евразийство, евразийцы, Евразийское Движение, ЕДРБ, Алексей Тома, ЕАЭС, Минск, Беларусь

Взгляд из Беларуси на евразийскую интеграцию

_ Алексей Тома, член Совета Евразийского Движения в Республике Беларусь (ЕДРБ), м. политических н., аспирант РИВШ. Минск, 26 июля 2016 г.

На современном этапе развития Республики Беларусь особо актуальной становится тема глобализации. Данный феномен трактуется как процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. По своей сути это объективный процесс, который ведёт к изменению всех сторон жизни мирового сообщества. В основе его положен принцип взаимопроникновения, что в свою очередь имеет ряд положительных аспектов: стремительное развитие государственных экономик, объединение инфраструктуры разных стран, единое и доступное информационное пространство, рост миграционной рабочей силы и т.д. Однако на культурологическом уровне доминирующей становится тенденция к единообразию, в основе которого сейчас лежат западные (пост-)либеральные ценности. В связи с этим, перед многими государствами встаёт вопрос о сохранении своей идентичности, историко-культурного наследия, традиций и т.д. На постсоветском пространстве одним из ответов на этот вопрос стала евразийская интеграция.

Её актуальность определяется тем, что на фоне глобализации всё более востребованными становятся союзы на принципах равенства, уважения суверенитета и выгодного сотрудничества. Именно на таких принципах сегодня и строится Евразийский экономический союз (ЕАЭС), активной участницей которого является Республика Беларусь.

По объективным причинам Российская Федерация выступает инициатором по многим вопросам интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Но это в свою очередь преподносится белорусской оппозицией, как проявление имперских амбиций. В информационном пространстве белорусских оппозиционных СМИ идёт активная работа по внедрению в сознание белорусов образа России как «агрессора».

Особенно ярко оппозиционная пропаганда заработала после событий 2014 года на Украине. Основная цель — вызвать у большинства белорусов отторжение к России, сорвать евразийскую интеграцию и переориентировать внешнюю политику Республики Беларусь на стратегию США по сдерживанию России (в частности, на проект Междуморья).

Необходимо подчеркивать, что флагманское положение России в интеграционных проектах обусловлено объективными геополитическим и геоэкономическими причинами. Её пространственное положение совпадает с heartland’ом, территорией, наиболее благоприятной для контроля над всем миром (теория «хартленда» была разработана английским географом и геополитиком Хэлфордом Маккиндером в 1904 году). Согласно сформулированному им геополитическому постулату: тот, кто контролирует Heartland, тот и управляет евразийским континентом. А в перспективе и всем остальным миром.

Запад в результате распада СССР достиг цели Первой Холодной войны и получил частичный контроль над Heartland. В 90-ые годы этот контроль осуществлялся через насаждение институтов (пост-)либеральной демократии, поддерживающих толпо-элитарную модель общества. В настоящее время частичный контроль осуществляется на мировоззренческом уровне. Достаточно большое количество российских граждан само защищает интересы своих захватчиков. На языке экономического прагматизма один только ежегодный отток капитала из России составляет 105 млрд. долларов, что приносит колоссальный урон ни только самому государству, но и всему ЕАЭС .

Судьба России и ЕАЭС зависит от того, смогут ли патриотические силы полностью восстановить контроль над heartland’ом. Без решения этой задачи евразийский интеграционный проект может стать частью трансатлантистского проекта и превратится в централизованный механизм перекачки ресурсов на Запад.

В случае реализации такого сценария Республика Беларусь может изменить вектор внешней политики на интеграцию с Евросоюзом. Однако будет наивно полагать, что присоединение к Евросоюзу сыграет на пользу белорусскому народу. Декоративная демократия не обеспечивает доступ к реальным механизмам принятия решений. В Евросоюзе Беларусь ждёт участь прибалтийских стран. Молодёжь уедет на заработки, предприятия остановятся, республика превратится в буфер между ЕС и Россией.

Особенно ярко данный сценарий скажется на национальном суверенитете. После референдума по выходу Великобритании из ЕС (Brexit) начнутся активные преобразования по созданию «единого европейского супергосударства», которые поставят многих членов ЕС перед выбором: национальный суверенитет или дальнейшая евроинтеграция.

Единственная возможность для Беларуси сохранить свой суверенитет – это активно включиться в формирование механизмов концептуального управления евразийскими процессами. Объективные предпосылки для этого есть (в управлении ЕАЭС работает принцип «одна стран — один голос»), но нужны и субъективные: мягкая сила и политическая воля.

Концепция евразийского интеграционного проекта не должна ограничиваться экономическим прагматизмом. Меняющаяся экономическая конъюнктура сделает такой союз нежизнеспособным. Целеполагание должно ориентироваться на системный подход, общие культурные традиции и вызовы ХХI века.

Сейчас, как никогда важно поднять проблемы целеполагания, концептуально проработать и дать на них вполне убедительные ответы. Это важно, прежде всего, для тех кто, претендует на роль лидеров интеграции.

Не смотря на снятие некоторых санкций с Беларуси и потепление отношений с Западом вряд ли можно надеяться, что транснациональная элита США откажется от попыток дестабилизации государств ЕАЭС и срыва евразийских интеграционных процессов. Их цели имеют постоянный характер – устранение, ослабление и сдерживание геополитических конкурентов. В этих целях активно задействуются современные коммуникационные технологии (СМИ, СМК).

Сегодня в Республике Беларусь около 3 миллионов человек являются пользователями самого популярного русскоязычного сайта «Вконтакте», из них более 900 тысяч из города Минска. Довольно популярными также являются Facebook, Instagram и сервис микроблогов Twitter. Они представляют собой одну большую инновационную волну, с огромной скоростью приобретающую всё больше и больше пользователей.

Влияние социальных сетей на белорусское общество было продемонстрировано во время президентских выборов 19-го декабря 2010 года и последующих событий на площади Независимости. Именно социальные сети стали самым быстрым средством распространения информации.

После событий на Украине и Евромайнда-2014 в социальных сетях стало создаваться большое количество прозападных русофобских сообществ. Главными преимуществами таких сообществ являются широкий охват пользователей, минимальные затраты на координацию действий и молодёжная аудитория. Их тактика проста: создать критическую массу протестного потенциала и внедрить в умы большинства молодёжи прозападные русофобские взгляды.

Сегодня социальные сети в управлении кризисными ситуациями начинают выходить на передний план. Они предоставляют многомиллионной аудитории бесплатную возможность обмениваться агитационными видео и статьями, организовывать антигосударственные акции, влиять на общественное мнение с помощью «правильных» новостей и с невероятной скоростью распространять слухи. Это доказали события на Майдане в 2014 году.

Бороться силовыми методами с этим новым явлением абсолютно не эффективно. И чтобы дать равнозначный ответ прозападным силам в Беларуси — необходимо использовать их же методы: активная работа в социальных сетях, просвещение молодёжи, создание патриотических НКО.

Если же прозападные силы активно спонсируются и поддерживаются, то в отношении евразийский сил ситуация иная. События на Украине показали, насколько важно не упустить ситуацию в информационном пространстве. Борьба за умы людей ведётся тонкими методами, но последствия её разрушительны (или созидательны!).

Со стороны стран-участниц ЕАЭС необходимо уделить этому вопросу особое внимание. Недоработки по Украине должны быть учтены и исправлены. Для этого актуально рассмотреть следующие предложения:

  • Обеспечить поддержку и финансирование про-евразийских НКО в Беларуси (например, через Россотрудничество, Фонд Горчакова и т.д.).
  • Сформировать постоянно действующую площадку (в формате круглого стола), где будут озвучиваться и согласовываться позиции элит и экспертного сообщества ЕАЭС.
  • Создать координирующий центр, который будет объединять и направлять разрозненные патриотические силы, поддерживающие интеграцию в ЕАЭС, и который будет организовывать внутрисоюзные мероприятия для евразийцев и молодёжи, рекрутировать новых сторонников.
  • Разработать общими усилиями целостную концепцию евразийской интеграции, учитывающую всесторонние культурные, идеологические и нравственные запросы народов ЕАЭС. Концепция должна быть понятна каждому, на уровне школьного учебника. Где сложные концептуальные вещи будут изложены простым идеологическим языком символов, терминов и объяснений.

Вышеизложенные предложения необходимы для дальнейшего развития евразийской интеграции. Однако, осознавая значимость для Запада контроля над heartland’ом и способность к стратегической инициативе, государствам ЕАЭС нужно уже сейчас быть готовым и к военным угрозам. Анализируя огромное количество конфликтов, изменивших политическую карту мира, не сложно прийти к выводу, что технологиям управления кризисными ситуациями отводится особая роль в решении геополитических задач.

Эта технология построена на обострении внутренних противоречий и создания политического кризиса, который приводит к смене власти в отдельно взятой стране. Уже сегодня на фоне попытки военного переворота в Турции 2016 года проходят акции по дестабилизации ситуации в Армении и Казахстане. Украинский сценарий наглядно показал, что революционная волна начинается именно с расшатывания стабильности. Затем после провокационных событий начинается открытое противостояние власти и оппозиции.

В современном мире военных конфликтов не становится меньше, сегодня человечество подошло к критически опасной черте, за которой его ждёт Третья мировая война. И только путём укрепления многополярного мироустройства на основе региональных центров силы (ЕАЭС, ШОС, БРИКС и т.д.) у трансатлантической коалиции исчезнет возможность диктовать остальному миру свою волю с позиции силы, а мы сможем достойно отстаивать и национальные, и региональные интересы. Процесс перехода от однополярного мира к многополярному начинает набирать обороты. Китай, Индия, Турция, Иран и Саудовская Аравия с каждым годом усиливают своё геополитическое влияние. Если ЕАЭС во главе с Россией начнёт ослаблять свои позиции, то наше территориальное пространство может стать сферой раздела для других центров силы.

Противодействие этому должно осуществляться на системном уровне путём преобразования ЕАЭС, в среднесрочной перспективе, в полноценный военно-политический союз. Союз, который будет обладать сильной идеологической платформой (концепция евразийской интеграции), поддержкой гражданского общества (через про-евразийские НКО) и единой согласованной внешней политикой. Только таким путём страны ЕАЭС способны не только восстановить стабильность внутри Союза, но и создать условия для мирного со-развития других государств на всём евразийском континенте.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *