ukyuk67yi

Общеевразийский патриотизм и концепция «цветущей сложности» в евразийстве

_ Антон Железняк, руководитель Оренбургского отделения ЕДРФ. Текст выступления на международном научно-практическом круглом столе «Этно-культурная идентичность в Европе и в Евразии», прошедшем 31 октября 2016 г. в Москве.

Развитие культурной политики в России после хаоса 90-х потребовало от государства пересмотреть основополагающие принципы развития подхода к решению национального вопроса и вопросам развития культур и традиций отдельных этносов на территории России. Так после концепции «дружба народов» и «советский народ» в научном и общественно-политическом дискурсе осталась зияющая дыра, которая до сих пор слабо чем заполнена. И хотя в преамбуле Конституции РФ 1993 года указал субъект нашего государства «многонациональный народ», но по факту ряд концептуальных вопросов еще не решен и вполне логично обращение к идеям классических евразийцев и их концепции «общеевразийского национализма» и «цветущей сложности».

Общеевразийский патриотизм

Так национальный идеал классических евразийцев опирается на идеи симфонического «единства во множестве», основным началом которого является диалектическая категория «общеевразийского национализма», который органично сочетает себе две противоположности, соединенные одной общей целью. С одной стороны, каждый народ должен осознавать свою самобытность, поддерживать и развивать свою культуру. Но с другой стороны подобная «инаковость» не должна приводить к конфликту ни внутри российской нации, ни в рамках общеевразийской цивилизации, потому что существует приверженность единой идее и единым интересам России-Евразии (как цивилизации), где общеевразийский патриотизм носит над-этнический характер и объединяет все народы России-Евразии в единую общность.

Процесс развития «общеевразийского патриотизма» позволяет создать некую общую евразийскую идентичность, наиболее близкую к концепции «советского народа», но на ином основании. Так согласно Н.С. Трубецкому, классовый субстрат мог лишь временно объединить народы СССР, а акцент на постоянную борьбу классов и диктатуру пролетариата со временем должен был сойти на нет, как и произошло. [1]

Тем не менее сегодня поиск нового «единого субстрата государственности» должен быть продолжен и ключ к решению национального вопроса и вопроса снятия межконфессиональных и межэтнических противоречий может быть найдет путём легитимации «общеевразийского национализма», который мы предлагаем заметить на «общеевразийский патриотизм», тем самым придав более позитивное значение.

И хотя данный термин еще не вводится в правовой оборот, но те вопросы, которые соответствуют сути термина уже используются. Так пункт 11 Стратегии национальной безопасности затрагивает общеевразийский патриотизм и отношения в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений. Стратегия декларирует, что «возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм».

Цветущая сложность

Кроме общего евразийского патриотизма важное место в ведении современной национальной, культурной и политики должно занять понятие «цветущая сложность», термин введенный предтечем евразийства — Константином Леонтьевым. [2] Так, в условиях глобализации всё более нарастают тенденции к процессу социокультурного вторичного упрощения, стирания идентичностей этносов и секуляризация.

Данные тенденции всё более выражаются в мире, охватывая не только Россию, но особенно и прежде всего Западный мир. Одним из мегатрендов современного мира становится тренд универсализации миграционных потоков. Мы видим процесс новых миграций, связанных как с естественными экономическими факторами «север-юг», так и с военными конфликтами. Уже сегодня в ЕС проживает более 15 миллионов мусульман, а к 2025 году по прогнозам их число может увеличится до 30 миллионов [3], что может резко повысить конфликтность и запустить процесс «исламизации» Европы. Далее, в самих США доля белого населения стремительно сокращается. Согласно прогнозу, опубликованному Бюро переписей США в 2008 г., доля белого населения страны сократится к 2040 г. до 50,8%, а еще через десять лет, в 2050 г., она составит 46,3% [4]. Россию вопросы миграции касаются всё еще не так остро, если опустить риторику националистических групп и политиков-популистов в нашей стране, которое исторически развивалось как полиэтническое государство, где та самая «цветущая сложность» развивалась органически.

Так если западный научный дискурс предпочитает понятие толерантности в концепции «мультикультурализма», что предполагает внешнюю форму терпимости и принятия чужого, то в России более логично употреблять термин «эмпатия», то есть осознание чужого как своего, перенос его ментальности на свою. Именно данное качество помогает гармонично и без излишнего смешения развиваться народам России , а госудасртсву в должной мере проводить поддержку культур и традиций всех народов, без ущемления интересов другого.

Выводы

Делая общий вывод, можно отметить, что развитие «общеевразийского патриотизма» как в рамках России, так и в рамках ЕАЭС, включение единых ориентиров и целей в культурные и молодежные программы развития политики полностью соответствует нашим общим интересам создания бесконфликтного общества, где уважается суверенитет как личности, народов и государств ЕАЭС, а также создаются условия для полноценного развития межконфессиональной и межнациональной «дружбы народов» и диалога между нашими сложными социальными общностями в рамках этно-плюрализма и проведения политики поддержки и развития «цветущей сложности» против западной политики вторичного упрощения и «плавильного котла».

Примечания:

[1] Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм. «Евразийская Хроника», вып. IV. Прага. 1927 г.

[2] К.Н. Леонтьев. Византизм и Славянство. «Восток, Россия и Славянство». Москва, 1875 г.

[3] Мир после кризиса. Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США / Пер. с англ. М., 2009.

[4] U.S. Census Bureau. Percent of the Projected Population by Race and Hispanic Origin for the United States: 2010 to 2050 (NP 2008-T6). August 14, 2008.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *