ЕАЭС, ЕЭК, Евразийский Союз, ВЕЭС, евразийство, евразийская, интеграция, Путин, Договор

Правовой статус ЕАЭС. Нормативно-правовые акты ЕЭК в 2015 г.

_ Яна Нефедова, заместитель руководителя Оренбургского отделения ЕДРФ. Доклад на круглом столе «Становление и развитие Евразийского Cоюза: правовые и культурные аспекты» в ОГУ. Оренбург, 24 марта 2016 г.

Правовой статус ЕАЭС

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, созданная в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Следует обратить внимание на трактовку понятия «международная правосубъектность». Международная правосубъектность – это способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры. Правосубъектность международной межправительственной организации ограничена учредительным документом этой организации. Таким образом, их международная правосубъектность носит функциональный характер, поскольку ограничена целями и задачами международной организации закреплёнными в её учредительных документах.

Учредительным документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015). Договор состоит из IV глав и  XXVIII разделов, а также 33-х приложений. В документе в части первой «Учреждение Евразийского экономического союза» изложены основные принципы, цели, компетенция и право Союза; Органы Союза; Бюджет Союза. Во второй – «Таможенный союз» изложены Информационное взаимодействие и статистика; Функционирование таможенного союза; Регулирование обращения лекарственных средств и медицинских изделий; Таможенное регулирование; Внешнеторговая политика; Техническое регулирование; Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; Защита прав потребителей. Третья часть, которая называется «Единое экономическое пространство» раскрывает сущность макроэкономической и валютной политики союза; в ней определены принципы торговли услугами, деятельности и осуществления инвестиций, регулирования финансовых рынков, налогов и налогообложения; даны общие принципы и правила конкуренции, а также установлена единая согласованная политика в области энергетики, транспорта,  государственных (муниципальных) закупок, промышленности, агропромышленного комплекса и трудовой миграции. Даны понятия, объекты и субъекты, правовой режим естественных монополий и интеллектуальной собственности. И, наконец, в четвёртой части изложены переходные и заключительные положения(Социальные гарантии, привилегии и иммунитеты, вступление в Союз, государства-наблюдатели, оговорки и т.д).

Таким образом, договором о Евразийском экономическом союзе, а также Таможенным Кодексом Таможенного Союза установлено, что в ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, т.е единой макроэкономической политики.

Если говорить об уполномоченных руководящих наднациональныхорганах ЕАЭС и Единого пространства (ЕП), то особо следует выделить работу Евразийской Экономической Комиссии (ЕЭК). ЕЭК создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии» и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету (высший наднациональный орган ЕАЭС; сюда входят главы государств — членов ЕАЭС — С.А. Саргсян; А.Г. Лукашенко; Н.А. Назарбаев;  А.Ш. Атамбаев; В.В. Путин). Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории государств-участников ЕАЭС.

Таким образом, ЕЭК контролирует около ста семидесяти функций экономического союза (таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное администрирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли и т.д).

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет входит по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии — по три представителя каждой стороны. Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Союзе, а также общее руководство деятельностью Комиссии. Совет Комиссии осуществляет различные функции и полномочия: организует работу по совершенствованию правового регулирования деятельности Союза; вносит на утверждение Высшего совета основные направления интеграции в рамках Союза;одобряет проект бюджета Союза; утверждает план по созданию и развитию интегрированной информационной системы Союза и т.д. Коллегия Комиссии обеспечивает реализацию таких функций и полномочий:  исполняет решения, принятые Высшим советом и Советом Комиссии;Осуществляет разработку и реализацию основных направлений интеграции;осуществляет мониторинг исполнения международных договоров, входящих в право Союза, и решений Комиссии; оказывает содействие государствам-членам в урегулировании споров в рамках Союза до обращения в Суд Союза и др.  Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые готовят решения и занимаются мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органах.

Нормативно-правовые акты ЕЭК в 2015 г.

Теперь, изучив структуру ЕЭК, можно перейти к результатам её работы за 2015 и другие года, а именно законотворческой деятельности. НПА ЕЭК подразделяются на: Акты Высшего Евразийского экономического совета; Акты Евразийского межправительственного совета; Акты Евразийской экономической комиссии; Акты Суда Евразийского экономического союза; Документы ТС и ЕЭП; Международные договоры; Меморандумы, заявления; Официальные сообщения Евразийской экономической комиссии.

2015 год является наиболее продуктивным. Как известно, с 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза ЕАЭС – союза России, Белоруссии и Казахстана. 2 января 2015 года в ЕАЭС официально вступила Армения, а в августе 2015 года завершилась процедура вступления Киргизии в Евразийский экономический союз.

К основным актам Высшего Евразийского экономического совета за 2015 год можно отнести:

1. Решение ВЕЭС Об утверждении размера пошлины, уплачиваемой хозяйствующим субъектом при обращении в Суд Евразийского экономического союза (39 368 рублей).

2. Решение ВЕЭС О проекте Соглашения между Евразийским экономическим союзом и Республикой Беларусь об условиях пребывания Суда Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь.

3. Решение ВЕЭС О начале переговоров с Государством Израиль о заключении соглашения о зоне свободной торговли (на сегодняшний день Израиль экспортирует в страны ТС лишь 2% от общего объема продукции продаваемой за рубеж, а львинная доля экспорта в страны ТС приходится на Россию и в денежном объеме составляет более 1 млрд долларов; после подписания соглашения о ЗСТ, Израиль сможет увеличить свой экспорт в эти страны более чем в два раза).

4. Решение ВЕЭС Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза (обеспечение макроэкономической устойчивости; создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности; инновационное развитие и модернизация экономики; обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза; инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала; развитие кадрового потенциала; ресурсосбережение и повышение энергоэффективности; региональное развитие, т.е межрегиональное и приграничное сотрудничество; реализация внешнеторгового потенциала.

5. Решение ВЕЭС Об утверждении перечня секторов услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза будет осуществлено в соответствии с планами либерализации (общие строительные работы по сооружению объектов гражданского строительства (тоннели, мосты, трубопроводы, линии электропередачи, автомагистрали, железные дороги) и услуги в инженерных областях в отношении особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства и сохранения объектов культурного наследия).

6. Решение ВЕЭС О некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации (Утверждён перечень товаров, в отношении которых государством-членом в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия его присоединения к ВТО после вступления в силу Договора о Евразийском Экономическом Союзе, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого Таможенного тарифа Евразийского Экономического Союза.  А Республике Казахстан установлено обеспечить использование товаров, ввезённых на территорию Республики с территории третьих стран только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств-членов)

7. Распоряжение ЕЭК О проекте распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (Проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС) регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков Евразийского экономического союза и наименований мест происхождения товаров Союза. Проектом Договора предусматривается: — введение «товарного знака Союза» и «наименования места происхождения товара Союза» (товарным знаком Союза является обозначение, которое охраняется одновременно на территориях всех государств-членов и позволяет отличать товары одних физических и юридических лиц от товаров других лиц); — подача одной заявки на товарный знак Союза (заявки на НМПТ Союза) в любое из патентных ведомств государств-членов;- получение единого охранного документа на территории Союза; — взаимодействие заявителя только с одним ведомством (принцип «одного окна»); — ведение Единого реестра товарных знаков Союза и Единого реестра НМПТ Союза, размещаемых на официальном сайте Союза; — утверждение Советом Комиссии юридически значимых действий при регистрации товарных знаков Союза и НМПТ Союза, предусмотренных Договором, а также ставок пошлин).

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02 февраля 2016 года О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса «Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в процессе учета и контроля временно ввезенных на территорию государства – члена Евразийского экономического союза и временно вывезенных с такой территории транспортных средств международной перевозки».

9. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 января 2016 года О проекте Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза  (закреплены равные права трудящихся, равенство территорий и экспорт пенсий, реализация права на пенсию, сотрудничество государств-членов)

10. Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 годаО проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О Порядке взаимодействия государств – членов Евразийского экономического союза по выявлению фальсифицированных, контрафактных и (или) недоброкачественных лекарственных средств» (единые принципы и правила обращения лекарственных средств; единая информационная база данных запрещённых лекарственных средств и единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Союза).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *