378735664

Либерализация финансового рынка Республики Беларусь в рамках ЕАЭС

_ 25 февраля 2016 г. в Санкт-Петербурге Центр интеграционных исследований ЕАБР опубликовал новый доклад «Либерализация финансового рынка Республики Беларусь в рамках ЕАЭС». Его авторами являются М.В. Демиденко, к.э.н. (ЦИИ ЕАБР), И.В. Пелипась, к.э.н. и И.Э. Точицкая, к.э.н. (Исследовательский центр ИПМ). Руководителем проекта является М.В. Демиденко (ЦИИ ЕАБР), главным редактором —  директор ЦИИ ЕАБР, д.э.н. Е.Ю. Винокуров. 

В данной работе изучен международный опыт либерализации доступа на национальные финансовые рынки иностранных поставщиков финансовых услуг, в том числе без учреждения юридического лица, и снятия ограничений в области трансграничного движения капиталов и валютного режима. На основе этого выявлены риски, с которыми может столкнуться Беларусь вследствие проведения предполагаемых мероприятий по либерализации финансового рынка в рамках ЕАЭС.

Одним из мероприятий по созданию общего финансового рынка ЕАЭС должна стать либерализация трансграничной торговли банковскими услугами в форме разрешения деятельности филиалов банков государств‑участников на территории Республики Беларусь. Исходя из международного опыта, в работе выделены и систематизированы риски, связанные с приходом и деятельностью филиалов иностранных банков в принимающей стране. К данным рискам относятся: ограниченные полномочия надзорных органов принимающей страны в части их контроля за деятельностью филиалов; отсутствие у органов принимающей страны возможности стабилизировать работу филиала путем его рекапитализации, если материнский банк будет испытывать трудности; повышение уязвимости к шокам, наблюдаемым в стране происхождения и на мировых финансовых рынках, что ведет к усилению цикличности кредитования; переход к филиалу рисков от материнского банка, в частности суверенных рисков; искажение конкуренции на рынке депозитов и кредитования в принимающей стране; увеличение закредитованности населения и юридических лиц; различия в системах страхования депозитов; ухудшение статистики внешнего долга по срокам погашения.

Исходя из выделенных рисков, была проведена их качественная оценка для Беларуси в связи с возможным открытием филиалов иностранных банков стран — партнеров по ЕАЭС. Как выявил анализ, большинство рисков, связанных с приходом филиалов банков стран — членов ЕАЭС в Беларусь, являются низкими или умеренными. Они могут быть смягчены за счет гармонизации в государствах-участниках порядка и условий выдачи лицензий на осуществление банковских операций в отношении филиалов, пруденциальных требований к банкам, страхования депозитов, а также создания наднациональной банковской администрации и координации монетарной политики.

В то же время имеющие высокий риск факторы, такие как повышение уязвимости к шокам, наблюдаемым в стране происхождения филиала и на мировых финансовых рынках, усиление цикличности кредитования и возможность оттока средств от филиала к материнскому банку, слабо поддаются контролю и смягчению со стороны органов принимающей страны. Таким образом, необходимо учитывать, что филиалы банков стран — членов ЕАЭС могут выступать потенциальным источником «перелива» шоков в Беларусь из экономики одного из государств‑участников.

Создание общего финансового рынка в ЕАЭС предусматривает либерализацию сектора страховых услуг путем предоставления возможности осуществлять страховую деятельность без учреждения юридического лица, то есть в форме филиалов страховых организаций. Риски, связанные с приходом филиалов страховых компаний, имеют много общего с рисками в банковском секторе и обусловлены сложностью надзора, поскольку его осуществление в отношении филиала проводится органами страны происхождения, а не принимающей страны; невозможностью стабилизировать работу филиала органами принимающей страны, если материнская страховая компания будет испытывать трудности; повышением уязвимости к шокам, наблюдаемым в стране происхождения, что может, например, приводить к изъятию материнской компанией средств у филиала; возможностью оттока иностранной валюты; вытеснением национальных страховых компаний и искажением конкуренции на страховом рынке в принимающей стране, поскольку филиалы (особенно крупных зарубежных страховых компаний) часто в состоянии предложить услуги по более низким ценам. Они также могут приходить в наиболее прибыльные сегменты страхового рынка. Следует отметить, что во многих развивающихся странах и переходных экономиках приход филиалов приводил к вытеснению национальных страховых компаний с рынка.

