wefwefwefwefwfwe

Традиционные ценности Евразии против современного фашизма

_ Андрей Иванов, д. философских н., профессор, заведующий кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета. Сборник «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения». Барнаул, 2016 г.

Cовременная цивилизация, пребывающая в глубочайшем системном кризисе, заставляет вновь со всей остротой поставить проблему фашизма, причем можно констатировать появление принципиально новых его разновидностей, о которых нельзя было и помыслить еще пятнадцать-двадцать лет тому назад. Но прежде чем перейти к их сравнительному анализу, попробуем выделить сущностную черту фашизма.

Как известно, до сих пор ведутся дискуссии вокруг этого идеологического и социально-политического феномена. Отечественные и зарубежные исследователи более или менее сходятся в том, что фашизм – это идеология и одновременно политика ХХ в., которым присущи идеи расового и национального превосходства, этатизм и авторитаризм, примат государства и национальной общности над правами отдельной личности, оправдание насилия, антикоммунизм и антилиберализм.

При всей определенной справедливости выделения этих черт здесь не учитываются как раз современные разновидности фашизма, весьма далекие от его классических образцов – собственно итальянского фашизма и немецкого национал-социализма. Более того, как раз новые формы фашиствующих идей и социально-политических практик позволяют выявить сущностную характеристику этого опаснейшего феномена. Тут можно вспомнить идею К. Маркса о том, что для понимания сути какого-то процесса или явления необходимо дождаться, пока они вызреют и выявят свои родовые черты. Именно развитое состояние предмета дает ключ к его целостному теоретическому пониманию.

Так, под фашизмом, отталкиваясь от самой этимологии этого итальянского слова (от fascismo – «пучок», «связка», «объединение»), есть все основания понимать ложную идеологическую самоидентификацию и сектантское псевдообъединение людей, агрессивно противопоставляющих себя другим человеческим общностям и стремящихся насильственно навязать им свое мировоззрение и образ жизни.

Фашизм – это всегда в первую очередь именно агрессивное сектантство и ксенофобия, когда одержимое ложными идеями меньшинство жаждет господствовать над подавляющим большинством населения, используя для этого средства вооруженного или информационного насилия. При этом фашизм смертельно опасен не только для тех, кто подвергается с его стороны насилию, но и для самих носителей ложных сектантских идей. Как верно подметил еще Ф.М. Достоевский, ложная идея способна буквально «съесть» человека, как идея сверхчеловека «съела» Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания», а идея революционного насилия «съела» нигилистическую сектантскую ячейку Петра Верховенского. Позднее Н.А. Бердяев, специально исследуя формы современного ему революционного бесовства на примере образов того же Достоевского, точно написал в работе «Духи русской революции», что «одержимость ложной идеей сделала Петра Верховенского нравственным идиотом… Достоевский показал, как ложная идея, охватившая целиком человека и доведшая его до беснования, ведет к небытию, к распадению личности» [1, с. 271]. Можно добавить, что ложная идея способна довести до беснования целую нацию, локальную религиозную общность или гендерную группу, типа людей нетрадиционной половой ориентации.

После этих вводных замечаний есть резон выделить три формы современного фашизма, действительно, характеризующихся глубочайшей «нравственной идиотией». Это, во-первых, традиционный «коричневый» фашизм националистического и расового толков. Во-вторых, «голубой» – либерально-гомосексуальный – тип фашизма, когда не только узакониваются однополые семьи и возможность усыновления ими детей, но и гонениям и унижениям через разного рода программы полового воспитания и ювенальную юстицию начинает подвергаться нормальная двуполая семья с мамой и папой. Наконец, совсем уж недавно возник, словно воскресший из исторического небытия, религиозный фашизм под черными знаменами ИГИЛА, и мы вернулись ко временам воинствующего ислама эпохи династии Омейядов.

Здесь важно отметить, что упорно навязываемое противопоставление фашизма демократии неверно в принципе. Западный тип «демократического» политического устройства с фашизмом и тиранией вполне совместим, это существовало уже во времена Древней Греции с ее многочисленными тиранами и делением мира на своих и чужих, свободных людей (греков) и варваров, метрополию и колонию, цивилизованную Европу («ереб») и варварскую Азию («ассу»). Классический итальянский фашизм и немецкий национал-социализм – также прямые детища европейских демократий 20-30-х гг. прошлого века. Что касается современного Запада, то именно он прямо или косвенно поощряет фашизм в его «голубой» и «коричневой» разновидностях (достаточно вспомнить безнаказанность современных украинских бандеровцев и прибалтийских ветеранов СС) и в той или иной мере способствует возрождению религиозного фашиствующего фанатизма как ложной реакции исламского мира на фашизм либерально-гомосексуального и националистического толков.

Агрессивные фашиствующие меньшинства при всех своих видимых различиях и даже враждебности друг к другу (известно, например, что украинские националисты, как и последователи воинствующего ислама, мягко говоря, не симпатизируют гей-движению; а в Европе воинствующие националисты объединяются на антиисламской почве) имеют явные черты сходства и по разным каналам спонсируются одним и тем же главным фашиствующим политическим субъектом – крупным мировым финансовым капиталом. Здесь будет уместно вспомнить знаменитый доклад Георгия Димитрова на YII Конгрессе Коминтерна в 1935 г., где он прямо и абсолютно точно заявил: «Фашизм – это власть самого финансового капитала» [2]. Для темной глобальной финансовой «закулисы», как вчера, так и сегодня, главное – ссорить народы и разные религиозные общности, а также вносить раскол в отношения между полами по принципу «разделяй и властвуй». Одурманенный ложными националистическими, религиозными или гей-идеями обыватель является идеальным объектом для олигархического политического манипулирования и управления.

Можно выделить и ряд глубинных признаков, общих для трех этих видов фашизма при всех их внешних различиях.

1. Для них характерно жесткое языческое деление общества на своих и чужих; чистых и нечистых; «продвинутых» и ретроградов. И «коричневый», и «черный», и «голубой» фашизм не могут существовать без борьбы с внешним врагом, будь то коммунисты и евреи, иноверцы и атеисты, так называемые «гомофобы»1 и нормальная гетеросексуальная семья. Везде сначала идет борьба за права якобы притесняемого меньшинства, а потом это обнаглевшее меньшинство начинает агрессивно подавлять, физически и духовно насиловать большинство.

2. Во всех трех разновидностях фашиствующего сектантства попираются научные знания и классическое культурное наследие. И это понятно: в них есть понятия истины и объективные критерии различения добра и зла. Недаром фашиствующие националисты, религиозные фанатики и активисты гей-движений так силятся запретить (а в пределе – уничтожить) какие-то классические образцы искусства и литературы, противоречащие их убеждениям; ввести цензуру в СМИ на какие-то неугодные знания, а страх перед нарушением запрета сделать патологическим на уровне массового сознания. Сегодняшний либерально-голубой запрет на употребление слов «папа» и «мама», вводимый в ряде западных стран, идет рука об руку с откровенно антинаучным толкованием исторического прошлого на Украине и с разрушением культурных памятников мирового значения на территориях, захваченных боевиками ИГИЛ. Все, что не соответствует ложному мировоззрению сектантов, должно быть или прямо уничтожено, или загнанно в глубокое информационное подполье. Недаром еще Геббельс заявлял, что «мировоззрение не имеет ничего общего со знанием. Чем больше обо всем знаний, тем – как это часто бывает – меньше решимость выступить в пользу определенного мировоззрения. Мировоззрение – это специфический взгляд на мир, предпосылкой его является подход к событиям под одним и тем же углом зрения» (цит. по: [3, p. 733]).

3. Фашизм в его и «коричневой», и «голубой», и «черной» ипостасях особое внимание уделяет ритуально-символической практике, в ходе которой сознанием масс можно управлять максимально эффективно. Между бандеровскими факельными маршами и козлиным подпрыгиванием с криками «Кто не cкачет – тот москаль», гей-парадами в Европе и ритуальными казнями неверных на Ближнем Востоке дистанция на самом деле совсем небольшого размера. Механические ритуальные действия парализуют аналитические способности сознания и отучают от ценностной рефлексии.

Поразительно сходство и в используемой символике, которая основана на бесовском желании, с одной стороны, опереться на архетипическую мощь древних символов, а с другой – максимально их извратить и опошлить. Так, нацизм привлек символ свастики – древний восточный знак ниспослания благодати, доныне почитаемый в индуистской и буддийской религиозных традициях; гей-сообщество цинично использует образ радуги, который традиционно сопрягается в христианском сознании с образом Богородицы, ее всеобъемлющим и сострадательным сердцем.

Большая опасность заключается еще и в том, что фашиствующее сектантство ритуально сплачивает не только своих, но и чужих, способствуя углублению взаимной ксенофобии и ненависти.

1. Фашизм противостоит не только науке и классической культуре, но и подлинной религиозности, как связи человека с высшими и абсолютными ценностями бытия, призванными примирять и сплачивать людей. Напротив, в любом сектантстве налицо жесткая и вполне «земная» философия борьбы с иноверцами, инородцами и «нетолерантами», относительно которых не действуют моральные заповеди и оправдываются даже откровенно безнравственные действия от информационного шельмования, юридического и политического преследования до физического истребления. Здесь объединяются на основе низшего, если только не низменного. Фашизм –это всегда антидуховность в чистом виде.

2. Навязывание псевдорелигиозной, националистической или гомосексуальной мифологии стремится принять тотальный характер, т.е. осуществляться с первых шагов самосознания личности до ее старости. В гитлеровской Германии сознание детей обрабатывалось в рамках«дойчес юнгфольк» и «гитлерюгенда». Современное гей-сообщество от своего тоталитарного врага-брата не отстает: в европейские гей-парады все активнее втягивают детей. Формирование сознания религиозного фанатика фашиста также начинается с малолетства. Весь мир облетели ужасающие кадры казней на территориях, захваченных ИГИЛ, осуществляемых мальчиками. При фашизме самый большой процент членов НСДАП был среди учителей; именно в школы и в школьные программы в первую очередь силятся внедриться активисты секс-меньшинств и поборники «правильного» религиозного воспитания. Понятно, что главный враг фашистского зомбирования малолетних – это их семьи. Отсюда разнообразные попытки вывести ребенка из-под влияния родителей (в диапазоне от популяризации так называемых молодежных субкультур до действий ювенальной юстиции) – это едва ли не главная цель всех фашиствующих группировок. Так формируются армии новых «голубых», «коричневых» и «черных» янычар Фашистские идеологии и практики угрожают всему человечеству в целом, но особенно России и другим народам Евразии, ибо сохраняемые ими традиционные ценности, о которых наконец-то у нас начинают вспоминать, – это естественный щит против всех разновидностей фашизма.

Идеал соборности всегда противостоял, с одной стороны, тоталитарному коллективизму, где все на одно лицо; а, с другой, европейскому индивидуализму, где каждый самоутверждается за счет других. Не случайно в той же России испокон веков достаточно мирно уживались десятки народов, а националистические идеи никогда не были популярны. Еще К.Н. Леонтьев, видя схождение крайностей национализма и либерального космополитизма, писал: «Кто радикал отъявленный, то есть разрушитель, тот пусть любит чистую племенную национальную идею; ибо она есть лишь частное видоизменение космополитической разрушительной идеи» [4, с. 42]. Всегда осуждали в России и религиозный экстремизм, где доказывать истинность своей веры следовало личными добрыми делами и духовными завоеваниями, а иноверцы, не оскверняющие твои религиозные святыни и идеалы, заслуживают искренней братской любви. У нас ведь и понятие «другого» происходит от слова «друг».

Понятно, что первые уроки соборной человеческой общности человек получает в семье, видя любовь и взаимопонимание между родителями. Отсюда величайшая нравственная ценность двуполой семьи у всех евразийских народов и активное неприятие оправдания и пропаганды однополых связей. Семья – это всегда бастион против моральной распущенности и культа телесной похоти. Сегодня существуют многочисленные и замалчиваемые научные факты, доказывающие разрушительное влияние однополой семьи на здоровье и психику ребенка [5]. Неслучайно в русской культуре, богословии и философии с особым трепетным чувством относились к понятию Софии – Премудрости Божией2, в котором отражалась не только божественная гармония и разумность физического Космоса, которые человек призван познать и творчески преумножить; но и полнота половой любви, где мужчина и женщина призваны образовать прочный телесный, душевный и духовный союз, позволяющий проявить и преумножить каждому из противоположных начал свои лучшие качества. В этом плане однополая телесная связь и однополая семья, – это прямо-таки воинствующая антисофийность, несущая мрак разрушения и небытия.

Веротерпимость и оборона национальных святынь, а не насильственное сектантское распространение своих идей и образа жизни, – также всегда составляли важную черту мировоззрения евразийских народов, недаром русское слово «мир» органично сопрягает такие разные смыслы, как вселенная в целом, человеческая община и, наконец, дружба и взаимопонимание между людьми и народами. Это касается и воинственных евразийских кочевников, ибо те же половцы и монголы при всей своей склонности к военной экспансии и жестокости никогда не покушались на религиозные убеждения и культурные традиции завоеванных ими народов в отличие, например, от исламских завоевателей или католических орденов, идейно формировавшихся в русле средиземноморской религиозно-культурной традиции.

Очень важный критерий истинного антифашизма и антисектантства – это верность важнейшему русскому принципу правды, который, как это было тонко подмечено выдающимся русским мыслителем С.Л. Франком, есть одновременно и верность теоретической истине; и нравственная правота в смысле стремления к личной праведности и активному противостоянию злу; и социальная справедливость, когда не может быть счастливым и довольным человек, видя вокруг себя страдания и нищету, не борясь всеми силами за победу Царства Правды. И если, образно говоря, трехголовая гидра фашизма еще не опутала весь мир, то только потому, что в первую очередь народы Евразии, сознательно или бессознательно – на уровне семьи, индивидуальных и групповых усилий – продолжают активно сопротивляться агрессивной мировой тьме. И особенно отрадно, что на общем знамени, реющем сегодня над колоннами того же «Бессмертного полка», явственно проступают великие русские и евразийские понятия совести и терпимости, софийности и соборности, миротворчества и правды.

Библиографический список:

  1. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991.
  2. Димитров Г. Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма (Доклад на YII Всемирном конгрессе Коммунистического интернационала 2 августа 1935 года) [Электронный ресурс]. URL: http:// docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public
  3. Adorno T. The authoritarian personality. N.Y., 1950.
  4. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.
  5. См. исследования Марка Регнеруса из Техасского университета: [Электронный ресурс]. URL: http:// www. za-nauku.ru//index. php?option=com_content&task=view&id=7013&Itemid=39

1 Хотя подлинными гомофобами являются как раз агрессивные представители секс-меньшинств, пытающиеся разрушить нормальную двуполую семью.

2 Аналог русского почитания женского софийного начала Космоса можно найти и в других евразийских культурах, сохраняющийся вплоть до настоящего времени. Здесь можно вспомнить тюркскую богиню Умай, буддийскую Белую и Зеленую Тары.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *