Дмитрий Балашов, евразийство, евразиец, Евразия, ЕДРФ, Гумилев, 4ПТ

Дмитрий Балашов — русский патриот и евразиец

_ Антон Клубков, руководитель Алтайского отделения ЕДРФ. Барнаул, 3 июня 2016 г.

Дмитрий Михайлович Балашов – известный русский писатель, получивший признание и любовь читателей благодаря серии исторических романов, объединенных под общим названием «Государи московские». Книги Балашова сочетают в себе историческую достоверность, высокий художественный стиль изложения и чувство патриотизма. «Государи московские» хронологически охватывают самый сложный период отечественной истории – период зависимости Русских земель от Орды. Исторические взгляды Дмитрия Балашова во многом созвучны идеям евразийства. Евразийство как научная школа и общественно-политическое движение возникло в 20-е годы ХХ века в русской эмиграции. Евразийцы считали Россию самостоятельной цивилизацией ставшей преемницей двух великих империй – Византии и Золотой Орды. Евразийские идеи, сформулированные в эмиграции, со временем проникли в Советский Союз. «Отец-основатель» евразийства Петр Савицкий обрел в Советской России способного ученика и последователя – Льва Николаевича Гумилева.

Лев Гумилев – личность легендарная. Рожденный в семье двух великий русских поэтов (Николай Гумилев и Анна Ахматова), он даже в советских политических условиях продолжал олицетворять собой дух дореволюционный, дворянской интеллигенции.

Восприняв евразийство от Петра Савицкого и дополнив его пассионарной теорией этногенеза, Гумилев со временем обрел немало последователей. Пожалуй, самым выдающимся и ярким учеником Гумилева был Дмитрий Балашов. Так, от учителя к ученику, от Савицкого к Гумилеву, от Гумилева к Балашову, передавалась эстафета развития евразийской идеи в ХХ веке. Несмотря на то, что Балашов знал о евразийстве в основном только по рассказам Гумилева, это не помешало ему весьма точно отразить евразийскую историческую концепцию в своем творчестве.

Серия исторических романов «Государи московские» в художественной форме отражает особенности этногенеза наших предков, прошедших путь от Руси к России. Путь от Руси к России – это история того как разрозненные русские княжества, пройдя суровую школу ордынского владычества, оформились в сплоченный этнос великороссов, которому было суждено сыграть важную роль в объединении Евразии.

В XIII веке Русские земли, раздираемые внутренними противоречиями, подвергались натискам захватчиков с Запада и с Востока. Балашов считал, что агрессия Запада была для Руси более опасна, чем восточные кочевники: «И вновь надо повторить маловерам и легковерам, ослепленным блеском западного земного изобилия, что не от кочевой орды, не с Востока, а именно с Запада надвигалась постоянная угроза самому существованию Руси великой!» [1].

Первый роман из серии «Государи московские» Балашов посвятил младшему сыну Александра Невского Даниилу Московскому, который заложил основы превращения Москвы в центр объединения русских земель.

Борьба князей за ярлык Великого Хана, возвышение Москвы, борьба за независимость Русских земель, рождение Большой России – центральные темы творчества Дмитрия Балашова. Несмотря на то, что Балашов писал о жестоком периоде истории древней Руси и Великой степи, он не считал культуру кочевников примитивной и варварской. Некоторые читатели даже призывали Балашова выступить против Льва Гумилева, идеализировавшего «диких варваров». На эти призывы писатель ответил так: «Мне недавно один читатель прислал возмущенное письмо, требуя заклеймить нашего замечательного ученого Л.Н. Гумилева за «любовь» к кочевникам. Можно бы, кстати, и слова Пушкина привести: «Издыхающая Россия спасла от варваров европейскую цивилизацию». Вообще говоря, из тех, за кого мы издыхали, спасибо нам никто не сказал, а католики, захватившие, после унии с Литвой, Киевскую Русь, сумели не оставить там ни одной книги, ни одного памятника русской истории. Татары были намного снисходительнее» [2].

Не демонизация татар и монголов, а нелегкий путь русского народа к независимости и построению Великой России – вот та мысль, которую Балашов стремился довести до внимания читателей.

Самым известным романом из серии «Государи московские» является трилогия «Святая Русь». Первый том романа «Святая Русь» Балашов посвятил одному из самых героических событий отечественной истории – Куликовской битве.

Балашов оценивал значение Куликовской битвы с позиции исторической концепции Льва Гумилева. Гумилев считал, что сражение на поле Куликовом является важнейшим событием русского этногенеза: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т. д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т. д. Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России» [3]. Так же как и Гумилев, Балашов считал 8 сентября 1380 года датой образования единого национального самосознания.

Главные герои романов Балашова – это люди обладающие чувством общерусского патриотизма и считающие своей Родиной не только какое-либо княжество, но и единую Русскую землю. Патриотами единой Русской земли были: Дмитрий Донской, Митрополит Алексий (Бяконт), боярин Федор Кошка и многие другие.

В романе «Сергей Радонежский» Федор Кошка в беседе с князем тверским произносит речь, в которой содержатся идеи общерусского патриотизма: «А только, княже, Русь-то у нас одна! Тут, в Орде, ежели годы пробыть, как я, много больше понимать приходится, чем дома, где нам, ни тебе, ни Митрию, власти не поделить. А Русь – одна… Я Руси служу, князь!» [1, с. 226]. Затем в беседе с тверским князем Федор Кошка говорит о религии: «Хоша и то скажу, что всякая вера – вера. И у бесермен своя, и у мунгалов своя, и у тех, что в Индии живут, еще другая вера. И все люди, и все Богу веруют, и не скажу, что мы одни люди, а иные прочие нелюди, нет, и того не скажу! Насмотрелси. Всякой есь народ и у них. И тоже есь, што нас за нелюдей считают. А токмо, как уж я православной веры держусь, в ней родился, в ней пущай и похоронят мня! Веру порушить  —  весь язык загубить!» [1].

Патриотические мысли, вложенные Балашовым в монологи Федора Кошки,  — это сжатое изложение одного из ключевых идейных аспектов всей серии романов «Государи московские». Русский патриотизм, который Балашов отразил в художественных образах, основывается на православном мировоззрении и уважении к вере других народов. Именно такой патриотизм позволил возрожденной, независимой Руси впоследствии стать Великой Россией.

К сожалению, Дмитрий Балашов так и не смог завершить свои творческие замыслы. «Государи московские» заканчиваются правлением Василия I. Несмотря на эту кажущуюся незавершенность, «Государи московские» — это выдающийся памятник современной отечественной литературы. Историческая проза всегда находилась на втором плане в русской литературе. Дмитрий Михайлович Балашов – один из тех авторов, которые подняли русскую историческую прозу на новый уровень.

Библиографический список:

  1. Балашов Д.М. Сергий Радонежский. – М.: Астрель, АСТ, 2011.
  2. Балашов Д.М. В гостях и дома: Три поездки за рубеж. – М.: Патриот, 1991.
  3. Гумилев Л.Н. Эхо Куликовской битвы // Огонек. 1980. № 36.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *