fqs0MZA3PyooaHpGLZmNE4gAMJsrJDq5

От постсоветской интеграции к Большой Евразии. 5 итогов Петербургского международного экономического форума

_ 16 по 18 июня 2016 г. в северной столице прошел юбилейный 20-й Петербургский международный экономический форум. Одной из главных тем форума стали перспективы и противоречия «интеграции интеграций» на пространстве «Большой Евразии». О пяти главных итогах ПМЭФ для интеграционной повестки порталу «Евразия.Эксперт» рассказал участник форума, председатель Евразийского Движения России (ЕДРФ) России Юрий Кофнер.

1. ЕАЭС не СССР

Свое выступление на торжественном открытии XX юбилейного Петербургского форума Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян начал с опровержения распространенных на Западе слухов о том, что создание Евразийского экономического союза – это попытка восстановления Советского союза: «Мне кажется, что такие оценки звучат из-за того, что у оппонентов не было достаточно информации о том, на какой базе создается новый Союз». Он объяснил, что в основе союзного договора лежат принципы равнопредставленности государств-членов независимо от численности их населения, объема ВВП, территории, уровня социально-экономического развития.

«Мы все представлены в Коллегии Комиссии двумя министрами от каждой из стран союза, и решения принимаются консенсусом» — резюмировал Председатель Коллегии ЕЭК и подчеркнул, что такие малые по весу республики, как Армения и Кыргызстан, также напрямую принимают важные нормативные документы, регулирующие экономическую деятельность на всем пространстве Евразийского экономического союза.

Выступая на пленарном заседании ПМЭФ президенты Российской Федерации В.В. Путин и Республики Казахстан Н.А. Назарбаев точно также призывали к развенчанию мифотворчества тех, кто хотел бы видеть в Евразийском экономическом союзе автаркический блок или восстановление Российской империи. «В современном мире удержаться в замкнутом пространстве, даже достаточно большом географически, невозможно» — отметил Владимир Путин, и в очередной раз подчеркнул, что инициатором евразийского проекта является не он, а Нурсулатан Назарбаев, предложивший идею Евразийского союзе еще в 1994 г.

Президент Казахстана в свою очередь назвал ЕАЭС общим проектом государств-членов и счел неуместным определить одного конкретного инициатора: «Владимир Владимирович в своём выступлении уже с себя ответственность снял, сказав, что Назарбаев – инициатор, чтобы не говорили, что Россия собирает какой‑то союз. Так что, можно говорить о том, что Казахстан, наверное, собирает такой союз? Это смешно».

2. От постсоветской интеграции к интеграции в Большой Евразии

Главным событием Санкт-Петербургского форума стало то, что Путин и Назарбаев официально объявили о далеко идущих планах,  видящих Евразийский экономический союз как одним из центров формирования более широкого интеграционного контура. И они дали ему уже название — «Большая Евразия».

«В рамках такого контура мы в том числе сможем решать крупные технологические задачи, мотивировать и вовлекать в процесс технологического развития новых участников» — объяснил эти планы российский президент и предложил подумать о создании большого евразийского партнёрства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у ЕАЭС уже сложились тесные отношения, прежде всего Китай, Индия, Пакистан, Иран. В целом желание создать зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом в 2016 г. выразили уже более 40 государств и международных организаций. В прошлом году их было еще 30.

Как раз по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 2016 г. главы государств стран Евразийского экономического союза объявили годом углубления торгово-экономических отношений Союза с третьими странами и экономическими объединениями.

Большое евразийское партнерство могло бы опереться на целую сеть двусторонних и многосторонних торговых соглашений с разной глубиной, скоростью и уровнем взаимодействия, открытостью рынка, в зависимости от готовности той или иной национальной экономики к такой совместной работе, на договорённостях о совместных проектах в области науки, образования, высоких технологий. Все эти соглашения должны быть нацелены в будущее, создавать основу для совместного гармоничного развития на базе эффективной и равноправной кооперации.

Как отметил Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян на секции «ЕАЭС и торговые партнеры», процесс построения общего экономического пространства от «Лиссабона до Владивостока и Сингупара» уже запущен и шаг за шагом будет дальше выстраиваться. Так, в мае текущего года ЕЭК подписала с руководством Сингапура Меморандум о сотрудничестве и теперь у Комиссии есть зеленый свет для ведения переговоров о создании зоны свободной торговли с этим мегаполисом.

На полях форума также состоялась рабочая встреча между Саркисяном и Министром торговли и промышленности Арабской Республики Египет Тареком Кабилемом. Сейчас уже работает совместная исследовательская группа по изучению вопроса о целесообразности заключения соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Египтом. Член Коллегии (Министр) ЕЭК по основным направлениям интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая, выступая на секции «Россия — Латинская Америка», рассказала об успехах в переговорах с латиноамериканскими странами, такими как — Перу, Чили, Мексика. В конце своего выступления она заявила о желательности начать переговоры о ЗСТ с Кубой.

В рамках форума среди европейских и российских бизнесменов был проведен опрос, посвященный возможному созданию подобного мегарегионального объединения в Евразии. Подавляющее большинство – почти 85% опрошенных выразили уверенность в наличии потенциала создания подобного объединения на континенте.

3. Поворот на восток…

Тигран Саркиян напомнил слушателям на своей панельной сессии, что 31 мая в Астане на заседании Высшего Евразийского экономического совета президенты стран Союза дали Евразийской экономической комиссии мандат на проведение переговоров по развитию торгово-экономических отношений с Китаем. «Эти директивы утверждены, и мы запускаем этот переговорный процесс. Нам важен в этом контексте диалог с бизнес-сообществом наших стран, чтобы во время этих переговоров мы могли учесть их интересы», – заявил Председатель Коллегии Комиссии.

А на пленарном засеедании Владимир Путин потвердил, что еще в этом месяце вместе с китайскими коллегами будет дань официальный старт переговорам по соглашению о всеобъемлющем торгово-экономическом партнёрстве в Евразии с участием государств Европейского экономического союза и Китая. По его словам этот масштабный проект станет одной из главных тем на Восточном экономическом форуме, запланированном на 3-5 сентября 2016 г. во Владивостоке.

3. … в то время как ЕС взаимностью не отвечает

Если интеграция на востоке идет полным ходом, то на западом фланге Евросоюз упорно гнет свою линию непризнания Евразийского экономического союза. И это несмотря на многочисленные приглашения и уговоры к сотрудничеству со стороны Путина, Назарбаева и Саркисяна: «Проект «Большой Евразии», открыт, безусловно, и для Европы, и уверен, такое взаимодействие может быть взаимовыгодным. Европейский союз, несмотря на все проблемы в наших отношениях, известные проблемы, остаётся ключевым торгово-экономическим партнёром России» — заявил Президент России.

То же самое повторил Президент Казахстана: «Евразийский экономический союз заинтересован в эффективном, стабильном Европейском союзе, с которым желает тесно сотрудничать». Он подчеркнул, что объединённой Европе выгодно конструктивное сотрудничество с евразийским интеграционным объединением. Например, как отметил его российский коллега, в 2015 г. Россия вложила в совместные с Европой высокотехнологичные проекты 1 миллиард 200 миллионов евро. Сопряжение экономических пространств Европейского союза, Европейского экономического союза и Экономического пояса шелкового пути имеет большой потенциал для рывка в развитии всей «Большой Евразии» и мира в целом.

Президенту Казахстана принадлежит недавняя инициатива проведения консультаций между Евразийским экономическим союзом и ЕС.  Именно этот вопрос он понял на полях ПМЭФ в ходле встречи с председателем Еврокомиссии. «Участие в этом форуме многих крупнейших руководителей компаний Европы и участие господина Жан-Клода Юнкера [на Петербургском форуме] приблизит начало прямого диалога с ЕС» — выразил свои надежды Нурсултан Абишевич.

Позиция руководства ЕС упорно не замечать Евразийский экономический союз дошла до смешного и на форуме показала всю свою абсурдность. Даже сидя на панельной сессии рядом с Председателем Коллегии ЕЭК, Юнкерс в ходе своей 15-й минутной речи правда много говорил о необходимости возобновления диалога между Евросоюзом и Россией, но, при этом, ни разу не упомянул о евразийском интеграционном объединений, не говоря уже о возможном сотрудничестве с ним. Выступая следующим после него, Тигран Саркисян с отреагировал с достоинством: «Пока еще есть люди, игнорирующие ЕАЭС. Это, наверное, именно те, кто не хотел, чтобы Юнкер приехал на эту конференцию. Но мы знаем, что есть таковые, которые, наоборот, выступают за то, чтобы этот диалог состоялся, и мы имели возможность налаживать отношения с экономическими объединениями, информировать о деятельности Евразийского экономического союза».

В качестве первого шага уже сейчас необходимо развивать диалог на экспертом уровне, чтобы изучать широкий круг вопросов по будущему сотрудничеству между ЕС и ЕАЭС, когда бы оно ни состоялось. Это вопросы торговли, инвестиций, техрегулирования, таможенного администрирования и другие. Именно такое мнение выразил Президент России. О том, что такой экспертный диалог уже существует, в своем выступлении рассказал директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров. С 2014 по 2016 гг.. в международном институте IIASA, расположенном в Вене, Австрия, вместе с ЕЭК и ЕАБР реализуется совместный научно-исследовательский проект «Вызовы и возможности экономической интеграции в более широком европейском и евразийском пространстве». Сейчас ведутся переговоры о возможном продлении данного проекта до 2020 г. с переключением фокуса на треугольник «ЕС — ЕАЭС — Китай».

Примечательно, что итогам опроса, проведенного в рамках форума, свыше 26% предпринимателей предпочли бы развитие взаимодействия Евразийского экономического союза с Евросоюзом. Чуть меньше (24%) в первую очередь хотели бы увидеть сотрудничество со странами АТЭС и КНР. 40% проголосовавших поддержало вариант «все направления равнозначны».

5. «Интеграция интеграций» как альтернатива блоковому мышлению

Главы России и Казахстана выразили свои опасения по поводу подхода США, создавая свои Трансатлантический и Транстихоокеанский торговые партнерства. Кроме того, что эти проекты прописаны под интересы американских ТНК в ущерб потребителям и государствам, они также во многом дублируют функции Всемирной торговой организации и ставят страны на линиях разлома перед искусственный выбор.

«Хорошо понимаю наших европейских партнёров, которые говорят о непростых решениях для Европы в ходе переговоров по созданию Трансатлантического партнёрства. […] В такой ситуации трудно удержать баланс и сохранить пространство для выгодного для Европы манёвра» — высказался по этому поводу Владимир Путин.

Реальную альтернативу подобному блоковому мышлению попыткам растаскивания мира по отдельным узким зонам торговых преференций предложил его коллега Нурсултан Назарбаев. Речь идет о концепции «интеграции интеграций», которая, по его мнению, не снижает, а, наоборот, повышает роль и значение ВТО.

«Интеграция интеграций избавит мир от повторения таких аналогов, когда отдельные страны оказались перед искусственным выбором: с кем и как им ассоциироваться и сотрудничать?» — резюмировал Президент РК. Для этого необходимо выработать взаимоприемлемые принципы, на основе которых будет строиться взаимодействие интеграционных объединений. Среди этих принципов центральным он видит приоритет экономического прагматизма над любыми проявлениями политической конъюнктуры.

Отвечая в последнем опросе на вопрос о влиянии создания ЕАЭС на встраивание экономик стран-участниц в глобальную экономическую систему, 62,2% опрошенных выразили мнение, что интеграция способствует этому процессу. Вариант «препятствует» – выбрали всего 5%. Однако около трети проголосовавших считают, что ЕАЭС не влияет на позиционирование государств-членов в мировой экономике.

Источник: http://eurasia.expert/

2 комментария

  1. «Мне кажется, что такие оценки звучат из-за того, что у оппонентов не было достаточно информации о том, на какой базе создается новый Союз».

  2. «Пока еще есть люди, игнорирующие ЕАЭС. Это, наверное, именно те, кто не хотел, чтобы Юнкер приехал на эту конференцию».

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *