ФЗ О традиционных ценностях, закон, ЕДРФ

ФЗ «О традиционных ценностях» направлен на консервативное единение России

_ Антон Железняк, руководитель Оренбургского отделения ЕДРФ, руководитель ИГ проекта ФЗ «О традиционных ценностях». Интервью для паблика «Conservator». Беседовал Антон Закутин. 20 мая 2016 г.

Наши законодатели часто апеллируют к традиционным ценностям, но мало кто пытался объяснить их природу, значение, раскрыть традиционные ценности с правовой точки зрения. Интервью с евразийцами из Оренбурга, которые собираются инициировать законопроект о традиционных ценностях.

— Расскажите о себе и группе людей, выступающих с инициативой закона о традиционных ценностях. О чем сам проект закона?

— Инициатива написания подобного проекта и идея вообще зародилась у меня и у нашего эксперта, к. философских н., Андрея Мишучкова. Кроме того, в качестве поддержки в процессе работы над данным проектом подключился Молодёжный парламент при Законодательном Собрании Оренбургской области в лице его председателя – Дмитрия Чернова. Такая рабочая группа очень удобная, так как включает и представителей от сферы законотворчества, и от науки, и от общественности. Кроме нас троих нам активно помогают в обсуждении и корректуре положений наши эксперты из числа преподавателей ведущих ВУЗов области и члены нашего Оренбургского отделения Евразийского Движения России. 17 мая на базе Оренбургского института Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) мы провели первое обсуждение данного проекта, в которым приняли участие представители от общественности, кафедры теории государства и права (к.и.н., доцент И.В. Скуратов и к.ю.н., доцент Е.А. Кочеткова), социолог и политолог, профессор Галина Шешукова, представители философского сообщества в лице доцента к.ф.н. В.Г. Недорезова, а также студенты нашего ВУЗа. Сейчас мы находимся в процессе формирования экспертного совета, который сможет дать заключения и мнения по тексту и сущности проекта закона.

Сам проект структурно включает в себя 4 основных раздела (главы), которые закрепляют общие положения (предмет, цели, систему законодательства, категориальный аппарат закона и функциональный статус традиционных ценностей), систему традиционных ценностей и её номенклатуру, механизмы защиты традиционных ценностей и культурного суверенитета России, а также положения о реестре традиционных ценностей, экспертном совете при органах исполнительной власти и место Общественной Палаты РФ в системе защиты традиционных ценностей.

Если кратко выразить суть проекта, то она заключается в том, что мы хотим продолжить положения о защите и рационализации традиционных ценностей, как юридической категории, закреплённые в Стратегии национальной безопасности России, утверждённой Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 (пункты 76-82), развить систему данных традиционных ценностей, которые составляют ядро культурного и цивилизационного этического суверенитета России, и на законодательном уровне их признать, защитить и сохранить.

— Являются ли для вас тождественным традиционные и семейные ценности? Поддерживаете ли вы традиционный православный взгляд на брак и семью, или создаете какой-то интегральный межрелигиозный концепт?

— Интегральный межрелигиозный концепт, безусловно, не создается. Ценности традиционной для России семьи, её статус, поддержка и защита – одна из многих традиционных ценностей. Институт традиционной семьи – очень важная часть, но лишь часть общей системы, которая включает 20 норм-принципов культурной политики в сфере традиционных ценностях России.

И да, мы безусловно поддерживаем традиционный православный взгляд на брак и семью. Но не стоит забывать, что Россия полиэтническое и поликонфессиональное общество. Это тоже наше всё. «Сохранение полирелигиозности народа России при его моральном единстве на основе традиционных ценностей» — отдельная статья нашего проекта и одна из ценностей нашей страны.

Исторически в мире и согласии наравне с православием происходило развитие и всех иных традиционных религий Евразии, они обогащали друг друга культурно и сосуществовали в постоянном диалоге. И так как роль закона – социальный консенсус и поддержка его всеми, мы предлагаем закрепить определенный минимум, который нельзя переступать, закрепить статус и механизмы поддержки традиционной многодетной семьи как важнейший институт общества, который позволит нашему обществу быть здоровым и сильным, решить проблемы морального разложения и выживаемости всего государства.

— Можно ли сказать, что вы предлагаете создать корпус консервативного законодательства? Считаете ли вы себя консерватором и что для вас российский консерватизм?

— Подобное желание – максимум возможного. Пока мы предлагаем идею, мысль и проект одного закона, который носит концептуальный характер. Если общество и государство примет его в любой форме, с поправками, некими изъятиями, но одобрит его «дух», то это автоматически повлечет создание ряда новых норм куда менее либерального толка, чем есть сейчас. Наша цель — вынесения вопроса о традиционных ценностях, как о нашей базе, способной примирить и консолидировать общество. Закон консервативен, но он не претендует на разобщение нашего общества, я уверен, что каждый найдёт в нём для себя те моральные и этические нормы, ниже которых мы не смеем опускаться и которые нужно официально пропагандировать, поддерживать, защищать и вести просвещение данного, как нормального для нас, а не как чего-то чуждого. Мы уже примеривали на себя наряд коммунизма и западничества, может быть уже настало время самосознания?

Да, я себя считаю консерватором. Сегодня понятие консерватизма достаточно искажено и размыто. Формально сегодня всё ещё существует разделение на левых и правых, каждый из который относительно «прогрессивных» идей неолиберализма может считать себя консерватором. Тем не менее, я придерживаюсь позиции того, что консерватизм сейчас – попытка «пореволюционного» осознания самобытности многообразной сложности нашего общества. Как писал в своём послесловии к «Философии Неравенства» Николай Бердяев: «Духовно пережил революцию лишь тот, кто увидел в ней свою несчастную судьбу и несчастную судьбу своего народа, кто ощутил в ней расплату за грехи прошлого, кто прошел через покаяние, через обличение не только революционной, но и дореволюционной неправды, кто сознал необходимость просветления и преображения жизни. Тот становится уже не революционным и не дореволюционным, а пореволюционным человеком, человеком новой эпохи». Я считаю, что консерватор – тот, кто духовно пережил эпоху коммунизма, безбожия, либеральных реформ, разрухи 90-х и готов идти дальше. Готов не к реакционности и некому копированию былых идеалов дореволюционного общества, а именно готов созидать новую идею для России.

— Будет ли, например, равноправие мужа и жены лежать в основе традиционной семьи в вашей картине мира, ведь подобное появилось скорее в период индустриализации, нежели существовало традиционно?

— Частично я уже ответил на данный вопрос. Иерархичность и распределение обязанностей в семье далеко не первостепенный для закона вопрос. Каждая культура и религия разно смотрит на эти вещи, нельзя норами права жёстко задать тон этому.

Так, в одних областях нашей страны, патриархат не подвергается сомнению и нормален, не отторгается, а в иных областях он может быть куда более мягким. Повторюсь, что институт традиционной семьи важен как феномен с точки зрения его защиты и пропаганды среди молодёжи. Это значит, что мы должны содействовать тому, чтобы у людей сформировался образ необходимого минимума – семьи, которая является традиционной с точки зрения их культуры, а не сожительство, свободная форма отношений или что-то подобное. Лезть внутрь семьи императивно нельзя.

— Считаете ли вы современную Россию страной традиционных ценностей и образцом государства семьи?

— С трудом отвечу положительно. Сейчас делается многое для поддержки традиционной семьи, в экономическом плане у нас действует программа поддержки многодетной семьи, молодые семьи могут претендовать на ряд закрепленных льгот. Тем не менее, мы снова видим тенденцию к снижению браков. Так, в первом квартале 2016 года количество заключаемых браков в стране снизилось почти на 8 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если в январе-марте прошлого года было создано более 183 тысяч новых семей, то за первые три месяца этого года — только 169 тысяч, — пишет Российская Газета. Все причины часто экономические, а это значит благосостояние не единственно верный мотиватор к созданию семьи.

Очень важно сформировать идеал традиционной семьи, который – высшая ценность в нашем обществе. Необходимо вести работу по просвещению и пропаганде именного этого. Да некие сдвиги в вещании в политике СМИ есть, но пока что мода на семью не наблюдается. Если мы живём в XXI веке, то мы должны сделать институт семьи именно модным, показать его плюсы, достоинства, его функции. Только тогда браки будут заключаться не только, когда это выгодно и реально экономически, а для того, чтобы сделать совместную жизнь лучше.

— Какие труды вы берете за основу, предлагая собственное определение традиционной ценности, на что опираетесь?

— Для начала наверное я вынесу наше определение, данное в статье 4. нашего проекта.

«Традиционные ценности Российской Федерации – вид базовых культурных ценностей как устойчивых, позитивных, нематериальных этических категорий, имеющих статус общепризнанных и общепринятых в российском обществе; которые передаются из поколения в поколение как исторически сформированный сакральный социальный опыт общества, выраженный в виде целостной системы (норм, идеалов, символов, смыслов, образцов поведения) и обладающий качествами социально-исторической универсальности и уникальности; образующие культурную идентичность и суверенитет общества, этическое ядро национального духа и характера народа, его самобытность, жизнеспособность и потенциал развития; обеспечивающие непрерывность общественной жизни, коллективную социальную сплоченность, коллективное и индивидуальное моральное совершенствование личности, единство культурно-исторической социальной памяти; являющиеся базисными и универсальными в отношении прав и свобод человека, признанных международным законодательством».

Данное определение авторское. Мой коллега и эксперт Андрей Мишучков, важнейший человек в процессе подготовки данного проекта сейчас готовится к защите докторской работы по философии и занимается вопросами ценностей и системы этики, с точки зрения безопасности нашей страны, профессионально и системно.

Если в целом выделять ориентиры и авторы, которые для нас в  целом наибольший авторитет, то это, безусловно, классики евразийства (Пётр Савицкий, Николай Трубецкой, Пётр Сувчинский, Лев Гумилёв), русская социальная православная мысль (славянофилы, космисты, Иван Ильин, Николай Бердяев, и другие), социолог Питирим Сорокин, философ Александр Панарин и Александр Зиновьев.

Источник: https://vk.com/conservatorship