Для Беларуси данные риски в контексте либерализации страхового рынка в рамках ЕАЭС являются низкими. Это связано с невысокой страховой активностью как населения, так и юридических лиц, обусловленной отчасти низкой страховой культурой, а также существующими в стране различиями в допуске страховых компаний разных форм собственности к обязательному страхованию.

Для иностранных страховых компаний, а также их филиалов важен сегмент страхования не жизни (non-life insurance). В России компании с преобладанием иностранного капитала предпочитают работать именно в данном сегменте, так же как и национальные страховщики, 74.5% которых занимаются исключительно страхованием не жизни. В Беларуси обязательные виды страхования, доступ к которым имеют только государственные страховые организации, — это именно страхование не жизни. К тому же обязательные виды страхования занимают практически половину страхового рынка страны, их удельный вес в последние годы составлял более 45% (46% в 2014 году) от общей суммы страховых взносов. Таким образом, рынок, на который могут прийти как филиалы, так и дочерние компании иностранных страховых организаций, ограничен, что снижает привлекательность Беларуси для такого рода инвестиций.

В рамках гармонизации рынка страховых услуг в ЕАЭС было высказано предложение о создании в интеграционном объединении системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих за рубеж, аналогичной «Зеленой карте», а также о взаимном признании странами-членами данного нового страхового полиса. Расчеты, сделанные на основе интервью с транспортными компаниями и представителями Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) и данных о страховании по «Зеленой карте» грузовых автомобилей в Беларуси, показали, что наличие параллельной «Зеленой карте» системы обязательного страхования привело бы к дополнительным расходам транспортных компаний в размере примерно €1.9 млн в год.

Создание единого финансового рынка предусматривает, что Беларусь будет проводить либерализацию капитальных потоков и валютного режима со странами ЕАЭС. Для того чтобы снятие барьеров на движение по капитальному счету не приводило к кризисным явлениям, росту внешней задолженности и не создавало угрозу финансовой стабильности, оно должно быть согласовано с определенной макроэкономической политикой и выполнением ряда предварительных условий.

В соответствии с рекомендациями МВФ к данным условиям относятся: хорошие макроэкономические показатели; развитый финансовый сектор, способный справляться с волатильностью капитальных потоков; устойчивое отсутствие существен- ного дефицита текущего счета; достаточный уровень международных резервных активов; плавающий обменный курс; осторожная фискальная политика; высокое качество пруденциального надзора и регулирования в финансовой сфере; эффек- тивная система мониторинга капитальных потоков; эффективная система управления рисками у субъектов экономической деятельности финансового и нефинансового секторов; использование лучших практик учета, аудита, стандартов раскрытия информации и правил представления отчетности; отсутствие практики предоставления неявных государственных гарантий, которые способствуют чрезмерному и неустойчивому потоку капитала. В качестве условия, которое содействует либерализации, также назван развитый рынок ценных бумаг.

Исходя из этого, в работе дана оценка выполнению предварительных условий либерализации капитального счета в Беларуси в рамках ЕАЭС. По ее результатам сделан вывод о том, что по состоянию на III квартал 2015 года из одиннадцати предварительных условий выполняются только четыре. При этом невыполнение к началу 2017 года семи оставшихся условий, среди которых такие важные параметры, как устойчивое отсутствие дефицита текущего счета, достаточный уровень международных резервных активов, наличие эффективной системы управления рисками у субъектов экономической деятельности, может создавать риски для Беларуси в связи с либерализацией капитального счета.

Основные риски для Беларуси будут связаны с возможностью оттока капитала — как национального, так и поступившего вследствие притока. Это в первую очередь может вести к обесцениванию национальной валюты, снижению международных резервных активов, оказывать давление на платежный баланс и банковский сектор.

В связи с этим Беларуси целесообразно при снятии барьеров на движение по капитальному счету разработать и применять при необходимости меры по управлению капитальными потоками. При этом нужно учитывать, что, согласно страновым исследованиям МВФ, эти меры имеют разную эффективность и, как правило, их действие кратковременно.

Либерализация капитального счета обычно сопровождается ослаблением валютных ограничений, одно из которых — обязательная продажа валютной выручки экспортерами. Она увеличивает издержки предприятий вследствие разницы между курсами покупки и продажи валюты; вынуждает предприятия применять различстраны для иностранных инвесторов. В то же время несомненно, что при всех оговоренных выше издержках для Беларуси риски отмены обязательной продажи валюты в настоящее время представляются достаточно высокими. В первую очередь это связано с неуравновешенностью платежного баланса, низким уровнем международных резервных активов и недостаточным доверием к национальной валюте.

Как показывает международный опыт, в таком случае может быть использована стратегия постепенной отмены обязательной продажи валютной выручки. Это означает не только постепенное снижение доли выручки, подлежащей обязательной продаже, но и ее целевую или секторальную отмену. Например, некоторые страны применяют обязательную продажу только для секторов, связанных с экспортом природных ресурсов, и отменяют для тех, кто использует в производстве импортные сырье и материалы.

В рамках создания общего финансового рынка стран ЕАЭС планируется осуществить взаимный допуск профессиональных участников рынка ценных бумаг к торгам на биржах государств‑партнеров без дополнительного учреждения юридического лица, а также взаимный допуск ценных бумаг к обращению на биржах Евразийского союза. Проведенный анализ показал, что выход белорусских брокеров на биржи России и Казахстана будет затруднен в связи с более высокими требованиями к собственному капиталу. Соответственно, можно предположить, что белорусские юридические и физические лица, желающие инвестировать на рынках России и Казахстана, будут работать через брокерские компании данных стран. При этом, несомненно, наибольший интерес для них будет представлять рынок России. К тому же российские брокерские компании смогут предложить белорусским инвесторам более широкий набор финансовых продуктов и инструментов, а также различные торговые платформы для работы на российском рынке по сравнению с теми отечественными брокерами, которые будут допущены на российский рынок. Вопрос конкуренции с иностранными брокерами на белорусском фондовом рынке напрямую зависит от степени привлекательности данного рынка для инвесторов из стран ЕАЭС. В настоящее время рынок ценных бумаг Беларуси характеризуется низким уровнем ликвидности, невысоким процентом акций, находящихся в свободном обращении, недостатком качественных финансовых инструментов и преобладанием в общем объеме торгов сделок с государственными ценными бумагами. Кроме того, риски инвестирования в финансовые инструменты эмитентов Беларуси не соответствуют требованиям пруденциальных нормативов для пенсионных фондов, банковских активов России и Казахстана. В свою очередь, российские паевые инвестиционные фонды (ПИФы) инвестируют за рубежом в основном в фонды ETF (Exchange Traded Funds) — иностранные биржевые инвестиционные фонды, ценные бумаги которых торгуются на ведущих мировых биржах в США, Германии, Великобритании, Китае.

Либерализация рынка ценных бумаг в странах ЕАЭС предполагает взаимный допуск ценных бумаг к обращению на бирже (кросс-листинг). В настоящее время ценные бумаги белорусских эмитентов уже могут быть допущены к размещению и обращению на российском фондовом рынке согласно Федеральному закону Российской Федерации «О рынке ценных бумаг».

Либерализация доступа на рынок ценных бумаг также предполагает создание интегрированного депозитарного пространства. В настоящее время в Беларуси требования к минимальному размеру собственного капитала депозитариев (30 тыс. базовых величин, или $322 тыс.) выше, чем в России (15 млн российских рублей, или $229 тыс.). Однако, как показывает опыт ЕС, создание интегрированного депозитарного пространства предполагает не столько согласование финансовых требований, сколько гармонизацию процедур и правил работы депозитариев стран ЕАЭС. Это предусматривает создание общих депозитарны стандартов; взаимодействие центральных депозитариев стран-членов с целью достижения функциональной совместимости, позволяющей их клиентам получать одинаковые услуги; сближение учетных систем финансовых рынков стран-членов, переход на обмен электронными документами с электронно-цифровой подписью в унифицированных форматах по телекоммуникационным каналам связи и автоматизацию обработки этих документов.

Источник: http://www.eabr.org/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *