Владимир Ильин, евразийство, ЕДРФ, евразийцы, 4ПТ, Православие

Владимир Ильин и евразийство

_ Екатерина Розова. Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.  Сборник материалов международной научно-практической конференции «Евразийство: от диалога к взаимодействию». Москва, 2014 г.

Владимир Николаевич Ильин (1890-1974) — философ, богослов, лигературный и музыкальный критик — являлся весьма активным и видным участником интеллектуальной жизни русского зарубежья. Эмигрировав в 1919 году, Ильин окончил богословский факультет Берлинского университета и был приглашен преподавать в Богословский институт в Париже. Здесь он активно печатался в эмигрантской периодике, в частности, сотрудничал в «Пути», в «Вестнике РСХД», в «Возрождении», в журнале «Новый град».

Участие Ильина в Евразийском Движении носило скорее исследовательский характер, нежели идеологический, и не было доминирующим в спектре его работы, однако, следует признать некоторую значимость его вклада в разработку евразийского учения.

К Евразийскому Движению Ильин примкнул еще в Берлине, опубликовав статью «К проблеме литургики в Православии и Католицизме» в евразийском сборнике «Россия и латинство». Интересно, что Ильин, будучи участником этого сборника, положившего начало антикатолической линии в евразийстве, этой линии придерживался не в полной мере; критикуя папизм, который влечет за собой разобщение верующих, разделение на церковь господствующую и на мирян, упрекая католицизм в измышлении новых догматов, которое, по мнению Ильина, есть «реализация своеволия римских первосвященников», он все же пишет: «Благочестивые миряне-католики, вопреки пожеланиям и тенденциям папизма, остаются частью того собора, который, несмотря ни на что, хранит в глубине заветы истинной вселенскости»[1].

На протяжении всего расцвета евразийского течения, вплоть до кламарского раскола, Ильин публиковал статьи в евразийских печатных органах, участвовал в их съездах и дискуссиях. Особенное внимание в своих статьях он уделял вопросу теоретических истоков историософии евразийства, которые, по мнению мыслителя, обнаруживаются в славянофильской концепции, прежде всего в учении о вселенскости Церкви и отрицании романо-германской культуры как универсальной и основоположной. Интересно также отметить, что Ильин считал М.Л. Магницкого одним из предтечей евразийства, опираясь на его идеи самобытности России и ее исторического пути, а также на положительную оценку татаро-монгольского ига.

В 1928-1929 гг. Ильин принял активное участие в «кламарском расколе» евразийского течения, выступив в сборнике «О газете «Евразия» (газета «Евразия» не есть евразийский орган)». После кламарского раскола Ильин участвует в сборниках «Евразийство. Декларация, формулировка, тезисы» и «Тридцатые годы», а также пишет предисловие к книге Я.А. Бромберга «Запад, Россия и еврейство. Опыт пересмотра еврейского вопроса», в котором поддерживает предложенное автором решение еврейского вопроса в рамках евразийского течения.

Однако стоит отметить, что в посткламарский период евразийства Ильин постепенно отходит от евразийского течения и в 1934 году окончательно порывает с евразийцами, обвиняя их в большевизме. Таким образом, В.Н. Ильин прошел через всю историю классического евразийства, и исследование его работ представляется необходимым для воссоздания наиболее полной картины евразийского учения.

Примечания:

1. Ильин В.Н., К проблеме литургики в Православии и Католицизме // Россия и латинство. Берлин, 1923. С. 191.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *