%d0%b5%d0%b2%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b8%d1%8f-%d0%b5%d0%b0%d1%8d%d1%81-%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%bd%d0%b0%d1%83%d0%ba%d0%b0-%d0%b2%d1%8b%d1%81%d0%be%d0%ba%d0%b8

Проблемы и перспективы создания инновационной экосистемы ЕАЭС на рынке высоких технологий

_  Любовь Кодинец, АО «Траснефть-Сибирь», член ЕДРФ. Тюмень, 10 сентября 2016 г.

Развитие экономических интеграционных процессов в рамках ЕАЭС создает благоприятные условия для активизации инновационно-технологического взаимодействия его государств-членов, что в свою очередь требует формирования институциональной и инфраструктурной основы. Создание и эффективное развитие инновационной «экосистемы» ЕАЭС способно обеспечить устойчивый экономический рост, а также повышение уровня и качества жизни населения стран-членов Союза в сложившийся политической ситуации и в условиях воздействия факторов внешней среды.

Тем не менее, ЕАЭС на данном этапе лишь начинает свое формирование как Союза, многие сферы взаимодействия требуют изучения, трансформации и формирования, в том числе и инновационная экосистема. Если у той или иной страны данная сфера развита лучше, то в рамках Союза они мало взаимодействуют.

Здесь необходимо сравнение ситуации на рынке высоких технологий стран Евразийского союза в контексте глобальных тенденций других стран. Исходя из анализа, были выведены определяющие факторы повышения лидерства стран в рамках Союза. Предложим рекомендаций по повышению роли ЕАЭС на мировом инновационном рынке в соответствии с текущими мировыми тенденциями.

Для каждой из рассматриваемых стран ЕАЭС характерны свои особенности. Интеграционные процессы будут наиболее эффективны, если страны будут схожи между собой по уровню, темпам и тенденциям развития. Для этого необходимо проверить гипотезу о том, что за рассматриваемый период (2003-2015 гг.) происходит снижение разброса в уровнях развития стран ЕАЭС. Проблема международной инновационной экосистемы заключается в том, как она формируется в условиях глобализации при такой высокой степени дифференциации между участниками системы. Исходя из этого, был проведён анализ конвергенции (CV) показателей стран ЕАЭС. Рост показателя CV во времени говорит об увеличении неравенства (дивергенции)  между странами. Уменьшение CV говорит о наличии процессов σ – конвергенции. Анализ проводился в два блока: стран-локомотивов ЕАЭС и всех стран-членов ЕАЭС по разным показателям.

В целом, ситуация выглядит следующим образом: в рассмотренной группе стран наблюдаются как процессы конвергенции, так и дивергенции. Увеличение неравенства наблюдается по показателям, связанным с производством инновационной продукции, а так же внутренним затратам государств на научные исследования и разработки. Сокращение же неравенства наблюдается по группе количественных показателей, связанных с числом работников, инновационно-активных предприятий и организаций. Таким образом, получается, что рассмотренные страны для улучшения инновационной сферы начали развивать именно причинно-следственные факторы – т.е. и РФ, и Казахстан, и Беларусь начали увеличивать эти показатели в количественном рассмотрении. Но нельзя получить незамедлительную отдачу в виде роста результативных показателей (отгруженная инновационная продукция), а также на это влияют разные факторы как, к примеру, факторы внешней среды, масштабы страны и др.

Согласно проведенному анализу на выявление процессов ковариации, можно выделить ряд слабых сторон у стран ЕАЭС в процессе научно-технолоническйо интеграции. Восходящий тренд (процесс дивергенции), т.е. увеличение неравенства между странами-членами ЕАЭС, был выделен по следующим показателям:

  • объем инновационной продукции;
  • расходы на НИОКР;
  • количество патентных заявок от резидентов и нерезидентов.

Данный эффект наблюдается с 2009 г., т.е. существенное влияние оказали последствия финансово-экономического кризиса 2008 г.

Подведя общий итог, можно прийти к выводу, что за последние 5 лет во всех странах-членах ЕАЭС государством активно развивается политика развития инновационных кластеров государств как на национальном уровне, так и на международной арене. Страны-аутсайдеры ЕАЭС активно увеличивают объем затрат на НИОКР, развивают базу технопарков.

Страны-лидеры ЕАЭС улучшают и развивают инновационную инфраструктуру: появились новые виды образовательных центров, такие как национальные исследовательские университеты России, основная задача которых заключается в интеграции образовательного и научного процессов в рамках единых комплексов мирового уровня.

Таким образом, можно построить алгоритм формирования инновационной экосистемы ЕАЭС. Алгоритм должен строиться на основе обоснованных концептуальных принципов формирования инновационной экосистемы ЕАЭС с учетом системности, комплексности, целеполагания, непрерывности, гибкости, адекватности, информационной и законодательной обеспеченности, экономической эффективности и региональной индивидуальности.

Алгоритм состоит из нескольких содержательных блоков: прогнозно-аналитического, блока целеполагания, реализации целей и контрольного блока.

Вероятность эффективной инновационной экосистемы ЕАЭС повышается при осуществлении мониторинга за ее реализацией, проведением ее оценки и внесением необходимых коррективов. Инновационная экосистема ЕАЭС должна разрабатываться в соответствии с многообразием технологических, производственных, финансово-экономических и управленческих связей внутри Союза. Стоит отметить, что одним из драйверов создания и развития инновационной экосистемы ЕАЭС, является адаптирование образовательных программ к нуждам реальной экономики. Государство сосредотачивается на развитии предпринимательских инфраструктур в вузах, налаживают связь «вуз-бизнес».

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *