ЕАЭС, промышленность, кластеры, промышленная, политика, согласованная, инновации, Евразийкий Союз, интеграция

Евразийская экономическая интеграция как фактор инновационного развития кластеров

_ Олег Невзоров, руководитель Самарского отделения ЕДРФ, эксперт ЕДРФ по евразийской эконмической интеграции. Журнал  «Математика, экономика и управление», №2, 2015 г.

Становление Евразийского экономического союза (ЕАЭС) затронуло и перспективы развития национальных и межгосударственных промышленных кластеров. В этой связи, инновационные кластеры стран-участниц ЕАЭС способны стать «точками роста» национальных экономик вкупе с эффективной межгосударственной кластерной координацией.

В настоящий момент существуют труды ученых, разделяющих идею кластерного зонирования территорий (Л. Маркова, Ю. Рябченюк, Н.А. Корчагина). Очевидно, что без проработки существующих проблем кластерообразования дальнейшее успешное развитие кластерной идеологии представляется невозможным. На основе анализа литературных источников и с учетом изучения уже имеющегося опыта внедрения кластерных структур, были систематизированы основные препятствия, стоящие на пути реализации кластерных инициатив на пространстве Евразийского экономического союза и предложены пути и инструменты их наиболее эффективного устранения для повышения продуктивности  бизнеса.

Во-первых, это недостаток подготовленных специалистов с необходимыми навыками и квалификацией по вопросам кластерообразования. В большинстве регионов стран-участниц ЕАЭС существуют дефицит квалифицированного персонала и неполная занятость неквалифицированного персонала, низкий уровень профильного образования, социально-экономической активности и мобильности населения, несогласованность научно-исследовательских и образовательных программ с потребностями промышленности. Важными направлениями в плане деятельности кластеров по устранению данного недостатка должны стать:

  1. Профессиональная переподготовка сотрудников кластера в сфере кластерного менеджмента, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций, в том числе за рубежом;
  2. Организация семинаров, конференций, запуск образовательных и обучающих кластерных программ по вопросам развития экономики знаний;
  3. Развитие взаимодействия и повышение доверия между участниками кластера, государственными органами, научно-образовательным сообществом, торговыми ассоциациями и др.;

Во вторых, отсутствие достаточно высокой конкуренции. В рамках постановки данной проблемы предлагается рассматривать конкурентоспособность отдельных регионов и компаний в зависимости от масштаба:

  • В глобальном масштабе. В процессе реализации кластерной политики органы власти регионов стран-участниц ЕАЭС и органы местного самоуправления смогут принять следующие меры:

— акцентировать кластерную политику на развитие конкурентного рынка и поддержание конкуренции;

— снижать уровень монополизации региональных и локальных рынков, поддерживая сильные и креативные компании, что повысит общую конкурентоспособность экономики и создаст плодотворную бизнес среду.

  • В масштабе деятельности кластера. Конкуренция внутри кластера отличает его от большинства объединений (технопарки, технополисы, территориально-производственные комплексы и др.). Внутренняя конкуренция, как и любая другая конкуренция, приводит к возникновению давления на компании, вынуждая их вводить новшества и совершенствоваться, снижать цены, улучшать качество и обслуживание, а также придумывать новые продукты и ход развития. Зарубежные ученые М. Моррис, А. Косак, А. Озер определили успешную соконкуренцию как отношение, характеризующееся доверием, обязательствами и взаимной выгодой. Удержать конкурентное преимущество компаниям позволит:

— Совместная работа: компании могут расширить перечень услуг предоставляемых клиентам и увеличить рынок сбыта и услуг при меньших затратах, чем каждая из них смогла бы индивидуально;

—  Внутрикластерное соперничество необходимо превратить в механизм активного распространения конкурентных преимуществ и мощный импульс инновационного поиска;

— Для конкуренции компаний максимальные преимущества доступны благодаря синергетическому эффекту, выраженному в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

В-третьих, важно заимствование зарубежного опыта и практик. Наиболее острой проблемой, стоящей перед инициаторами кластерной политики, является проблема практической реализации бенчмаркинга в регионах. Опираясь на внешний опыт, власти различного уровня пытаются заимствовать опыт известных «лучших практик» кластеризации, что приводит к формированию региональных и национальных политик с аналогичными целями и инструментами. Однако сопоставление плана в ЕАЭС с фактом западных стран показывает, что если за рубежом главным приоритетом является налаживание взаимодействия между разными компаниями, входящими в кластер, то в евразийской экономической структуре это, скорее, межвидовые взаимодействия между государством и наукой, бизнесом и наукой, государством и бизнесом.

В четвертых, важна роль и влияние государства на принятие экономических решений. Некоторые критики кластерной теории приводят следующий политэкономический аргумент: даже если кластерная политика, в случае ее правильного применения, имеет свои преимущества, это ведет к возможности осуществления любых вмешательств, направленных на отдельные отрасли. Однако большинство экономистов считают оправданными вмешательства со стороны государства в случаях, когда возникают определенные условия, снижающие возможности нормальных рыночных процессов приводить к оптимальным результатам с точки зрения долгосрочного благосостояния. При этом, в большинстве стран государственные власти играют важную, если не основную роль при поддержке кластеров. Поэтому, общие рекомендации национальным правительствам ЕАЭС можно сформулировать следующим образом:

  1. Государство должно способствовать развитию конкуренции на внутреннем рынке путем усиления антимонопольного регулирования, стимулировать производство инноваций и развитие новых бизнес направлений, содействовать развитию связей с наукой, проводить антимонопольную политику и др.;
  2. Сформализовать государственную политику по отношению к кластерам, учитывая специфику и особенности региона, отрасли и участников кластера;
  3. Государство для идентификации наличия кластера должно применять наработки ученых-практиков в вопросах экономического развития территорий и хозяйствующих субъектов.

В пятых, важно решение проблемы информационного обеспечения кластерной деятельности. Недостаток информированности представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода приводит к недобросовестной конкуренции и недоверию между потенциальными участниками кластера. Государство в решении данной проблемы должно способствовать информационному позиционированию кластера в стране через общедоступные информационные ресурсы и поддерживать позитивный образ кластера среди инвестиционного сообщества. Предлагается создать наднациональный орган, который бы курировал информационную и инновационную политику ЕАЭС.

Таким образом, развитию промышленных кластеров и индустриальных парков способствовал бы обобщенный анализ практики субсидирования территориальных  кластеров, парков, особых зон с возможным выходом на синхронизацию мер в рамках ЕАЭС. Договором о Евразийском экономическом союзе предусматривается создание совместных промышленных кластеров, поэтому вопрос о межкластерной интеграции приобретает новый смысл.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *