Карта Евразийского Экономического Союза, флаг, Евразия, ЕАЭС, ЕЭК, фиолетовый

Основные итоги деятельности ЕЭК в 2012 — 2015 годах

_ Отчет Евразийской экономической комиссии 2012 — 2015. Москва, 24 февраля 2016 г.

Кризис глобализации и региональная интеграция

В последние десятилетия важнейшие изменения в мире определялись двумя процессами — глобализацией и регионализацией. Эти процессы шли параллельно, дополняя друг друга и входя в столкновение. Финансово-экономический кризис, перешедший в кризис глобализации, показал несовершенство действующей архитектуры мироустройства. Он является кризисом глобализации в том виде, в котором она существовала последние десятилетия. Кризис глобализации сопровождается и кризисом институтов глобального управления. Правила функционирования таких институтов, как ВТО, МВФ и другие, были определены более полувека назад. В наше время этот центр размывается, наступает реальная многополярность.

Сложившиеся непростые условия развития мировой экономики стимулируют государства к поиску мер, которые могли бы остановить замедление темпов роста национальных экономик и создать импульс, обеспечивающий развитие. В современном мире крайне трудно выжить и быть услышанным в одиночку. Поэтому страны с близким пониманием целей ищут форматы совместного представления своих интересов. Кризисные тенденции последних лет очертили перспективы формирования в мире нескольких региональных объединений, государства-члены которых будут интегрированы внутри них гораздо сильнее, чем с третьими странами. При этом система двусторонних и многосторонних связей и договоренностей будет выстраиваться не столько между странами, сколько между экономическими блоками.

Одна из ключевых мировых тенденций — региональная экономическая интеграция — зарекомендовала себя в мировой практике как эффективная модель стратегического развития. Сегодня можно утверждать, что от эффективности именно региональных интеграционных объединений и качества коммуникаций между ними будет зависеть облик будущего мироустройства. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации развивается в русле этого мирового тренда.

ЕАЭС как новый глобальный игрок

На сегодняшний день Евразийский экономический союз является вторым по глубине проектом региональной экономической интеграции в мире после Европейского союза. ЕАЭС создает рынок с населением свыше 180 млн человек, функционирующий практически по единым транспарентным правилам. При этом рынок ЕАЭС де-юре и де-факто работает на основе норм Всемирной торговой организации (ВТО), что делает его открытым и понятным для инвесторов и привлекательным для третьих стран, особенно в условиях мировой экономической турбулентности.

Проект евразийской экономической интеграции открыт для взаимодействия с внешними партнерами и сотрудничества с новыми потенциальными членами. 2 января 2015 года членом Союза стала Республика Армения, 12 августа вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС. Присоединение Армении и Кыргызстана к Союзу стало итогом большой совместной работы по интеграционному сближению. Начиная с 2012 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) системно развивала двусторонние связи с партнерами, заинтересованными в создании зон свободной торговли со странами Союза. Результатом этой работы стало подписание в 2015 году Соглашения о зоне свободной торговли с Социалистической Республикой Вьетнам. Плодотворно работают совместные исследовательские группы по изучению перспек-
тив соглашений о свободной торговле между ЕАЭС и Израилем, Индией, Египтом. В 2015 году были подписаны Меморандумы о взаимопонимании между ЕЭК и Правительствами Республики Чили, Республики Перу и Республики Монголия. ЕЭК ведет диалог с Южно-американским общим рынком (MERCOSUR) и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (ASEAN). Всего же интерес к либерализации взаимной торговли с Союзом проявляли свыше 30 стран и объединений. В 2016 году начнутся переговоры по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китайской Народной Республикой.

В течение нескольких лет осуществляется сотрудничество Евразийской экономической комиссии и ООН. В 2013 году ЕЭК получила статус наблюдателя в ЮНКТАД — Конференции ООН по торговле и развитию. Развивается сотрудничество ЕЭК с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственной и сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций (ФАО) и другими.

Развитие евразийской интеграции в 2012–2015 годах: пространство возможностей

В 2012–2015 годах сотрудничество государств-членов, сначала в рамках Таможенного Союза (2010–2012 годы), затем Единого экономического пространства (2012–2014 годы) и с 2015 года — Евразийского экономического союза, строилось на принципах экономического прагматизма и взаимной выгоды. Интеграция рассматривалась как дополнительный драйвер роста, который способствует решению национальных задач и обеспечивает дополнительный рост экономических результатов за счет реализации интеграционного потенциала. Приоритетной целью Евразийской экономической комиссии было развитие интеграции вглубь, что в итоге нашло воплощение в Договоре о ЕАЭС, закрепившем интеграционную архитектуру институтов.

Евразийская экономическая комиссия в этот период обеспечила новый формат взаимодействия и условий для взаимовыгодного сотрудничества стран-партнеров: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики.

Формируя повестку интеграционного сотрудничества, в том числе разрабатывая Договор о Союзе, Евразийская экономическая комиссия и государства-члены принимали во внимание совокупность следующих условий:

  • возможность реализации конкурентных преимуществ государств-членов на рынках стран-партнеров («национальный прагматизм»);
  • потенциал объединения ресурсов для достижения общих национальных приоритетов развития в целях ресурсосбережения, повышения эффективности предпринимаемых мер и т. д. («синергетический эффект»);
  • различия в национальных приоритетах развития, которые создают основу для взаимодополняемости экономик государств-членов («взаимодополняемость»);
  • положительный эффект взаимного проникновения лучших подходов и практик реализации экономической политики («транснационализация мер»);
  • возможность снижения эффектов негативного взаимного и внешнего влияния, ответа на мировые вызовы экономического развития («заражение ростом», «заражение кризисом»);
  • перспективы формирования в мире нескольких региональных объединений, государства-члены которых будут интегрированы внутри них гораздо сильнее, чем с третьими странами, а система двусторонних и многосторонних связей и договоренностей будет выстраиваться не столько между странами, сколько между экономическими блоками («глобальное позиционирование»).

Следует отметить, что первый этап работы Евразийской экономической комиссии совпал с периодом яркого проявления первых интеграционных эффектов. Так, стоимостные объемы взаимной торговли в 2010–2014 годах выросли более чем на 60%. В целом, в 2012–2015 годах между странами-участницами евразийского объединения наблюдалась конвергенция (сближение уровней ВВП на душу населения), что говорит об устойчивости согласованной межстрановой динамики. Кроме того, товарная структура взаимной торговли государств-членов более диверсифицирована по сравнению с товарной структурой внешней торговли с третьими странами. Вместе с тем первичный эффект от региональной интеграции, достигнутый благодаря снятию барьеров в торговле, гармонизации нормативно-правовых документов по техническому регулированию, кодификации Таможенного законодательства Таможенного союза и совершенствованию таможенной инфраструктуры и таможенных информационных технологий, на сегодняшний день исчерпан. Однако одновременно начали действовать системные факторы интеграции: взаимодополняемость экономик стран интеграционного объединения, активизация кооперационных связей и другие. Так, несмотря на негативные внешние факторы, драйверами роста и диверсификации экономик стран ЕАЭС стали формирование единой правовой среды, гармонизация правил и контрольных процедур во взаимной торговле, в сферах технического регулирования, санитарных, фитосанитарных, ветеринарных мер и т. д.

С другой стороны, работа Евразийской экономической комиссии совпала с периодом высокой волатильности в мировой экономике. Несмотря на ряд новых экономических вызовов, в 2010–2014 годах странам ЕАЭС удалось сохранить свои позиции в мировой экономике: за этот период доля государств Союза в мировой экономике существенно не изменилась, оставшись на уровне 3,9%. В 2011–2012 годах темпы роста ВВП большинства государств-членов превышали темпы роста мировой экономики, а в 2013–2014 годах замедлились, однако по-прежнему либо превышали темпы роста мировой экономики, либо отставание было незначительным. Следует отметить, что государства ЕАЭС заметно улучшили свои позиции по ряду международных рейтингов, например по индексу вовлеченности стран в международную торговлю, индексу глобальной конкурентоспособности ВЭФ.

Кризисные тенденции в мировой экономике нашли отражение в показателях внешней и взаимной торговли стран ЕАЭС. В то же время, несмотря на общее снижение динамики взаимной торговли, объемы экспортных поставок Республики Казахстан в Республику Беларусь и Российскую Федерацию увеличились на 8,7% или на 0,5 млрд долл. США. Следует отметить, что новые экономические вызовы не помешали государствам Союза обеспечить устойчивость ряда макроэкономических индикаторов.

Влияние внешних и внутренних факторов на экономики государств-членов с учетом их растущей взаимозависимости предопределили важность стабилизирующей функции интеграции. В этой связи в 2012–2015 годах приоритетными темами для обсуждения в странах ЕАЭС стали вопросы свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, которые прежде всего позволяют реализовать конкурентные преимущества государств-членов на рынках стран-партнеров. Не менее значимыми были вопросы снижения эффектов негативного взаимного и внешнего влияния с использованием интеграционных инструментов и механизмов, развития отношений с третьими странами и реализации внешнеторгового потенциала Союза.

Одной из ключевых целей ЕАЭС согласно Договору о Союзе является «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения». Таким образом, улучшение качества жизни граждан стран объединения является крайне значимым для развития ЕАЭС. Одним из наиболее важных результатов интеграции в данном направлении стало создание в 2015 году общего рынка труда, позволившего обеспечить свободу перемещения рабочей силы внутри Союза. Ранее была обеспечена свобода передвижения внутри Союза, благодаря которой существенно возросла мобильность граждан стран-участниц ЕАЭС. Обеспечены равные права трудовой миграции для граждан государств Союза. Трудящимся предоставляются единые условия налогообложения доходов физических лиц с первого дня трудовой деятельности наравне с гражданами государства трудоустройства. Социальное страхование и медицинская помощь также обеспечиваются на равных условиях. С 1 января 2015 года обеспечено взаимное признание дипломов по всем специальностям, кроме фармацевтики, медицины, юриспруденции и педагогики.

Улучшение условий для ведения бизнеса является одним из приоритетов работы Комиссии. В ЕЭК выстроена и успешно функционирует система институтов для работы с предпринимательским сообществом. При Комиссии на постоянной основе работают Консультативные комитеты, в которые входят как чиновники и эксперты, так и представители предпринимательского сообщества стран ЕАЭС. Всего при Коллегии Комиссии функционирует 20 Консультативных комитетов, в том числе по вопросам предпринимательства, торговле, нефти и газу, интеллектуальной собственности, финансовым рынкам и др. В 2012 году был создан Консультативный совет по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Белорусско-Казахстанско-Российского Бизнес-диалога. Он стал реально работающей площадкой, на которой ЕЭК и представители бизнес-ассоциаций взаимодействуют и обсуждают системные и стратегические вопросы функционирования ЕАЭС. В 2015 году начала реализовываться идея создания Делового совета из представителей бизнес-ассоциаций стран ЕАЭС, развивающего в более углубленном формате работу Консультативного совета.

В целях устранения избыточных административных барьеров для эффективного развития бизнеса в странах ЕАЭС Комиссией проводится экспертиза эффективности разрабатываемых нормативных актов ЕЭК, затрагивающих интересы предпринимателей. В 2015 году в практику деятельности ЕЭК успешно внедрена оценка регулирующего воздействия проектов решений Комиссии с целью устранения излишних административных барьеров.

В то же время в ближайшие десять лет Комиссии еще предстоит проделать значительную работу по углублению интеграционных процессов в Союзе. Особую роль здесь играет создание в ЕАЭС общих рынков. С 1 января 2015 года в соответствии с Договором о Союзе начал функционировать единый рынок услуг. В начале 2016 года заработают общие рынки лекарств и медицинских изделий. К 2025 году планируется выйти на скоординированную энергетическую политику, которая включает в себя создание общего электроэнергетического рынка к 2019 году и общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов к 2025 году. Также на 2025 год запланировано создание наднационального органа по регулированию финансового рынка. Не менее значима предстоящая пошаговая либерализация транспортных перевозок на территории Союза.

В 2012–2015 годах работа по устранению барьеров, сокращению изъятий и ограничений способствовала развитию бизнес-связей между государствами ЕАЭС, открытию представительств ряда компаний в странах-партнерах с привлекательными условиями для ведения бизнеса. В сферах, где заработали общие регуляторные правила, экономики государств-членов становятся более взаимозависимыми и требуют дальнейшей координации.

Перспективы развития Евразийского экономического союза

Интеграционные инициативы направлены на достижение и поддержание устойчивого экономического роста государств-членов. Масштаб экономических эффектов для государств Союза напрямую зависит от степени и глубины интеграционных процессов; недоинтеграция, напротив, создаст риски и спорные ситуации. В целях развития интеграции в 2012–2015 годах Евразийской экономической комиссией осуществлялась работа по кодификации международных договоров, формирующих Таможенный союз и Единое экономическое пространство, и по подготовке проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. В 2013 году по поручению глав стран Таможенного союза и Единого экономического пространства Евразийская экономическая комиссия начала важную работу по выявлению и устранению существующих изъятий и иных ограничений, в том числе барьеров, препятствующих полноценному функционированию ТС и ЕЭП. Эта работа является ключевой в деятельности по обеспечению функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза.

Строительство Евразийского экономического союза — не одномоментное действие, а «живой» процесс, включающий различные сценарии и темпы интеграции в соответствии с национальными стратегиями государств-членов ЕАЭС. Формирование «собственного центра силы» в рамках ЕАЭС предполагает системное создание «окон возможностей» и новых конкурентных преимуществ. В условиях усложнения взаимосвязей в современной мировой экономике эта задача становится все более трудоемкой и дорогостоящей для отдельной страны, пусть даже и достаточно крупной. Особое значение здесь приобретает активизация сотрудничества в ключевых сферах экономики. Немаловажная роль должна отводиться сотрудничеству с целью создания «новых товаров и рыночных ниш»: интегрироваться там, где еще не определены сферы влияния, часто проще и эффективнее.

Краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная перспективы развития ЕАЭС

Подписанный 29 мая 2014 года Договор о ЕАЭС является институциональной основой и стратегией развития ЕАЭС до 2025 года. Документ содержит целый ряд ключевых ориентиров для развития направлений деятельности, находящихся в сфере наднациональной компетенции. К 2025 году сформируется система основных рынков Союза, что будет оказывать значительное мультипликативное влияние на развитие всех отраслей экономики государств-членов. Это рынки газа, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии. В среднесрочной перспективе будут сформированы общие рынки медицинских изделий и лекарственных средств. В целях формирования правовой основы для функционирования общих (единых) рынков, проведения согласованной (скоординированной, единой) политики по ряду направлений в Договоре о Союзе предусмотрена разработка целого ряда
стратегических нормативных документов.

В краткосрочной перспективе (1–3 года) планируется завершить работу по формированию правовых, организационных и институциональных условий для развития Союза, в том числе завершить разработку документов, которые необходимы для реализации Договора о ЕАЭС, а также реализации переходных положений Договора со сроком до 2019 года. Планируется продолжить системную работу по устранению барьеров, минимизации изъятий и ограничений. Будет усовершенствовано наднациональное регулирование. В результате дополнительный стимул к развитию получат практически все отрасли национальных экономик государств Союза, для которых имеет значение масштаб рынка. Кроме того, будет проведена работа по совершенствованию и развитию механизмов, позволяющих минимизировать эффекты негативного взаимного и внешнего влияния.

В среднесрочной перспективе (3–5 лет) планируется обеспечить повышение значимости синергетических, кооперационных проектов в повестке интеграционного сотрудничества и результатов ее реализации, в том числе в реальном секторе экономики, транспорте, инфраструктуре и других сферах. Наличие ресурсной базы, промышленного и научно-технического потенциала создает возможности для обширной интеграционной повестки, что позволит в перспективе расширить перечень сфер экономики и рыночных ниш, в которых Союз является значимым игроком на мировой арене. Объектом интеграционного сотрудничества станут не только рынки и отраслевые политики, но и отрасли, сектора экономики, проекты. В среднесрочной перспективе должен проявиться эффект взаимодополняемости экономик, основанный на конкурентных преимуществах каждого государства-члена.

Эффективное мировое позиционирование конкурентных преимуществ Союза (размер территории, масштабы рынка, природные ресурсы, транзитный потенциал, социально-культурный фактор) должно обеспечить привлекательность экономик государств-членов для инвесторов, в том числе привлечение инвестиций в потенциальные интеграционные проекты.

В долгосрочной перспективе (5–15 лет) результаты экономического развития Союза должны свидетельствовать о прохождении теста на глобальную конкурентоспособность. К 2025 году будут реализованы положения Договора о ЕАЭС. Подход «интеграция — дополнительный драйвер роста экономик государств-членов» должен усилиться за счет координации политик, что создаст ключевые условия для проявления интеграционных эффектов: снижения неравенства между странами; адаптации к интеграции в глобальную экономику; обеспечения «четырех свобод»; повышения конкурентоспособности экономик. Долгосрочное развитие Союза должно способствовать совершенствованию структуры экономик государств-членов благодаря созданию в результате интеграции новых сегментов рынка.

Постепенная ликвидация барьеров внутри ЕАЭС, минимизация изъятий и ограничений приведут к росту торгово экономического сотрудничества между странами-партнерами в формате единого рынка. При этом ожидается увеличение взаимной торговли товарами промежуточного назначения, что положительно отразится на эффективности использования национальных ресурсов, уровне их переработки внутри Союза. Реализация на совместной основе инфраструктурных, промышленных, инновационных и других проектов будет стимулировать рост экспорта и сокращение доли импорта из третьих стран.

В долгосрочной перспективе ЕАЭС должен быть активно представлен в складывающейся системе «интеграции интеграций» — во взаимодействии и решении глобальных проблем на уровне интеграционных объединений мира. Это позволит создать определенный «запас прочности» и укрепить экономическую основу государств-членов Евразийского экономического союза.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *