ЕАЭС, флаги, государства-члены, ЕЭК, Евразийский Союз, страны-участницы

Вызовы евразийской безопасности в XXI в. и Евразийская идея

_ Олег Лушников, к.и.н., доцент Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, директор Центра Евразийских исследований им. Г.В. Вернадского, руководитель Прикамского отделения ЕДРФ. Пермь, 17 марта 2016 г.

Нарастание кризисных явлений в современном мире приводит к ожесточению конкурентной борьбы за ресурсы на уровне геополитики «Больших пространств». Вызовы безопасности России и другим странам евразийского пространства в начале XXI в., затрагивают многие сферы внешней и внутренней политики, экономики, демографии, культуры и т.д. События последних лет свидетельствуют о том, что противостоять втягиванию в очередной системный слом можно только сообща, решая задачи комплексно, на цивилизационном уровне. Многие игроки современной геополитики (Евросоюз, США, Китай, исламский мир и др.) хотели бы выполнить миссию «устроителей евразийского пространства». Для России и других стран евразийского пространства процесс интеграции — это вопрос судьбоносный: или мы станем «мостом» и самостоятельным центром между Западом и Востоком, или наше жизненное пространство станет полем сражений между ними.

Решение поставленной задачи возможно на основе Евразийской идеи. Все последнее двадцатилетие она занимает заметное место в дискуссиях о методах борьбы с глобальными вызовами современности, предотвращении межконфессиональных и межэтнических конфликтов, сохранении национально-территориального единства России, сплочении общества, определении оптимального курса внешней и внутренней политики государства в достижении национально-государственных интересов. Евразийская идея – это, прежде всего, идея цивилизационная, основанная на исторической практике великих евразийских держав и представляющая собой развивающийся во времени междисциплинарный комплекс концепций (исторической, геополитической, культурологической, философской, экономической и политико-правовой мысли), трактующих сущность Евразии (в границах «Большой России» (Российской империи, СССР, СНГ)), как исторически сложившееся единство в многообразии, уникальный социокультурный синтез народов ее населяющих, обладающий устойчивыми особенностями в традициях государственности и культуры, превращающий Евразию в самостоятельный центр силы.

История Евразии показывает необходимость сохранения и объединения этого «Большого пространства» на новых принципах, соответствующих современной эпохе, опираясь на синтез тысячелетних духовных традиций и научно-технические достижения XXI в.

Поддержка евразийской идеи на самом высоком государственном уровне, как в России, так и в странах ближнего зарубежья, активизация политиков евразийской направленности и анализ социологических опросов показали, что евразийская идея сегодня востребована. Понимаемая как «патриотический прагматизм», она обладает серьезным потенциалом для формулирования как теоретических, так и прагматических целей национально-государственного развития России. Из работ теоретиков евразийской мысли как классического (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В, Вернадский, Н.Н. Алексеев, Л.Н. Гумилев и др.), так и современного периода (Б.С. Ерасов, И.Б. Орлова, А.С. Панарин, К.С. Гаджиев, М.Л. Титаренко, Н.Н. Моисеев, Д.С. Львов и др.), программ партий евразийской направленности, и позиции ведущих политиков ЕАЭС (В.В. Путин, Н.А. Назарбаев, А.Г. Лукашенко и др.) можно выделить актуальные аспекты евразийской идеи. На уровне внутренней политики — регионализм, федерализм, представительное народовластие, смешанная (частно-государственная) экономика, культурная автономия, при сохранении сильной вертикали власти, этико-гуманистический традиционализм (духовность), этноконфессиональная толерантность, общенациональное единство. Эти аспекты могут быть эффективно использованы во внутренней политике и послужить основой для создания общенациональной объединяющей патриотической идеологии.

В области интеграции постсоветского пространства находит себе применение идея цивилизационного единства Евразии. ЕвразЭС, ЕЭП, ОДКБ, ЕАЭС следует рассматривать как важные этапы, предшествующие созданию нового эффективного стратегического экономического, военно-политического и культурного единого пространства евразийской цивилизационной общности. Идея Евразийского союза (ЕАС) исторически объективна. Его основа – общая почва евразийского месторазвития, хозяйственно-экономическое, социально-историческое и геополитическое культурно-цивилизационное единство, где народы связаны общностью своих исторических судеб и взаимными интересами. Соображения экономической целесообразности, политической необходимости, социокультурной потребности объективно требуют реинтеграции в Евразии. Проект ЕАС – союз равноправных независимых государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов стран и имеющегося совокупного интеграционного потенциала, это наш общий шанс на светлое будущее в Евразии.

Во внешней политике России большой потенциал представляет собой такой аспект евразийской идеи как геополитический и цивилизационный полицентризм, частично уже получивший реализацию в формате ШОС и БРИКС.

Таким образом, Евразийская идея может стать фундаментальной основой стратегического развития России, эффективно работать на формирование евразийской общности народов и дать эффективные ответы на вызовы современности.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *