Анастасия Николаева: Что меня привлекло в идее просвещенного евразийства?

Сегодня идея создания Евразийского Союза все больше и больше овладевает умами как политиков и общественных деятелей, так и рядовых граждан стран бывшего СССР. В экономическом плане данный союз сулит блестящие перспективы: повышение благосостояния граждан стран-членов Союза за счет снижения цен на продовольственные товары, усиление здоровой конкуренции и возможность для отечественных компаний выйти на новый, «общий» рынок внутри интеграционного пространства и многое другое. 

При этом, несмотря на все очевидные экономические преимущества евразийского интеграционного процесса, он определенно не может зиждиться исключительно на экономической основе. Мировой опыт также показывает, что любые долгосрочные интеграционные проекты нуждаются в некой идеологической базе. Следовательно, успех евразийской интеграции и ее перспективы будут во многом зависеть от того, какая идеология будет считаться господствующей на территории постсоветского пространства.

Мне кажется, что идеология, которая сможет сплотить страны-члены будущего ЕАС, должна быть, прежде всего, современной, гуманной, отражающей особенности членов Союза и нацеленной на их процветание. В связи с этим в данной статье я хотела бы объяснить, почему я считаю «просвещенное евразийство» [1] наиболее подходящей и жизнеспособной идеологической платформой для будущего Евразийского Союза, раскрыв несколько значимых принципов данной концепции.

Начнем, пожалуй, с того, что составляет суть просвещенного евразийства. Оно основывается на учениях классического евразийства, русского космизма, современного прагматического евразийства, а также на теориях инновационной  и социально-справедливой экономики. Кроме того, просвещенное евразийство неразрывно связано с поиском разумного компромисса  между противоположностями: Востоком и Западом, развитием и стабильностью, инновациями и традициями, либеральными и консервативными идеями и т.д.

Так в чем же ценность данной идеологии?

1) Просвещенное евразийство НЕ предполагает унификацию народов и их культур.

Не секрет, что истинное евразийство подразумевает общеевразийский патриотизм. Однако ошибочно полагать, что любовь к Большой Родине, то есть к Евразийскому Союзу, исключает патриотизм национальный. Напротив, просвещенное евразийство призывает любить свою страну, свой народ и вместе с тем ощущать себя частью большого евразийского объединения. Иными словами, быть евразийцем не значит перестать быть казахом или русским, это лишь дополнение, не заменяющее и ни в коем случае не отменяющее национальную принадлежность.

Кроме того, евразийство ни в коей мере не ставит своей целью сливание и обезличивание культур и традиций народов, входящих в ЕАС, а наоборот поощряет сохранение национальной самобытности и поликультурности.

2)  Просвещенное евразийство органически сочетает в себе как либеральные, так и консервативные идеи.

Из этого тезиса логически вытекает еще один: просвещенное евразийство близко к либеральному консерватизму.

Действительно, сторонники просвещенного евразийства разделяют такие либеральные ценности как демократия (прямая и представительная), свобода выбора, уважение прав человека,  защита достоинства личности и в то же время выступают за сохранение традиций и сильное государство – неотъемлемые консервативные идеалы. Разумный синтез двух данных идеологий позволит достичь столь необходимого баланса между интересами личности и общества (государства).

3) Просвещенное евразийство поощряет активное развитие инновационных технологий и освоение космоса.

В отличие от идеологии, пропагандируемой Дугиным, которую он также почему-то именует евразийством, просвещенное евразийство нацелено на то, чтобы превратить постсоветское пространство в перспективный и конкурентоспособный  научно-технический центр.  Помимо этого, сторонники просвещенного евразийства также выступают за развитие космонавтики и активное освоение космоса.

Очевидно, что после распада Советского Союза страны, входившие в него, во многом отстали от Европы, Америки и азиатских держав как по темпам  развития инновационных технологий, так и по степени их внедрения.  На это, конечно же, есть множество причин, вдаваться в детали которых в этой статье я не вижу смысла. Однако чем дольше мы ждем, тем больше отдаляемся от нынешних мировых научно-технических центров.  По моему мнению, наиболее эффективным и своевременным решением данной проблемы может стать лишь объединение усилий стран постсоветского пространства.

4) Сквозь идею просвещенного евразийства красной нитью проходит понятие ЛЮБОВЬ.

Возможно, это звучит слишком наивно, но именно это выделяет просвещенное евразийство среди других идеологий. Сегодня нас учат толерантности, то есть терпимости и стремлению понять людей других национальностей, других конфессий, чтящих свои, часто отличные от наших, традиции.  Однако, на мой взгляд, терпимость не может стать прочной основой для дружеских отношений, которые способны укрепить связи между странами-членами будущего Евразийского Союза. Именно поэтому для построения подобных отношений чрезвычайно важно любить и уважать своих соседей.

5) Просвещенное евразийство предполагает соблюдение принципов устойчивого развития.

За последние десятилетия капиталистический подход активно применяется не только по отношению к производству, но и к окружающей среде, предполагая постоянное наращивание объемов потребления  ресурсов. Однако природа не может «жить» по законам капитализма и бесконечно подстраиваться под потребительские нужды людей. Такие проблемы как загрязнение окружающей среды, появление озоновых дыр, уменьшение биоразнообразия и др. носят  все более угрожающий характер. Для решения всех этих проблем требуется комплексный подход и, соответственно, переход к принципам устойчивого экономического развития. Что это означает на практике?

Во-первых, постепенный переход к  использованию возобновляемых источников энергии (вода, ветер, солнце), и, во-вторых, создание эффективной системы переработки сырья и отходов. Кроме того, наряду с вышеуказанными мерами, не менее важно активно способствовать осознанному отказу граждан от линейного восприятия окружающего мира в пользу системного мышления, то есть осознания того, что человек является лишь частью окружающей среды, где каждый ее элемент тесно связан со всеми остальными и где при нарушении этой связи постепенно разрушается вся система. Принимая во внимание вышесказанное, ЕАС, желая сохранить свои уникальные природные богатства, должен начать следовать принципам устойчивого развития как можно скорее.

Важно отметить, что в данной статье я не ставила своей целью отразить все ключевые пункты концепции просвещенного евразийства. Однако, по моему мнению, перечисленные  мной аспекты отражают разноплановый характер данной идеологической платформы и, как следствие, ее универсальность. Разумеется, многие основополагающие принципы просвещенного евразийства требуют более тщательного осмысления и доработки, но у меня нет ни малейших сомнений, что это верный вектор развития, выбрав который Евразийский Союз сможет стать примером успешного интеграционного объединения и занять достойное место среди лидеров на международной арене.

 

Анастасия Николаева

Координатор по GR

Евразийского Клуба МГИМО (У) МИД РФ

движения МОЛОДАЯ ЕВРАЗИЯ

Москва. 2012 г.

 


[1] Впервые разработано в рамках евразийского молодежного движения «МОЛОДАЯ ЕВРАЗИЯ». Первый труд на данную тему – Юрий Кофнер «Идеология для Евразийского проекта». 2012 г.