ЕАЭС, открытость, СМИ, мягкая сила, Евразия, Евразийский Союз, евразийство

Политика «открытых дверей» ЕАЭС в Большой Евразии

_ Виктория Музалевская, аспирант кафедры международных отношений и внешней политики России ИИМО СГУ. Научный журнал «Современные евразийские исследования». Вып. 4 Саратов, 2015 г.

«ЕАЭС открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы,

на условиях, согласованных государствами-членами ЕАЭС».

В. Спасский, директор Департамента развития интеграции ЕЭК

В период продолжающегося санкционного давления на экономику России со стороны стран Запада, диверсификация производства и разнонаправленное экономическое сотрудничество приобретают для нас всё большую актуальность. Евразийский экономический союз в данном контексте является ключевым механизмом для достижения поставленных целей перед экономиками России и её стран-партнёров по ЕАЭС, тем узловым элементом, с помощью которого страны-ЕАЭС и их партнёры могут рассчитывать на эффективную реализацию своих внутренних и внешних экономических задач.

Сотрудничество с широким спектром партнёров является очень важным как для стран-участниц ЕАЭС, так и для других стран региона и мира, т. к. для первых расширяет рынок, а для вторых создаёт новые альтернативные пути экономической кооперации, что вместе повышает эффективность ЕАЭС, как экономического интеграционного объединения и способствует развитию многовекторности экономических связей в мире, что позитивно влияет на закрепление его многополярности и поиск решений по преодолению кризисных ситуаций.

Сегодня двери ЕАЭС открыты для всех стран, разделяющих его цели и принципы и условия участия в данном интеграционном проекте. Под сотрудничеством подразумевается как вступление в ЕАЭС в качестве страны-участницы, получение статуса ассоциированного члена и создание Зоны свободной торговли с ЕАЭС. О последнем ведутся переговоры со многими странами мира: Египтом, Израилем, Индией, Новой Зеландией [6]. В мае этого года ЕАЭС подписал соглашение о свободной торговле с Вьетнамом [4]. В общей сумме, по некоторым данным, с ЕАЭС готовы подписать соглашение о свободной торговле или начать переговоры несколько десятков стран (около 40) [6, 4].

В первую очередь мы рассматриваем страны постсоветского пространства, т. к. именно постсоветские республики имеют необходимые исторические и культурные связи и предпосылки, и бесценный опыт взаимодействия экономик, что является приоритетным при создании современных интеграционных объединений.

Несмотря на то, что этими республиками с момента их образования пройден немалый временной отрезок в 25 лет, и каждая выбрала свой путь развития, разработала свою траекторию экономического роста и стала полноценным актором международных экономических отношений, евразийская экономическая интеграция без сомнений может оказать положительное влияние на их внутри и внешнеэкономическую ситуацию, заполнить «пробелы» в организации производства и торговых связей, оставшихся после распада СССР, способствовать решению многих проблем и трудностей, возникающих при адаптации к глобализирующемуся рынку, «смягчить» переходные этапы экономики. Это лишь одна из объективных причин участия бывших республик СССР в ЕАЭС. Внутри этих стран также назревает внутренняя потребность к переменам к лучшему, преобразованиям.

Важно отметить, ЕАЭС – не безальтернативный проект для них, и он так себя не позиционирует. Но один из эффективных ответов на возникающий запрос внутри вышеупомянутых государств.

Внутренний запрос стран постсоветского пространства выражается в активизации поиска идентичности, национальной и хозяйственной, своей принадлежности и места в новых реалиях глобального рынка. К тому же, во многих из них за 25 лет так и не произошло кардинальных трансформаций в экономических и хозяйственных отношениях, они не прошли путь «перестройки», не была проделана та колоссальная работа, которая была выполнена, к примеру, Россией и Казахстаном. Мы можем судить об этом по последним событиям в некоторых соседних странах, наших ближайших партнёрах, чьё кризисное состояние на сегодня является свидетельством поиска ответа на такой внутренний запрос и одновременно последствием «пробелов» в его удовлетворении со стороны элит этих стран. С другой стороны, государство должно созреть для таких перемен и у каждого для этого свои сроки.

Поиск национальной идентичности и хозяйственной принадлежности стран постсоветского пространства, как и ряда стран Евразии, является способом реализации и защиты своих национальных интересов. Под национальными интересами в нашем случае мы понимаем, прежде всего, экономические и социальные интересы народов (населения) данной страны. Как правило такая потребность наиболее ярко выражена в странах, чьи политические элиты подвержены влиянию более «сильных стран-партнёров», в странах, где происходит постоянная борьба политических группировок (тоже не без внешнего участия) или там, где долгое время не происходит обновления политического истэблишмента и государственная власть приобретает династический характер. В силу этих причин политические элиты оказываются не способны в полной мере отвечать на потребности в защите национальных интересов населения и поиск их реализации принимает, порой, крайние формы, такие как национализм.

Но стоит отметить, что главным фактором, приводящим к кризису, является неэффективность экономического аппарата этих стран. Только это в сочетании со слабостью политических элит создаёт кризисные ситуации в государствах и формирует естественный запрос населения на поиск своих национальной идентичности и хозяйственной принадлежности. Пожалуй, самым хорошим примером данной тенденции является Украинский кризис.

Есть и другие примеры поиска идентичности, который осуществляется «сверху». Это сильное национальное начало, которое присутствует во всех сферах жизни государства. Примером умеренного, но активного применения данной модели является Туркменистан. Вообще, говоря о постсоветском пространстве, можно сказать, что сильный упор на «национальное» делается практически во всех странах бывшего СССР. Это, в первую очередь, является средством защиты своих интересов и поиска своего пути развития.

Выстраивая свою политику по отношению к странам-партнёрам ЕАЭС, Россия должна учитывать эти тенденции, «запрос» этих государств. Для стран с меньшим экономическим потенциалом очень важны равноправные экономические отношения, защита своих национальных интересов. Об этом говорят не только «малые» страны постсоветского пространства, но и наши партнёры по ЕАЭС, например, Казахстан, занимающий второе место после России по геоэкономическим показателям.

Вместе с тем и внутри стран-участниц ЕАЭС и в странах-партнёрах ЕАЭС определённо присутствуют настроения на сближение с евразийским интеграционном объединением и даже рассматривается членство в нём. Всех их объединяет мнение о том, что такое сотрудничество положительно скажется на их экономиках, поможет преодолеть трудности и кризисные ситуации, не только экономического, но и институционального характера, модернизирует и преобразует их экономические и структурные элементы. Также среди положительных ожиданий инграждан этих государств нуждается в модернизации.

Таким образом, на постсоветском пространстве мы видим определённый запрос внутри государств на эффективное развитие их экономик и поиск своей траектории развития. В некоторых странах процесс адаптации к мировым экономическим отношениям прошёл относительно мягко, как в странах Балтии, которые нашли своё интеграционное объединение. В некоторых государствах эти тенденции также носят умеренный характер, и политические элиты уравновешенно сочетают экономический потенциал и национальную политику для автономного существования государства вне интеграционных группировок. В некоторых странах постсоветского пространства процесс адаптации принимает крайние формы. Вместе с тем бесспорно можно утверждать, что за первый год существования ЕАЭС во многих странах евразийского пространства он нашёл позитивный отклик и привлёк к себе новых партнёров и участников. Это и вступившие в этом году в ЕАЭС Армения и Кыргызстан, и Таджикистан, в котором рассматривают вопрос о присоединении к ЕАЭС, и Туркменистан, где также видят для себя положительные стороны интеграции, и несколько десятков государств Евразии и мира, изъявившие желание сотрудничать с интеграционным проектом в рамках зоны свободной торговли.

Учитывая вышеперечисленные тенденции, ЕАЭС должен выстраивать грамотную политику в отношении стран-партнёров. Политика «открытых дверей» должна затрагивать не только межгосударственный уровень, но и охватывать гражданские институты, иметь социальное измерение. «Вяло текучесть» предшествующих объединений и союзов на постсоветском пространстве была обусловлена в том числе малым освещением и работой среди гражданского населения стран-участниц. В данном ключе приобретают актуальность народная и культурная дипломатии.

Заинтересованность в экономической интеграции и сотрудничестве должна исходить не только от высших должностных лиц государства, но и поддерживаться обществом. Как показывает изучение общественного мнения государств Евразии, сегодня активную позицию по интеграции занимают граждане стран-партнёров ЕАЭС, и в некоторых случаях проявляют даже большую заинтересованность, чем их официальные представители.

Так, несмотря на противоречивое отношение к выгодам от вступления Казахстана в ЕАЭС среди казахстанского истэблишмента, большинство населения Казахстана поддерживает участие государства в интеграционном проекте [2]. А согласно опросу общественного мнения среди граждан Республики Молдова, проведённому в октябре этого года, большинство также поддерживает ЕАЭС в качестве возможного интеграционного проекта для своего государства [8]. Даже в Грузии за последний год наблюдается рост поддержки Евразийского экономического союза [7].

Таким образом, на постсоветском пространстве в ряде стран существует хорошая почва для развития сотрудничества в рамках интеграционного проекта, и работа по налаживанию взаимодействия должна вестись на всех уровнях – государства, гражданского общества, с населением. Последнему стоит уделять особое внимание в виду упомянутых в нашей статье тенденций.

Рассматривая другие направления политики ЕАЭС в отношении стран-партнёров, стоит также упомянуть Западное направление. Несмотря на режим взаимных санкций продолжается сотрудничество между Россией и странами ЕАЭС с нашими западными партнёрами, прежде всего, ЕС. Уже в первые дни своего функционирования, ЕАЭС направил предложение в ЕС о сотрудничестве в формате Зоны свободной торговли, что, по мнению, как западных, так и российских экспертов могло бы оказать положительное влияние на экономики союзов и стран-участниц и быть более выгодным проектом для ЕС, чем трансатлантический интеграционный проект США [1].

Хотя, данное сотрудничество таит в себе определённые риски, главным образом, политического характера, связанные с внешнеполитическими стратегиями союзов и механизмами принятия политических решений в ЕС [5], следует помнить, что ЕАЭС – это интеграционный проект, направленный, прежде всего, на экономическую эффективность. И, несмотря на переплетение экономического и политического в современных международных отношениях, нужно продолжать искать перспективные сферы сотрудничества и возможные формы кооперации ЕАЭС и ЕС, приветствовать шаги к сближению и интерес наших западных партнёров. Политика «открытых дверей» ЕАЭС и заключается в том, что двери открыты для всех желающих, с учётом целей, принципов и условий Евразийского экономического союза.

Стоит подчеркнуть, что тема «западного направления» кооперации ЕАЭС проходит через весь первый год работы интеграционного объединения и в последние месяцы наблюдается активизация усилий в этом направлении. Так, в начале ноября т. г. министр иностранных дел С. Лавров, выступая на совместном заседании коллегии МИД Белоруссии и России, заявил, что «для сближения между ЕС и ЕАЭС имеются все необходимые предпосылки, включая высокую степень взаимодополняемости экономик и приверженность единым правилам торговли.

Недавно соответствующие предложения для начала диалога были переданы Евразийской экономической комиссии…» [3]. При чём на Западе также наблюдается интерес к проекту ЕАЭС. Он рассматривается всерьёз как на высшем уровне, так и часто упоминается в западных СМИ как проект, на который стоит обратить внимание и чьи интересы стоит учитывать.

Продолжая тему экономической эффективности и направленности проекта ЕАЭС, стоит отметить, что страны-участницы должны опираться в своей политике на экономические интересы, не игнорировать их при выстраивании отношений с другими государствами региона и мира. Политика «открытых дверей» предполагает привлечение новых участников к интеграционному проекту и создание благоприятных условий для сотрудничества. Поэтому и дипломатия стран ЕАЭС должна работать на перспективу и руководствоваться в том числе экономической целесообразностью. При выстраивании своей политики в отношении стран-партнёров ЕАЭС, настоящих и потенциальных, необходимо определиться, что нужно ЕАЭС: долгосрочные эффективные экономические отношения или краткосрочные выгоды с непредсказуемыми по- следствиями для таких отношений.

Подводя итоги нашему обзору предпосылок для евразийской интеграции на постсоветском пространстве и политики «открытых дверей» ЕАЭС, хочется ещё раз подчеркнуть, что данный интеграционный проект имеет хорошую почву для своего развития и находит положительный отклик не только среди стран региона, но и мира.

Сегодня на постсоветском пространстве существует объективный запрос на такого рода интеграционные проекты, и, не являясь безальтернативным путём развития, ЕАЭС способен ответить на этот запрос и предоставить хорошие возможности и условия для прохождения адаптации некоторых стран постсоветского пространства к мировому рынку, а также повысить эффективность и диверсифицировать экономические связи других стран региона и мира.

Евразийский интеграционный проект находит поддержку среди населения стран-участниц и партнёров ЕАЭС. Очень важно в процессе развития интеграции и сотрудничества уделять внимание социальному измерению проекта, проводить работу с гражданами государств, в полной мере использовать инструменты культурной и народной дипломатий.

Несмотря на сложные политические условия, возникающие трудности в диалоге на высшем уровне в отношении наших международных партнёров, политика «открытых дверей» ЕАЭС должна сохранять свои принципы разнонаправленности и нацеленности на экономическую эффективность, разумеется, с учётом интересов союза и его стран-участниц.

Литература:

1. ЕАЭС призывает ЕС к переговорам о создании зоны свободной торговли // ICTSD. – URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/еаэс-призывает-ес-к-переговорам-о-создании-зоны-свободной-торговли

2. ЕАЭС. Развитие производства и повышение зарплат для Казахстана // 24СМИ. – URL: http://24smi.org/news/20218-eaes-razvitie-proizvodstva-ipovyshenie_ spect.html

3. Минасян Карине: Для сближения ЕАЭС и ЕС имеются все необходимые условия // Panarmenian. – URL: http://www.panarmenian.net/rus/news/199948/

4. Кузьмин В. Капиталы пришли в движение. ЕАЭС и Вьетнам договорились о свободной торговле // http://www.rg.ru/2015/05/31/vietnam.html

5. Лешуков В. ЕАЭС и ЕС – возможно ли? // Enw-fond. – URL: http://enwfond.ru/ekspertnoe-mnenie/1642-v-leshukov-eaes-i-es-vozmozhno-li.html

6. Поволоцкий Г. Евразийской интеграции 21 год. Перспективы развития ЕАЭС // Международная жизнь. – URL: https://interaffairs.ru/news/show/13178

7. Georgia Poll: Support for Russia Small, but Growing // Eurasianet. – URL: http://www.eurasianet.org/node/73381

8. Public Opinion Survey. Residents of Moldova // IRI. – URL: http://www.iri.org/sites/default/files/wysiwyg/2015-11-09_survey_of_moldovan_public_opinion_september_29-october_21_2015.pdf

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *