ЕАЭС, ЭПШП, Ольга Подберезкина, интеграция, евразийская, Китай, транспорт, коридор

Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП: динамика и перспективы

_ Ольга Подберезкина, к. политических н., эксперт Евразийского клуба МГИМО. Доклад на секции «Общее экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока: перспективы интеграции ЕС и ЕАЭС» в рамках МЭФ-2016. Москва, 24 марта 2016 г.

Под сопряжением Евразийского союза (далее – ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (далее – ЭПШП) подразумевается проведение скоординированной политики, направленной на устранение административных, технологических и экономических барьеров в рамках коридоров, создание современных ММЛЦ и хабов.

Когда в 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о стратегии строительства экономических коридоров развития в Центральной и Южной Азии – «Экономического Пояса Шелкового Пути», Россия не проявила интереса к участию в проекте. Китай начал энергично продвигать проект через подписание двусторонних соглашений об участии со странами Центральной и Южной Азии и заключать соглашения о создании зон свободной торговли.

Только 8 мая 2015 года в Москве было сделано заявление о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП. На тот момент у Китая уже были подписаны двусторонние соглашения с Казахстаном, Белоруссией и Кыргызстаном о сотрудничестве в рамках проекта.

КНР определил 3 транспортных направления ЭПШП, отвечающих стратегии развития Китая на долгосрочную перспективу:

– южный — через Пакистан к глубоководному порту Гвадар, который Китай арендован на 43 года, и который соединит ЭПШП с проектом Морского Шелкового пути;

–  центральный — через Казахстан и страны Центральной Азии к Ирану;

–  северный — должен пройти через территории Казахстана и России.

Параллельно с северным маршрутом реализуется Транскаспийский МТМ через Казахстан, Азербайджан и Грузию. Несмотря на спорную экономическую целесообразность коридора, который проходит через большее количество таможенных зон и требует перевалки грузов с суши на море и обратно на сушу, Китай заинтересован в его реализации, о чем говорят переговоры между Китаем и Грузией о подписании соглашения о ЗСТ и решимости его подписать в этом году. Однако интерес КНР может ослабеть после того, как грузинский порт Анаклия достался США, а не Китаю в результате проведения тендера. Строительство глубоководного порта Анаклия в Вашингтоне было названо стратегически важным. Такое стремление США контролировать ключевой порт для Транскаспийского МТМ должно вызвать настороженность Китая.

После решения о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП летом 2015 г. в  Пекине впервые собралась двусторонняя рабочая группа, которая расставила приоритеты сотрудничества.

Приоритетными были названы следующие транспортные проекты:

 — строительство ВСМ Москва – Казань с перспективой ее продления до Пекина,

— модернизация БАМа и Транссиба, Северного коридора Трансазиатской железнодорожной магистрали;

— развитие портовой инфраструктуры Дальнего Востока и строительство МТК Приморье-1 и Приморье-2. Для реализации этих проектов между КНР и РФ был учрежден Совет сотрудничества между Северо-восточными районами Китая и Дальним Востоком России.

В рамках переговоров говорилось и об устранении различного рода барьеров в торговле, налаживании работ таможенных служб государств, создании системы по защите взаимных инвестиций.

16 и 17 октября 2015 года на Саммите СНГ и Высшем госсовете ЕАЭС был принят документ о координации действий по вопросам сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Таким образом, страны ЕАЭС приняли решение участвовать в переговорном процессе с Китаем по сотрудничеству в рамках проекта ЭПШП с скоординированной позицией, что заставит больше учитывать наши интересы на переговорах, а также подтверждает приверженность стран ЕАЭС работать над созданием единого транспортного пространства.

Параллельно председатель ЕЭК отправил в Брюссель предложение о начале переговоров по координации действий между ЕАЭС и ЕС. Европейской комиссии потребовалось несколько месяцев, чтобы ответить отказом, назвав Евразийский Союз «незрелым интеграционным проектом со множеством противоречий». Подобное решение ЕС добавляет доводов в пользу сопряжения с ЭПШП.

Среди основных преимуществ сопряжения с ЭПШП:

  • ЕАЭС исчерпал первоначальный эффект от создания общего рынка с ликвидацией пограничных барьеров. Странам Союза нужны инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, которые приведут к созданию новых рабочих мест и повышению внутренней региональной интеграции;
  • Санкции и  давление со стороны Запада требуют перенаправления экономических и финансовых связей на восток;
  • Форсирование США подписания глобальных торговых соглашений Транс-тихоокеанского партнерства, Транс-атлантического партнерства, Договора по торговле услугами TISA, в которых не участвуют Россия и Китай. 4 февраля 2016 г. в Новой Зеландии 12 стран АТР подписали соглашение о ТТП, которому еще предстоит пройти процедуру ратификации национальными парламентами.  3 февраля Европейский парламент одобрил доклад о подготовке не менее масштабного Соглашения о торговле услугами.

Главной проблемой для развития транспортных коридоров и инфраструктуры на территории ЕАЭС остается недостаток инвестиций. Участие в проекте привлечет средства китайских структур: Фонда Шелкового пути, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Китайской инвестиционной корпорации.

Фонд Шелкового пути уже привлек $10 млрд, из них выделено $4-5 млрд в инвестиции в ЭПШП и Морской Шелковый путь. Проинвестировано 3 проекта в рамках ЭПШП: ГЭС Karot (Пакистан), которая реализуется в рамках строительства китайско-пакистанской ветки ЭПШП, Покупка акций Pirelli – сейчас Китай контролирует 98% компании, и покупка 9,9% в проекте «Ямал СПГ» (сейчас 30% контролирует КНР, 50,1% — НОВАТЭК).

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) начал функционировать с 16 января 2016 г. Уставной капитал $100 млрд. Крупнейшие акционеры: Россия (5,92%), Индия (7,5%) и КНР (26,1%). Всего учредителями являются 57 государств. Начало работы будет положено после создания руководящих структур в 1 квартале 2016 г. , в этом году можно ожидать и выделения средств на перспективные инфраструктурные и транспортные проекты в Евразии.

Большую роль в реализации проектов должны сыграть Банк ШОС и Банк развития БРИКС, Евразийский банк развития, Фонд по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, Российский фонд прямых инвестиций.

При сопряжении важно будет решить два ключевых вопроса: формат сопряжения и обеспечение безопасности на коридорах.

По первому вопросу недавно высказалась министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина, когда сообщила, что соглашение о сопряжении может состоять из соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и определения конкретных проектов, формирования «дорожной карты» по проектам. Такая последовательность представляется логичной, потому что сухопутные транспортные коридоры дороже морских и сделать их более конкурентоспособными возможно через устранение таможенных барьеров, которых можно добиться в рамках торгово-экономического соглашения.

Второй вопрос касательно обеспечения безопасности на транспортных коридорах стал острее после решения Китая дислоцировать свои войска на территории Пакистана в порту Гвадар для обеспечения безопасности китайско-пакистанского коридора. Необходимо будет найти компромиссный вариант для обеспечения безопасности евразийских коридоров, так как дислокация китайских вооруженных сил на территории стран ЕАЭС не представляется возможной.

Способствовать сопряжению будут и переговоры между странами Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в рамках которых готовится соглашение об экономическом континентальном партнерстве, подразумевающем и зону свободной торговли. Предполагается, что на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества 22 октября 2016 года в Ташкенте соглашение о создании такой зоны может быть подписано. Оно может  «быть шире, чем ЗСТ» и утвердить свободное движение товаров, содействие товарообороту, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах и преференциальный доступ к  рынкам услуг.

Источник: http://viperson.ru/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *