранило иммунитет к своим младенческим болезням, и преодолеть номиналистический подход нам предстоит заново.  Сейчас еще более, чем для классиков евразийства, для нас существует опасность  утвердить православие в форме бытового исповедничества, нигилистического по своему содержанию. Заблуждение, что прерванную традицию можно возродить, не предав сперва переосмыслению, есть путь тупиковый и даже губительный.

Христианство не только данность, но и задание, обращенное к активности и свободе человека. Нам задано осуществление Христовой правды в жизни и заповедано искать превыше всего Царствия Божья. «Бытовое исповедничество» евразийцев как будто бы забывает об этом искании Царства Божьего и правды Божьей, которое очень свойственно русскому духу, но не свойственно духу туранскому. Православие не может быть только охранением, оно должно быть творческим богочеловеческим процессом.

То, что мы наследуем от Византии как ортодоксальное христианство, в самой Византии было предметом многочисленных споров, в которые вовлекалось все общество – Арианские и Тринитарные споры в IV веке, многочисленные христологические споры – монофизитские , мононофилитские, споры о филиокве и т.д.

Не катехизация общества, но поощрение всеобщего духовного поиска, создание условий для развития богословской мысли является нашей задачей.

В этом и есть реализация истинно византийского принципа, того византизма, с которым связывал саму судьбу России Константин Леонтьев:

«Византизм организовал нас, система византийских идей создала величие наше, сопрягаясь с нашими патриархальными, простыми началами, с нашим, еще старым и грубым вначале, славянским материалом. Изменяя, даже в тайных помыслах наших, этому византизму, мы погубим Россию». [5]

Нужно отметить, что долгое время в России сохранялось противостояние двух подходов к духовной жизни – ученое, центром которого были духовные школы,  и практическое, сохранявшееся в традициях исихазма в монастырях. Семинарии испытали значительное влияние западной схоластики, это не было Соборное богословие, каким оно было в Византии, и потому русскому народу монашество было ближе священства и учености.  В монастырях искали богообщения.

Что справедливо и для современной России. Отношение к священству и монашеству весьма различно. Те, кто признают себя антиклирикалами, т.е. выступают против исторической Церкви, в то же время лояльно относятся к монашеству. Именно в монастыри едут люди неопределившиеся, или не считающие себя ортодоксами.   Едут в качестве паломников или трудников.

В России сделан важный шаг в развитии богословской  мысли — теологию в России официально признали научной специальностью [6].  Однако, центром духовных поисков остаются монастыри, а значит, и с миссией  богословских центров успешнее справились бы монастыри, нежели семинарии, сочетая традиции исихазма и теологии. Только опыт богосозерцания,  явившийся в результате духовных поисков, и воплотившийся в богословскую мысль, сможет возродить Православие как наследие Византии на евразийском пространстве.

***

В следующей части поговорим о византийском принципе в философии истории евразийцев.

Примечания:

  1. Учредительная декларация Византийского Клуба. 2015г. Режим доступа:  http://eurasian-movement.ru/archives/977
  2. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921г. // Режим доступа:   http://nevmenandr.net/eurasia/1921-isxod.php
  1. Николай Бердяев. Евразийцы «Евразийский вестник». Книга Четвертая. Берлин 1925 г. // Режим доступа:  http://www.vehi.net/berdyaev/evrazis.html
  2. Манифест Евразийского Движения. «Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы». Брюссель. 1932 г. // Режим доступа: http://eurasian-movement.ru/archives/1277
  3. Леонтьев К.Н. Византизм и Славянство. // Режим доступа: http://knleontiev.narod.ru/texts/vizantizm.htm
  1. Российская Газета // Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/10/13/teologiya.html

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *