1427448274_trudovye-migranty

Трудовая миграция из Кыргызстана и Таджикистана в рамках ЕАЭС

_ Выдержки и итоговые рекомендации из аналитического резюме «Трудовая миграция и трудоемкие отрасли в Кыргызстане и Таджикистане: возможности для человеческого развития в Центральной Азии»  ЦИИ ЕАБР. Санкт-Петербург, 2015 г. Публикуется на дискуссионной основе. Мнение авторов может не совпадать с официальной позицией ЕДРФ.

Численность постоянного населения Кыргызской Республики на начало 2013 года составила 5 млн 663 тыс. человек. На изменение общей численности населения страны существенное влияние оказывает его миграция. За 2008–2012 годы отрицательное сальдо миграционного оттока населения из страны составило 165 тыс. человек.Основные страны эмиграции населения Кыргызстана — Россия и Казахстан.  Трудовая миграция, как легальная, так и нелегальная, является в настоящее время важнейшим фактором развития экономики Кыргызстана и трудоустройства граждан.

Численность населения Таджикистана на 2012 год, составляет 8.2 млн человек. Общее количество мигрантов за 2012 год составило 877 тыс. 335 человек. На сегодняшний день главными причинами трудовой миграции из Таджикистана являются: высокий уровень безработицы (самый высокий показатель среди стран СНГ на 2012 год) и низкая заработная плата на рынке труда Таджикистана по сравнению с оплатой труда на международном рынке. Около 60% населения живут за чертой бедности (менее чем на два доллара в день на человека), что не может не стимулировать трудовые миграционные потоки из страны.

Анализ миграционных потоков и показателей рынков труда подтвердил, что Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан не могут обеспечить своих граждан достаточным числом рабочих мест (а также их качеством), что заставляет людей искать работу за рубежом и мигрировать преимущественно в Россию и в Казахстан. Вступление Таджикистана вслед за Кыргызстаном в ЕАЭС стратегически важно не только для развития самих стран, но и для всего региона, в том числе для стран-реципиентов трудовых мигрантов. Объем денежных переводов мигрантов в 2013 году составил 48% и 31% от ВВП в Таджикистане и Кыргызстане соответственно.

С учетом изложенного выше можно сформулировать следующие рекомендации государственным органам Кыргызстана и Таджикистана:

1. Таджикистану целесообразно присоединиться к Евразийскому экономическому союзу на правах полноценного равноправного члена, в частности, ратифицировать Договор о Евразийском экономическом союзе и оба соглашения в области трудовой миграции, действующие в рамках ЕЭП. Принятие Таджикистана вслед за Кыргызстаном в ЕАЭС и ратифицирование Договора о Евразийском экономическом союзе без каких-либо изъятий в части трудовой миграции позволит получить максимальные эффекты от экономической интеграции. С одной стороны, свободное передвижение трудовых мигрантов увеличит объем и потоки денежных переводов, что положительно скажется на развитии малого бизнеса в стране. Кроме того, это позволит улучшить условия пребывания трудовых мигрантов из Центральной Азии в странах приема. Отмена множества барьеров вследствие ратификации Договора о ЕАЭС и соглашений в области трудовой миграции увеличит потоки трудовых мигрантов, а их легализация будет способствовать росту заработной платы. Увеличение дополнительных доходов позволит семьям не только покрывать необходимые нужды, но и делать инвестиции в мелкий семейный бизнес, тем самым внося вклад в развитие экономики на локальном уровне. Это также положительным образом скажется на балансе трудовых ресурсов между странами и обеспечит приток рабочей силы в Россию и Казахстан, которые в ней нуждаются.

С другой стороны, отмена ряда барьеров в рамках ЕАЭС позволит инвесторам открыть новые компании или перенести часть существующего бизнеса в страны Центральной Азии, где стоимость рабочей силы значительно ниже, а условия для его ведения более благоприятны. Отраслевая структура экономики Кыргызстана и Таджикистана опирается на большой сельскохозяйственный сектор и сектор услуг и торговли, которые в среднем не требуют больших усилий по приобретению и накоплению человеческого капитала. Многие процессы обеспечиваются вручную, что определяет низкую стоимость рабочей силы.

По оценкам экспертов и результатам обследований Всемирного банка можно сделать вывод, что институциональная среда Кыргызстана выглядит достаточно привлекательной для инвесторов и работодателей, так как многие процедуры по организации и ведению бизнеса сильно упрощены. Такой вывод нельзя сделать применительно к Таджикистану, правительству которого следует извлечь максимальную выгоду из вступления в ЕАЭС и улучшить бизнес-среду. Вместе с тем, обеим странам необходимо совершенствовать сложные системы налогообложения и сокращать коррупцию, которая является серьезной проблемой.

2. Представляется целесообразным приступить к разработке и активной реализации комплекса мер по развитию приоритетных экспортоориентированных трудоемких секторов экономики обеих стран. Такими секторами являются прежде всего сельское хозяйство, текстильная и горнодобывающая промышленность. Взвешенная государственная поддержка этих секторов и привлечение в них инвестиций из стран ЕАЭС и других государств‑партнеров будут способствовать созданию новых рабочих мест. Обеим странам стоит использовать преимущества более либерального трудового законодательства и более дешевой рабочей силы для привлечения инвесторов. Вступление в ЕАЭС способно обеспечить новый поток инвестиций, который был бы подкреплен привлекательной средой для ведения бизнеса (по крайней мере в Кыргызстане). При этом важна реализация
политики, направленной на повышение производительности труда.

Экономические преобразования, которые повлечет за собой состоявшееся вступление Кыргызстана и возможное вступление Таджикистана в ЕАЭС, в частности — улучшение инвестиционного климата, будут способствовать расширению инвестиционных операций со стороны Евразийского банка развития и других институтов развития, представленных в регионе. В этом случае на территории обоих государств ускорится реализация крупных инфраструктурных проектов, в том числе трансграничных, что приведет к созданию большего количества рабочих мест для населения и диверсификации экономик.

3. Целесообразно развивать финансовые и сберегательные инструменты для эффективного применения инвестиций трудовых мигрантов в экономике, а также повышать финансовую грамотность населения, которое не пользуется услугами финансового сектора из-за низкого доверия к финансовым институтам. Обладающие инвестиционным потенциалом денежные переводы мигрантов могли бы послужить одним из инструментов развития малого бизнеса или самозанятости. Одним из решений является создание обсуждаемых в настоящее время инвестиционных фондов для мигрантов. Однако на данный момент банковские системы и кредитные политики обеих стран остаются неразвитыми и не способными привлечь средства мигрантов. Политика государства, направленная на развитие и поддержку малого бизнеса, особенно среди молодежи, могла бы способствовать развитию экономики.

4. Необходимо разработать политику занятости, скоординированную с политикой образования, провести анализ соответствия подготовки кадров в Кыргызстане и Таджикистане потребностям рынка труда. Важно уделить больше внимания подготовке и найму квалифицированных сотрудников в наиболее перспективных секторах экономики, а именно в сельском хозяйстве и текстильной промышленности, включая производство сырья (для Таджикистана), и горнодобывающем секторе (для Кыргызстана).

5. Правительствам и соответствующим государственным структурам целесообразно подключиться к процессу формирования общего пенсионного пространства в рамках Евразийского экономического союза. В настоящее время странами-членами ЕАЭС ведется разработка законодательной базы, обеспечивающей взаимозачет пенсионных прав (мобильность пенсий) трудовых мигрантов между странами-реципиентами и странами-донорами на принципах пропорционального начисления.

Формирование ЕАЭС требует особенной проработки социальных гарантий и прав трудовым мигрантов, особенно в части пенсионных выплат. Необходимо создать эффективную систему мобильности пенсий в рамках ЕАЭС (или ввести общее пенсионное пространство), что позволило бы решить вопросы с пенсионным обеспечением трудовых мигрантов. Это обосновано необходимостью повышения уровня и качества жизни людей и обеспечения их достойной старости. Эффективный режим мобильности пенсий позволит повысить гибкость и эффективность использования труда как фактора производства, что важно как для стран-доноров трудовых мигрантов, так и для стран-реципиентов. Внедрение системы обязательного страхования в странах приема могло бы также способствовать обеспечению защиты прав трудовых мигрантов.

Полный текст аналитического резюме ЦИИ ЕАБР можно прочесть ЗДЕСЬ. Полный текст научного доклада — ЗДЕСЬ.