Астана, ЕАЭС, Евразийский Союз, будущее, Евразия, Казахстан, евразийцы

Три сценария долгосрочного экономического развития ЕАЭС

_ ЕЭК. Долгосрочный прогноз экономического развития ЕАЭС до 2030 г. Москва, 2015 г.

В ближайшее десятилетие возможно снижение влияния глобальной системы управления, что обусловит реконцентрацию наднационального управления на уровне региональных блоков (Северная Америка, Европейский союз, Азиатско-Тихоокеанский регион и др.). Такие блоки будут замыкать в себе крупные производственные цепочки, научно-технологический потенциал, инвестиции и соответствующую финансовую инфраструктуру, достаточно массовые человеческие ресурсы, систему безопасности.

В итоге в перспективе может сформироваться несколько региональных пространств, госу­дарства-члены которых будут интегрированы внутри себя гораздо сильнее, чем с третьими странами. Система двусторонних и многосто­ронних связей и договоренностей будет вы­страиваться не столько между странами, сколько между экономическими блоками.

Имеются все предпосылки для того, что­ бы Союз стал одним из таких крупных ре­гиональных экономических объединений. В этой связи сценарии экономического разви­тия Союза формируются сочетанием общих внешних условий развития, определяемых, в первую очередь, характером развития гло­бальной экономики, балансом тенденций глобализации и регионализации в мировой экономике, и глубиной и характером интеграционных процессов.

Сценарная матрица развития интеграционных процессов в Союзе представлена в табл. 6.

Скриншот 09.06.2016 95925.bmp

Собственный центр силы

Процессы регионализации в глобальной экономике формируют благоприятные усло­вия для последовательного создания на тер­ритории Союза «центра силы» — центра притяжения инноваций, инвестиций, высо­ко квалифицированных кадров и производ­ства продукции, конкурентоспособной на мировых рынках.

В целом, сценарий «Собственный центр силы» можно охарактеризовать как «сценарий вы­сокой международной конкуренции», базиру­ющийся на поиске «окон возможностей» исозданииновыхконкурентныхпреимуществ. Это предполагает формирование условий для улучшения «качества» экономического рос­та государств — членов Союза в долгосроч­ной перспективе, строительства «экономики знаний», способной к постоянному развитию темпами, опережающими среднемировые.

С использованием интеграционных инструментов и механизмов возможна общесистем­ная реализация направлений экономического развития, включая активизацию сотруд­ничества в несырьевых сферах экономики. Особую роль будут иметь стимулирование создания новых современных производств, формирование «отраслей будущего» (от­раслей и сфер, которые в настоящее вре­мя не существуют), консолидация ресурсов на развитии человеческого капитала, форми­рование благоприятной среды проживания креативного класса и применение его знаний и навыков, а также обеспечение доступности финансовых ресурсов, необходимых для про­ведения технологических исследований и их коммерциализации.

Реализация сценария позволит государствам — членам Союза повысить свою долю в мировой экономике за счет производства и реализации на национальных и внешнем рынках конкурен­тоспособной продукции, диверсифицировать экспорт и нарастить объемы ненефтегазового экспорта, снизить зависимость от продукции, импортируемой из третьих стран, обеспечить экономию за счет «эффекта масштаба», «технологического эффекта», повысить качество и уровень жизни населения.

Реализация интеграционного потенциала в сценарии «Собственный центр силы» требует:

1. Координации и реализации общеэкономических мер по направлениям, определяю­щим конкурентоспособность Союза и го­сударств-членов, сотрудничество в которых является экономически целесообразным.

К числу таких направлений можно отнести:

  • обеспечение макроэкономической устой­чивости;
  • создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности;
  • инновационное развитие и модернизация экономики;
  • обеспечение доступности финансовых ре­сурсов и формирование общего финансо­вого рынка;
  • инфраструктурное развитие, в том числе реализация транзитного потенциала;
  • развитие кадрового потенциала;
  • повышение энергоэффективности и ресур­сосбережение;
  • межрегиональное развитие и пригранич­ное сотрудничество;
  • реализация внешнеторгового потенциала.

2. Определения приоритетных сфер экономи­ки с точки зрения наличия интеграционного потенциала. К числу таких сфер экономики (групп сфер) можно отнести:

  • сферы экономики, интеграция в которых обеспечивает мультипликативный эф­фект для экономик государств — членов и Союза в целом;
  • сферы экономики с высокой актуаль­ностью и/или потенциалом импортозаме­щения за счет кооперации;
  • сферы экономики с потенциалом увеличе­ния и диверсификации экспорта в третьи страны;
  • сферы экономики, обладающие конку­рентными преимуществами в Союзе и перспективами роста поставок товаров и услуг на внутренний рынок за счет стра­ новой специализации;
  • сферы экономики, встроенные во вну­трисоюзные и международные производ­ственные цепочки;
  • «отрасли будущего», предусматривающие возможность отказа от концепции дого­няющего развития и концентрации ин­теграционных усилий на развитии сфер экономики государств-членов за счет создания и привлечения новых технологий темпами, опережающими общемировые показатели;
  • сферы экономики, регулируемые государ­ством, и сферы с высокой долей компаний с государственным участием.

Сценарий «Собственный центр силы» предпо­лагает максимальное вовлечение в интегра­ционный процесс всех возможных акторов, включая государственные и частные компа­нии (корпорации), институты развития из государств — членов Союза и из третьих стран. Помимо оптимизации использования существующих конкурентных преимуществ будет происходить формирование новых ком­петенций, что позволит государствам — членам Союза увеличить темпы и качество социально-экономического развития. Данный сцена­рий может восприниматься как «желаемый» (целевой), удовлетворяющий, в частности, це­лям, зафиксированным в стратегических доку­ментах государств — членов Союза.

Транзитно-сырьевой мост

Сценарий «Транзитно-сырьевой мост» пред­полагает максимально возможное использо­вание географического положения Союза и имеющейся сырьевой базы (возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов). Стимулом к углублению интеграции в данном сценарии служит взаимодействие региональ­ных «центров силы» (Европейского и Ази­атско-Тихоокеанского регионов). В рамках интеграционного сотрудничества евразийское пространство становится экономически при­емлемым для транспортировки природных ресурсов и транзита товаров, а также для раз­вития перерабатывающих производств вблизи крупных транспортных узлов и маршрутов.

Реализация сценария предполагает сущест­венную активизацию взаимодействия государств-членов в направлении реализации транзитного потенциала Союза, включая практи­ческое формирование евразийских транспорт­ных коридоров. Это предполагает реализацию совместных инфраструктурных проектов в сфе­ре транспортировки сырья и транзита про­дукции, а также в интересах стимулирования развития сферы соответствующих услуг.

Реализация иных направлений экономическо­го развития Союза происходит преимущест­венно в сферах экономик, оказывающих значительный мультипликативный эффект и важ­ных с точки зрения «загрузки» и обеспечения функционирования транспортных коридоров: энергетике и добывающей промышленности.

Интеграционное сотрудничество в указанных сферах предполагает в том числе развитие конкуренции, формирование подходов к прак­тической работе единых сбытовых каналов, совместную разработку и использование совре­менных технологий по добыче энергетических ресурсов и увеличению глубины их переработ­ки, развитие энергетического и транспортного машиностроения и др.

Данный сценарий предполагает максимально оперативное устранение существующих барь­еров, изъятий и ограничений, препятствующих созданию транспортных коридоров и совершен­ствованию транспортно-логистической сферы.

Основной интеграционный эффект при реали­зации сценария будет заключаться в увеличе­нии грузоперевозок через территорию Союза за счет ускорения доставки грузов, повышения надежности перевозок и максимального упро­щения соответствующих процедур. Для Респу­блики Беларусь эффект скоординированной транспортной политики выразится в допол­нительном приросте грузооборота к 2030 году на 14,1% (по сравнению с вариантом развития без транспортной интеграции), для Республи­ки Казахстан — на 10,8%, для Российской Фе­дерации — на 1,5%.

Данный сценарий обеспечивает также геогра­фическую диверсификацию экспорта сырь­евых ресурсов, рост инвестиций в добывающие отрасли, а также сопряженные с ними перера­батывающие отрасли промышленности.

В целом сценарий «Транзитно-сырьевой мост» можно охарактеризовать как «сценарий мини­мизации рисков». Он ориентирован в большей степени на максимальное использование име­ющихся конкурентных преимуществ (в сырье­ вом секторе, геоэкономических и др.), но не на создание новых. С другой стороны, реализация данного сценария требует меньше интеграционных усилий в сравнении со сцена­рием «Собственный центр силы». Более того, к настоящему времени уже достигнута значи­тельная часть необходимых международных договоренностей.

Большинство из значимых проектов в сфере транспорта были инициированы до 2010 года (год создания Таможенно­го союза) и соответствуют задачам развития экономик государств — членов Союза.

Продленный статус-кво

В рамках сценария «Продленный статус-кво» национальные экономики в большей степени действуют независимо под влиянием нацио­нальных и внешних факторов. В этих условиях экономическое развитие государств — членов Союза основывается на собственных «тради­ционных» источниках роста, обеспечивающих невысокие равновесные темпы экономическо­го развития при сохраняющихся инфраструктурных ограничениях.

Направления интеграционного сотрудничест­ва формируются строго в рамках принятой нормативно-правовой базы Союза, достигну­тые интеграционные договоренности реали­зуются при возникающих новых барьерах, изъятиях и ограничениях. Новые синергети­ческие эффекты не приобретают масштабного характера («экономия на масштабе», «техноло­гический эффект»).

Как следствие, совокупный интеграционный эффект для Союза незначительный и прихо­дится преимущественно на окончание пла­нируемого периода (2025–2030 гг.) после завершения всех переходных положений, пре­дусмотренных Договором о Союзе.

Базовыми предпосылками сценария являются:

  • сохранение доминирующего положения сырь­евых отраслей в экономиках и внешней торговле государств-членов (Россия и Ка­захстан), высокая роль Беларуси в поставках нефтепродуктов на внутренний рынок Со­юза и за его пределы;
  • постепенная модернизация отраслей эконо­мик государств — членов Союза с акцентом на сборочные производства с повышением степени их локализации;
  • опережающее развитие отдельных обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей (энергетическое машиностроение, обо­ронный комплекс), сельского хозяйства и реализация отдельных инфраструктурных проектов (главным образом в энер­гетике и транспорте), необходимое для удовлетворения внутренних потребностей государств-членов;
  • скоординированное развитие транспортной сферы в рамках реализуемых проектов транспортных коридоров, создания и совмест­ного использования транспортной инфраструктуры; гармонизация законодательства в области транспорта.

Относительно двух других сценариев «Прод­ленный статус-кво» тяготеет к сценарию «Транзитно-сырьевой мост» с тем отличием, что по­зиционирование в качестве «связующего зве­на» крупных «центров силы» (Европейский и Азиатско-Тихоокеанский регионы) в этом сценарии выражено слабее, реализация транзитного потенциала не выходит за рамки за­пущенных проектов транспортных коридоров и носит в основном экстенсивный характер (за счет роста оборота торговли между Ев­ропой и Азией при постепенном увеличении доли Союза в объеме перевозок между этими макрорегионами).

От сценария «Собственный центр силы» сцена­рий «Продленный статус-кво» отличает разви­тие интеграции экономик государств-членов в пределах принятых стратегических докумен­тов без форсирования экономической интегра­ции по мере выполнения ранее поставленных задач после 2020 года.

Одновременно следует отметить, что в долго­срочной перспективе этот сценарий, ограни­ченный существующей системой целей и задач интеграции, не имеет «стержневой» основы и носит в целом инерционный характер. В силу того что в реальности имеются достаточно силь­ные ожидания и интересы в сфере экономиче­ской интеграции на евразийском пространстве, а сам этот процесс уже обрел определенную инерцию, можно утверждать, что вероятность реализации данного сценария невысокая.

Оценка бизнес-сообщества

В 2014 году были проведены опросы представителей бизнес-сообщества государств — членов Союза на предмет их отношения к перечисленным сценариям долгосрочного экономического развития Союза. Если в начале 2014 года респонденты предпочитали оставаться в рамках сценария «Продленный статус-кво», то к концу года сторонников интеграционного развития стало больше.

При этом опрашиваемые из числа представителей белорусского бизнеса в боль- шей степени, чем их партнеры из Казах- стана и России, были ориентированы на сценарий «Собственный центр силы», однако количественно преобладает склонность к работе в рамках второго, транзитно-сырьевого сценария. В деловом сообществе Казахстана придерживаются инерционного формата развития интеграции, подразумевающего строгое следование договоренностям 2010–2012 годов и одновременно консервативный подход к принятию новых интеграционных договоренностей.

 Скриншот 09.06.2016 95816.bmp

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *