%d0%b5%d0%b0%d1%8d%d1%81-%d1%8d%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bc%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%b5

Оценка потенциала интеграции Евразийского экономического союза

_ Павел Кадочников, к. экономических н.;  Владимир Саламатов, д. экономических н.; Андрей Спартак,  чл.-корр. РАН, д. экономических н. Экономический пояс Евразийской интеграции. Москва, 2016 г.

Настоящее интеграции ЕАЭС

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — это новое международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого на базе Таможенного союза (ТС) был подписан 29 мая 2014 года [1] и вступил в силу 1 января 2015 года. Первоначально в состав ЕАЭС вошли Россия, Казахстан и Белоруссия (впоследствии к ним присоединились Армения и Кыргызстан). Основными целями Союза являются полноценное обеспечение четырех свобод: передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, без изъятий и ограничений, модернизация экономик стран Союза через проведение государствами-членами скоординированных, согласованных или единых политик в различных отраслях экономики, а также создание единой инфраструктуры [2]. Достижение данных целей будет способствовать укреплению экономик стран — членов ЕАЭС, развитию кооперации между ними и повышению конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке товаров и услуг.

Создание единых рынков

В 2015 году в рамках ЕАЭС был проведен ряд необходимых мероприятий, направленных на осуществление целей Союза и его развития. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Одним из важнейших вопросов интеграции экономик стран — членов ЕАЭС является увеличение свободы передвижения товаров. На сегодняшний день Таможенный союз ЕАЭС предусматривает установление нулевых ставок таможенных пошлин между странами — участницами союза, отмену таможенных границ и единый внешний тариф для третьих стран. Однако, при этом есть некоторые сектора экономики, где еще не существует единых рынков, обладающих гармонизированными правилами. Несмотря на небольшое количество таких секторов экономик, они составляют существенный объем торговли между странами ЕАЭС. К таким рынкам относятся: рынки нефти и нефтепродуктов, алкоголя, автомобилей и газа. В 2015 году основной акцент работы ЕЭК в области увеличения свободы движения товаров был сделан на создание единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий, который был запущен с 1 января 2016 года.

Основной задачей создания единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий является обеспечение возможности легального обращения данных товаров на территории стран, входящих в ЕАЭС, без прохождения длительных и дорогостоящих клинических испытаний, а также национальной системы регистрации.

Важность создания единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий объясняется высокой долей данных товарных позиций в совокупном объеме импорта членов ЕАЭС из третьих стран, а также во взаимной торговле между странами — членами Союза. В 2014 году совокупный объем импорта лекарственных средств из третьих стран на территорию ЕАЭС достиг 11,865 млрд долл. [3], что составляет 3,2% от всего объема импорта из третьих стран государствами — членами ЕАЭС. Лекарственные средства занимают 7-е место среди наиболее импортируемых товарных позиций из третьих стран в ЕАЭС [4]. Довольно развита торговля лекарственными средствами внутри ЕАЭС. В 2014 году Казахстан был основным потребителем российских лекарственных средств, в стоимостном выражении импорт лекарств из России составил 81 млн долл. Республика Беларусь находилась на 4-м месте среди импортеров российских лекарств, а Кыргызстан на 7-м. Белоруссия в свою очередь больше всего экспортировала лекарств в Россию и Казахстан, стоимостной объем экспорта достиг 105 млн долл. и 16 млн долл. соответственно. Главным импортером лекарственных средств из Казахстана был Кыргызстан (7,5 млн долл.). Кыргызская Республика в 2014 году больше всего импортировала лекарств из России (23 млн долл.). Что касается Армении, то наибольший объем экспорта лекарственных средств страны пришелся на Грузию и Россию — 2,7 млн долл. и 1,7 млн долл. соответственно. Регистрацию лекарственных средств и медицинских изделий, обращающихся в ЕАЭС, будут осуществлять уполномоченные органы государств — членов Союза, а руководствоваться они будут фармокопеей ЕАЭС. Результаты исследований и испытаний, проводимых уполномоченными органами государств — членов Союза будут взаимно признаваться, при условии, что они были выполнены в соответствии с правилами и требованиями ЕЭК. Предполагается, что такой механизм позволит ускорить обращение медицинских изделий и лекарственных средств между странами — участницами Союза, а также будет способствовать их удешевлению. В целях создания единого рынка 23 декабря 2014 года было подписано соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза [5]. Вступление в силу данного соглашения произошло 1 января 2016 года. По состоянию на начало ноября 2015 года, для создания в ЕАЭС общего рынка лекарств, рабочая группа ЕЭК по формированию общих подходов к регулированию обращения лекарственных средств в ЕАЭС разработала:

  • проект правил регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения;
  • информационный справочник понятий (терминов), применяемых в рамках ЕАЭС в сфере обращения лекарственных средств;
  • порядки формирования и ведения единого реестра зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС и информационных баз данных сфере обращения
    лекарственных средств [7];
  • концепцию гармонизации фармакопей государств — членов ЕАЭС и положение о Фармакопейном комитете ЕАЭС;
  • порядок деятельности Фармакопейного комитета Евразийского экономического союза.

Что касается создания единых рынков остальных секторов экономики, то, согласно планам ЕЭК, единый рынок электроэнергии начнет работу в 2019 году, нефти и газа — не позднее 2025 года [8]. В мае 2015 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета был одобрен проект концепции общего электро-энергетического рынка ЕАЭС [8]. В феврале 2016 года Совет ЕЭК принял концепцию формирования общего рынка газа стран ЕАЭС до 2025 года, концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС в настоящее время находится на последней стадии формирования.

В октябре 2015 года ЕЭК разработала проект договора об устранении технических барьеров в торговле государств ЕАЭС с третьими странами, который позволит упростить порядок импорта в страны ЕАЭС и сделает рынки стран — участниц Союз более привлекательными для стран, не являющихся членами ЕАЭС.

Сегодня планы по созданию единого рынка услуг в рамках ЕАЭС охватывают 43 сектора услуг, из которых по 23 секторам формирование единого рынка осуществляется с 1 января 2015 года. К этим услугам относятся оптовая и розничная торговля, услуги гостиниц и предприятий общественного питания, бизнес-консультирование, налоговый и бухгалтерский учет, ландшафтное проектирование, научно-исследовательские изыскания. Однако для некоторых секторов и подсекторов услуг создание единых рынков только планируется, для них предусмотрен переходный период.

В мае 2015 года в целях увеличения свободы передвижения услуг в рамках ЕАЭС решением Высшего Евразийского экономического совета была утверждена программа либерализации каботажных перевозок грузов3, что является первым шагом на пути создания общего рынка автотранспортных услуг в ЕАЭС. В сентябре 2015 года был утвержден Порядок ведения бортового журнала учета и контроля выполнения каботажных автомобильных перевозок грузов в ЕАЭС [9].

В 2015 году активно велась работа по созданию единого рынка строительных услуг. В январе 2015 года на трехсторонней встрече в Минске для перехода к унификации допуска строительных организаций стран ЕАЭС на рынки строительных и проектных услуг этих стран был подписан «Протокол переговоров Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства национальной экономики Республики Казахстан в рамках формирования единого рынка услуг в строительной сфере». В феврале стороны продолжили совместную работу согласно подписанному протоколу, а в марте 2015 года уже подвели первые итоги работ и обозначили дальнейшие планы [10].

16 октября 2015 года Высшим Евразийским экономическим советом был утвержден перечень секторов услуг, по которым создание единого рынка услуг будет осуществлено в соответствии с планами либерализации. В этот перечень был внесен 21 сектор услуг, включая строительство, рекламный бизнес, аудиторские услуги.

В целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала в октябре 2015 года Евразийской экономической комиссией был одобрен проект Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках [11], которое определяет меры гармонизации законодательства государств — членов ЕАЭС в финансовой сфере.

На данном этапе в ЕЭК ведется активная работа над проектом Соглашения о взаимном допуске брокеров и дилеров стран — участниц ЕАЭС на национальные фондовые биржи. Документ нацелен на создание единого биржевого пространства ЕАЭС, он предусматривает прямой доступ инвесторов одного государства-члена на рынок ценных бумаг на территории других государств-членов, что будет способствовать свободному движению капитала. Допуск будет осуществляться без дополнительной регистрации брокеров и дилеров. Такой порядок даст национальным биржам право признавать лицензии брокеров и дилеров, выданные уполномоченным органом страны, входящей в ЕАЭС [12].

В 2025 году в ЕАЭС планируется создание общего рынка финансовых услуг, который будет способствовать увеличению свободы передвижения капитала и инве- стиций. Для осуществления данной задачи уже были подготовлены Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере, а также Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, о котором было упомянуто выше. Предполагается, что государства — члены Союза к 1 января 2025 года завершат процесс гармонизации своего законодательства в финансовой сфере в соответствии с направлениями, предусмотренными проектом соглашения.

В рамках обеспечения свободы передвижения рабочей силы 19 января 2016 года Коллегия ЕЭК одобрила проект Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС. В настоящее время, согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, трудящимся государств — членов ЕАЭС не требуется получение разрешения на работу в странах ЕАЭС, отсутствуют квоты, патенты для иностранной рабочей силы. Однако не был решен вопрос с экспортом пенсий, в силу различия пенсионных систем стран-членов, и зачетом трудового стажа, который был накоплен в другом государстве. Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС призван заполнить эти пробелы. Суть данного Договора заключается в том, что граждане стран Союза получат государственную гарантию начисления пенсий в случае гражданства одной страны ЕАЭС, а приобретения трудового стажа — в другой стране Союза. Таким образом, после вступления договора в силу, которое может произойти в 2016 году, граждане стран — участниц ЕАЭС смогут работать в любой стране Союза без потери трудового стажа и пенсии на время трудоустройства в другом государстве — члене ЕАЭС [13].

Вступление Армении и Киргизии

Одними из самых значимых в 2015 году событий в рамках ЕАЭС стали присоединение Армении и Киргизии к Союзу.

Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза со 2 января 2015 года. Вступление Армении в ЕАЭС дает странам — участницам Союза выход на дополнительный рынок. Кроме того Армения, ввиду своего особого географического положения, может выступить в качестве коридора для развития экономических связей стран — членов ЕАЭС с Ираном и другими странами Ближнего Востока.

Армения находится в довольно высокой степени экономической зависимости от экономики Российской Федерации. Наиболее остро она проявляется в сфере импорта энергоносителей и притока прямых иностранных инвестиций из России. Присоединение Армении к ЕАЭС обеспечит стране льготные цены на энергоносители (в первую очередь газ и нефтепродукты), в частности, за счет продления их беспошлинных поставок из России. Во-вторых, вступление в ЕАЭС будет способствовать увеличению притока инвестиций в страну (доля России от всего объема накопленных иностранных инвестиций на сегодня составляет более 40,2% [15]). На данном этапе реализуется инвестиционный проект по продлению срока эксплуатации Армянской АЭС до 2027 года за счет предоставления Россией льготного кредита в 270 млн долл. Льготная ставка будет составлять 3% годовых [16].

12 августа 2015 года вступил в силу Договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. Вхождение Киргизии в Союз позволит странам — членам ЕАЭС усилить влияние и расширить присутствие в Центральной Азии, а также ограничить объемы реэкспорта китайских товаров через Киргизию.

Для Киргизии основными преимуществами членства в ЕАЭС являются доступ к дешевым энергетическим ресурсам из России, а также упрощение доступа трудовых мигрантов на рынки стран — членов ЕАЭС, в частности, на рынки России и Казахстана. Согласно данным ЕАБР, 92% трудовых мигрантов из Кыргызстана отправляются на работу в Россию и 8% в Казахстан. По мнению трудовых мигрантов, одними из основных проблем трудовой миграции являются сложная процедура регистрации и трудности, возникающие с миграционной полицией. Вступление Киргизии в ЕАЭС позволит решить эти проблемы посредством отмены необходимости получения разрешения на работу, покупки патента, а также отмены квотирования для трудовых мигрантов [21].

В связи с вступлением новых членов в ЕАЭС, были внесены соответствующие изменения в структуру управления ЕЭК. С 1 января 2016 года в Коллегию ЕЭК входят по 2 представителя от каждой страны — члена ЕАЭС. Коллегия состоит из 10 членов Коллегии министров. Председателем Коллегии ЕЭК избран Тигран Саркисян, бывший премьер-министр Республики Армения.

ЗСТ с Вьетнамом

Наряду с вступлением новых членов в состав ЕАЭС, важным событием в 2015 году стало создание первой зоны свободной торговли Союза с Вьетнамом. Подписанный документ предусматривает не только торговлю товарами, но и (в отношении России) услугами, взаимные инвестиции, передвижение трудовых ресурсов, а также обмен информацией и технологиями. Согласно соглашению о создании ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом, среднеарифметическая импортная ставка на вьетнамские товары должна снизиться к 2025 году с 10% до 1% [24]. Среднее арифметическое значение ставок ввозных пошлин на продукцию стран ЕАЭС уменьшится с 9,7% до 2% к 2025 году [25].

В соглашении было оговорено применение принципа квотирования. Кроме чувствительных товаров, на которые не будет снижаться ввозная пошлина, есть оcвобожденные от налога на добавленную стоимость товары, которые могут быть ввезены только в ограниченных количествах, к числу таких товаров относится вьетнамский рис (квота составляет 10 тыс. тонн в год). Время, которое предоставляется на согласование обоюдных требований по сертификации и качеству отдельных товаров, составит от 10 до 15 лет. Однако, существуют и определенные противоречия по приведению стандартов Вьетнама в соответствие с требованиями ЕАЭС. Например, одновременное участие Вьетнама в ЗСТ с ЕС и с ЕАЭС может вызвать затруднения из-за различий технических стандартов. В результате формирования ЗСТ с Вьетнамом страны ЕАЭС получат беспошлинный или льготный выход на вьетнамский рынок, емкостью порядка 90 млн человек. Кроме того, развивая кооперационное производство во Вьетнаме, государства — члены ЕАЭС смогут выйти на рынки других стран АСЕАН и Азиатского региона в целом, так как Вьетнам активно участвует в развитии производственно сбытовых цепочек в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Будущее интеграции в ЕАЭС

Вызовы и перспективы интеграции

Сегодня в рамках ЕАЭС активно идет работа по устранению или смягчению нетарифных барьеров во взаимной и внешней торговле. Данную работу предусматривают следующие разделы Договора о создании ЕАЭС: в сфере СФС (раздел XI); ТБТ (раздел X); таможенных процедур (раздел VIII), а также по применению классического набора инструментов торговой политики (раздел IX) [26]. Основной задачей такой работы является унификация и гармонизация стандартов качества, технических регламентов, санитарных и фитосанитарных норм в рамках ЕАЭС с целью ускорения процесса обмена товарами и снижения издержек производителей на прохождение необходимых проверок и процедур. На данном этапе в ЕАЭС ведется разработка 22 регламентов, которые касаются различных видов продукции. Белоруссия ведет разработку регламентов «О требованиях к минеральным удобрениям» и «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники». Казахстан разрабатывает следующие регламенты: «О безопасности рыбы и рыбной продукции», «О безопасности кормов и кормовых добавок» и «Требования к углям и продуктам их переработки». Россия занимается регламентами в области табачной продукции, алкоголя, нефти и нефтепродуктов, газа и газопродуктов, мяса птицы, аттракционов.

В то же время, несмотря на активизацию работы по разработке технических регламентов, вопросы в отношении применения субсидий (должны быть урегулированы до 2018 года), а также ограничений на распространение товаров, их послепродажное обслуживание и государственные закупки, регулируются странами — членами Союза все еще на национальном уровне, что препятствует процессу полной отмены нетарифных барьеров в ЕАЭС. Эти виды нетарифных мер, которые входят в классификацию ЮНКТАД, на данном этапе не в полной мере относятся к компетенции ЕАЭС и не входят в полномочия ЕЭК.

Еще одной проблемой, которая не позволяет полностью устранить существующие барьеры во взаимной торговле, является присоединение Казахстана к ВТО, которое завершилось 30 ноября 2015 года. Таким образом, расхождения с ЕТТ ЕАЭС возникают по 3000 позиций, что составляет около трети всей номенклатуры [27]. Снижение ставок таможенных пошлин по данным позициям повышает риск возникновения незаконного реэкспорта импортных товаров (особенно чувствительных позиций) из Казахстана в другие страны ЕАЭС, а, учитывая отсутствие таможенной границы, отследить данный процесс будет очень сложно. В результате повысится вероятность возникновения торговых конфликтов внутри ЕАЭС. Для разрешения данного противоречия необходимо доведение тарифов ЕТТ ЕАЭС до уровня обязательств Казахстана.

К этой ситуации добавляется проблема продовольственного эмбарго России. Данная мера, по сути, противоречит принципам единой таможенной территории, согласно которым все страны-участницы должны проводить единую торговую политику в отношении третьих стран. Продовольственное эмбарго России привело к тому, что некоторые поставщики из других стран — участниц ЕАЭС, пользуясь отсутствием таможенных границ, начали посредством реэкспорта поставлять санкционные товары на территорию РФ. С момента введения продовольственного эмбарго в отношении западных стран сотрудниками «Россельхознадзора» было проверено более 34 тыс. грузовиков из Беларуси, 1700 из них были возвращены обратно [28]. Таким образом, данная ситуация только стимулирует стороны к введению, а не устранению различных нетарифных барьеров, а также препятствует развитию экономической интеграции в Евразии.

На сегодняшний день важной задачей для стран — участниц ЕАЭС является выработка стратегии их активного включения в сложившуюся систему глобальных цепочек добавленной стоимости (ЦДС), а также формирование возможностей для создания собственных ЦДС. Одним из возможных путей увеличения эффективности участия экономик стран — членов ЕАЭС в ЦДС является развитие промышленной кооперации между государствами — членами ЕАЭС. В сентябре 2015 года государства — члены ЕАЭС приняли проект Основных направлений промышленного сотрудничества стран ЕАЭС (ОНПС), который сформирован исходя из целесообразности углубления промышленной кооперации в рамках Союза [29]. ОНПС определяет основные направления промышленной кооперации государств — членов ЕАЭС на 5 лет. Документ включает в себя основные формы и правила сотрудничества, перечень приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества стран участниц ЕАЭС, список чувствительных товаров, цели, задачи, механизмы, а также инструменты промышленной интеграции стран — участниц ЕАЭС [30]. Согласно проекту, наибольшим потенциалом промышленного сотрудничества в ЕАЭС обладают следующие отрасли: производство транспортных средств, оптики, электроники, продукции химической промышленности, металлургии, металлоконструкций, электрооборудования [31]. В перечень приоритетных видов экономической деятельности для промышленной кооперации государств — членов ЕАЭС вошли 19 отраслей экономики, которые на сегодняшний день широко представлены иностранной продукцией на рынках стран — участниц ЕАЭС или находятся в высокой степени зависимости от импортного сырья. Примером такой отрасли является машиностроение. Развитие кооперации между странами — участницами ЕАЭС будет происходить при помощи разработки и реализации совместных проектов в приоритетных видах экономической деятельности, повышения уровня локализации действующих производств по сборке продукции, а также развития субконтрактации [32]. Первые шаги на пути достижения цели углубления кооперации уже были сделаны. Так, для повышения уровня локализации автомобильных производств решением Высшего евразийского экономического совета был принят проект, согласно которому собранные на территории ЕАЭС автомобили, уровень локализации которых достигает не менее 30%, могут свободно обращаться на территориях стран-членов. С 1 июля 2018 года уровень локализации должен составлять не менее 50% [33]. Данная мера позволит поддержать отечественных производителей компонентов для производства автомобилей и увеличить долю добавленной стоимости производителей стран — членов ЕАЭС в конечном продукте.

Важной проблемой поддержания макроэкономической стабильности стран — членов ЕАЭС и внедрения согласованной макроэкономической политики остается разный уровень инфляции в странах — членах ЕАЭС. В период с января по ноябрь 2015 года в России уровень инфляции достиг 12,1%, в Казахстане — 12,3%, в Республике Беларусь — 10,1%, в Кыргызстане — 7,1%. Наименьший уровень инфляции с начала 2015 года был зарегистрирован в Армении, он равен 4,6%. Внутри ЕАЭС требуется согласованная валютная политика, в особенности по вопросу инфляционного таргетирования и механизмов валютных ограничений.

Наконец, в рамках ЕАЭС отсутствует наднациональный орган, который занимался бы вопросами денежно-кредитной политики. К 2025 году планируется лишь создание финансового регулятора в Астане [37], который будет отвечать только за регулирование финансовых рынков.

Вступление Азербайджана и Таджикистана

Что касается вопроса дальнейшего расширения ЕАЭС, то наиболее вероятными кандидатами на членство в ЕАЭС являются Таджикистан и Азербайджан.

На данном этапе Таджикистан изучает вопрос о присоединении к Союзу [38]. Основное преимущество для Таджикистана от вступления в ЕАЭС будет выражаться едином рынке труда (прежде всего с Россией и Казахстаном), что позволит работать гражданам Таджикистана в странах ЕАЭС без действующих сегодня формальных ограничений и дополнительных платежей. Национальная экономика Таджикистана довольно сильно зависит от трудовой миграции. Согласно исследованию Всемирного банка, в 2014 году 42,7% ВВП Таджикистана составляли денежные переводы трудовых мигрантов, 90% всех переводов поступило из России, в стоимостном выражении размер совокупных переводов из России в Таджикистан составил 3,468 млрд долл. [40].

Основные плюсы от вступления Таджикистана в ЕАЭС для стран — членов Союза заключаются в дешевой рабочей силе и в развитии инвестиций в гидроэнергетический потенциал страны, по запасам которого Таджикистан занимает первое место в Центральной Азии. Запасы гидроэнергии, согласно докладу Европейской экономической комиссии ООН, достигают 527 млрд кВт•ч в год, из которых сегодня используется только 16 млрд кВт•ч [41]. Однако есть и свои недостатки, которые выражаются в том, что Таджикистан является наиболее бедным государством среди стран Центральной Азии, а гидроэнергия, которая является главным природным ресурсом Таджикистана, пока не может быть востребована из-за водно-энергетического конфликта страны с Узбекистаном [42]. Кроме того, Таджикистан имеет довольно протяженную и слабо охраняемую границу с Афганистаном и КНР, которая может стать крупным источником контрабанды товаров из третьих стран.

Что касается Азербайджана, то основной причиной вступления страны в ЕАЭС могут стать низкие экспортные цены на продукцию металлургической промышленности. На данном этапе в стране не создан полный цикл металлургического производства, и металлургические компании вынуждены прибегать к использованию в качестве сырья металлолома, нехватка которого периодически приводит к нарушениям работы данной отрасли. Азербайджан вынужден ежегодно закупать сталь и продукцию из стали в объёме 1,3 млрд долл. [43]. Важно отметить, что существующее двустороннее соглашение между странами ЕАЭС и Азербайджаном предусматривает только беспошлинную торговлю товарами. Присоединение Азербайджана к ЕАЭС предоставит стране возможность включиться в процесс создания единого рынка услуг, труда и капитала.

Рассмотрим преимущества для стран ЕАЭС в случае вступления Азербайджана в Союз. На сегодняшний день Азербайджан является лидером в поставках фруктов и овощей в страны ЕАЭС. Так, в 2014 году объем экспорта данного вида продукции составил 249 млн долл. или 89% от всего объема экспорта с/х продуктов Азербайджана (товарные группы 07, 08). Еще одной причиной привлекательности страны для ЕАЭС является развитый агропромышленный комплекс Азербайджана. Объем производства сельскохозяйственной продукции Азербайджана увеличился в 3,4 раза за последние 10 лет [44]. Столь быстрый рост объясняется внедрением гибких методов кредитования бизнеса, увеличением государственных инвестиций в строительство новых водохранилищ, ирригационных каналов, оросительных систем и модернизацию транспортных коммуникаций, а также внедрением передовых аграрных технологий. Продукция из Азербайджана позволит восполнить недостаток тепличных овощей в России и Республике Беларусь.

Резюме

Подводя итоги всего вышесказанного, можно сказать, что на сегодняшний день ЕАЭС является перспективным и динамично-развивающимся интеграционным проектом, направленным на формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, с целью создания условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения. На данном этапе реализация всего потенциала Союза невозможна в силу небольшого срока существования и наличия различных проблем как внутри ЕАЭС, так и вызванных внешними факторами. Планируется, что к 2025 году Союз выйдет на полномасштабный режим работы. До 2025 года будут созданы единые рынки энергетических ресурсов, автомобилей, алкоголя, табака и других товаров, на которые приходится четверть взаимной торговли стран — участниц ЕАЭС. В настоящее время ведется активная работа для реализации этой задачи, принимаются необходимые регламенты, проекты, которые способствуют увеличению свободы передвижения товаров, капитала, рабочей силы и услуг.

Постепенно происходит расширение Союза, так в 2015 году в него вступили Армения и Кыргызская Республика, в перспективе возможно присоединение Таджикистана и Азербайджана. Страны привлекает, прежде всего, емкий рынок стран — членов ЕАЭС и отмена таможенных границ. В частности для Таджикистана главным преимуществом от вступления в ЕАЭС является единый рынок труда, который даст гражданам Таджикистана право работать в странах ЕАЭС без действующих сегодня формальных ограничений и дополнительных платежей.

Важным направлением в деятельности Союза является создание зон свободной торговли, которые будут способствовать наращиванию товарооборота стран ЕАЭС с партнерами. Уже в этом году была создана первая ЗСТ с Вьетнамом, в перспективе налаживание такого формата сотрудничества с Египтом, Израилем, Индией и другими странами [45].

В настоящее время ЕАЭС имеет множество нетарифных барьеров, которые препятствуют торговле между странами Союза. Для их устранения ведется активная работа по созданию и гармонизации различных технических регламентов, СФС норм, а также системы наднациональных органов для ускорения процесса прохождения производителями процедуры проверок и снижения издержек.

Одним из наиболее сложных вопросов, требующих согласованности действий между странами — членами ЕАЭС, остается создание единого валютного союза с единой валютой к 2025 году. Безусловно, проект имеет ряд серьезных преимуществ, в числе которых снижение валютного риска, а также транзакционных издержек, однако на пути его развития есть и множество препятствий, которые требуется преодолеть. Для достижения этой цели необходима выработка согласованной валютной политики и создание наднационального органа, который бы отвечал за денежно-кредитную политику.

Принимая во внимание вышеописанные препятствия на пути развития ЕАЭС, возникает необходимость налаживания более тесного сотрудничества между странами — членами Союза по всем направлениям экономической и финансовой деятельности. Одним из главных способов на пути достижения этой цели может стать совместное участие стран — членов ЕАЭС в проекте «Экономического пояса Шёлкового пути», который направлен на развитие взаимосвязей между Азиатским, Европейским и Африканским континентами, а также прилегающими к ним морями, для установления и укрепления партнерских отношений между странами.

Примечания:

  1. ЕЭК // В Астане Президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о Евразийском экономическом союзе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/29-05-2014-1.aspx. – Загл. с экрана.
  2. ЕЭК // Министр ЕЭК Карине Минасян: «Установление диалога между ЕС и ЕАЭС даст дополнительный импульс их экономическому развитию». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/03-11-2015-1.aspx. – Загл. с экрана.
  3. UN comtrade. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://comtrade.un.org/db/dqBasicQueryResults.aspx?cc=3004&px=HS&r=51,%20112,%20398,%20417,%20643&y=2014&p=0&rg=1&so=9999&rpage=dqBasicQuery&qt=n. – Загл. с экрана.
  4. ЕЭК // Об итогах внешней торговли товарами Таможенного союза и Единого экономического пространства. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/Analytics_E_201412.pdf. – Загл. с экрана.
  5. ЕЭК // Cоглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/konsultComitet/Documents/1%20Sogl%20MI.pdf . – Загл. с экрана.
  6. «Разработаны два документа для формирования в ЕАЭС общего рынка лекарственных средств». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gmpnews.ru/2015/09/razrabotany-dva-dokumentadlya-formirovaniya-v-eaes-obshhego-rynka-lekarstvennyx-sredstv/. – Загл. с экрана.
  7. «С 1 января вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который должен стать новым шагом на пути интеграции наших стран». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/01/15/valovaya.html. – Загл. с экрана.
  8. Заседание Высшего Евразийского экономического совета. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/49435. – Загл. с экрана.
  9. ЕЭК // Утвержден один из первых документов, необходимых для реализации Программы либерализации каботажных автомобильный перевозок грузов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/28-09-2015-5.aspx. – Загл. с экрана.
  10. Минстрой России // Продолжается работа по регулированию единого рынка строительных услуг стран ЕАЭС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/press/prodolzhaetsya-rabota-po-regulirovaniyu-edinogo-rynka-stroitelnykh-uslug-stran-eaes/. – Загл. с экрана.
  11. ЕЭК // Коллегия ЕЭК одобрила проект Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, которое определяет меры гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в финансовой сфере. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/28-09-2015-5.aspx. – Загл. с экрана.
  12. ЕЭК // Министр ЕЭК Тимур Сулейменов: «Обеспечение финансовой стабильности государств ЕАЭС и создание единого рынка услуг – важнейшие факторы устойчивого экономического роста Союза». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-10-2015-3.aspx. – Загл. с экрана.
  13. ЕЭК // Договор о пенсионном обеспечении обеспечит равные пенсионные права трудящимся государств-членов ЕАЭС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/15-10-2015-2.aspx. – Загл. с экрана.
  14. Delegation of the EU to Armenia // Preferential regime (GSP+). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eeas.europa.eu/delegations/armenia/eu_armenia/trade_relation/pref_reg_gsp/index_en.htm. – Загл. с экрана.
  15. Портал внешнеэкономической информации // Армения. Российские инвестиционные проекты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/am/am_ru_relations/am_rus_projects/. – Загл. с экрана.
  16. Россия предоставила Армении новые кредиты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rg.ru/2015/09/07/sargsyan2-site.html. – Загл. с экрана.
  17. ITC Trade map. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.trademap.org/Country_SelProductCountry_TS.aspx. – Загл. с экрана.
  18. Доходы Армении от таможенных пошлин во внешнеторговом обороте ЕАЭС в 2015 году составят порядка $50-60 млн [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://arka.am/ru/news/economy/dokhody_armenii_ot_tamozhennykh_poshlin_vo_vneshnetorgovom_oborote_eaes_v_2015_godu_sostavyat_poryad/. – Загл. с экрана.
  19. WTO // Tariff Download Facility. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.trademap.org/Product_SelCountry_TS.aspx. – Загл. с экрана.http://tariffdata.wto.org/TariffList.aspx
  20. ITC Trade map. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.trademap.org/Product_SelCountry_TS.aspx. – Загл. с экрана.
  21. Трудовая миграция и человеческий капитал Кыргызстана: последствия вступления в ТС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/labor_migration_kyrgyzstan_cu/. – Загл. с экрана.
  22. Deloitte // Таможенный вестник. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/kz/Documents/tax/%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA/%D0%9A%D0%97_%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9D%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C_%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%202014.pdf. – Загл. с экрана.
  23. «Киргизия стала полноправным членом ЕАЭС». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/database/news/4082505. – Загл. с экрана.
  24. «Зона свободной торговли ЕАЭС — Вьетнам». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/5836.html. – Загл. с экрана.
  25. ЕЭК // Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/%D0%92%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%BE%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%95%D0%90%D0%AD%D0%A1%20%D0%B8%20%D0%92%D1%8C%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BC.pdf. – Загл. с экрана.
  26. «Влияние нетарифных мер на международную торговлю». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ictsd.org/sites/default/files/review/Mosty_September_2015_0.pdf. – Загл. с экрана.
  27. «Присоединение Казахстана к ВТО может добавить проблем ЕАЭС». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/07/28/602369-prisoedineniekazahstana-k-vto-mozhet-dobavit-problem-eaes. – Загл. с экрана.
  28. «Белорусские потоки серого импорта». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://stara.belsat.eu/ru/articles/belorusskie-potoki-serogo-importa/. – Загл. с экрана.
  29. «На заседании Евразийского межправительственного совета одобрены Основные направления промышленного сотрудничества стран ЕАЭС». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/07/28/602369-prisoedinenie-kazahstana-k-vtomozhet-dobavit-problem-eaes. – Загл. с экрана.
  30. ЕЭК // Интервью Министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергея Сидорского. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/16-09-2015-2.aspx. – Загл. с экрана.
  31. ЕЭК // На заседании Евразийского межправительственного совета приняты Основные направления промышленного сотрудничества стран ЕАЭС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/09-09-2015-1.aspx. – Загл. с экрана.
  32. ЕЭК // Авторская статья Министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергея Сидорского. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/16-09-2015-3.aspx. – Загл. с экрана
  33. Игорь Овсянников, генеральный директор компании Geely в России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/view/23272/. – Загл. с экрана.
  34. Валютный союз ЕАЭС: Реальность или иллюзия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eurasiancenter.ru/economyexperts/20150316/1004019173.html. – Загл. с экрана.
  35. Экономика ЕАЭС — оснований для оптимистических прогнозов нет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://regnum.ru/news/1957144.html. – Загл. с экрана. «Может ли ЕАЭС стать валютным союзом?». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rbc.ru/opinions/economics/25/03/2015/551163d79a794790e832f4bb. – Загл. с экрана.
  36. ЕЭК // Интервью Министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/15-06-2015-2.aspx. – Загл. с экрана.
  37. Душанбе рассматривает вопрос о вступлении в ЕАЭС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eadaily.com/news/2015/07/06/dushanbe-rassmatrivaet-vopros-o-vstuplenii-v-eaes. – Загл. с экрана.
  38. Потенциальное членство Таджикистана в ЕАЭС. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ritmeurasia.org/news—2015-07-27—potencialnoe-chlenstvo-tadzhikistana-v-eaes-bezmifov-18953. – Загл. с экрана.
  39. World bank group // Tajikistan. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/Publications/ECA/centralasia/Tajikistan-Economic-Update-Spring-2015-en.pdf. – Загл. с экрана.
  40. UNECE // Перспектива развития гидроэнергетики в Таджикистане. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/water/npd/Future_of_Hydropower_Development_in_Tajikistan.Note.Rus.pdf. – Загл. с экрана.
  41. «Построив собственную АЭС, Узбекистан решит «водно-энергетический» конфликт с соседями». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/water/npd/Future_of_Hydropower_Development_in_Tajikistan.Note.Rus.pdf. – Загл. с экрана.
  42. «Россия примет участие в модернизации черной металлургии Азербайджана». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://runews24.ru/economy/20032015-metallurgiya-azerbajdzhana.html. – Загл. с экрана.
  43. Azerbaijan reaches record level of agricultural production. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.azernews.az/business/85919.html. – Загл. с экрана.
  44. «Израиль войдет в зону свободной торговли с ЕАЭС». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/10/28/torgovlya-site-anons.html. – Загл. с экрана.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *