Александр Рар, Запад, Россия, ЕДРФ, евразийство, евразиец, немецкий

Россия vs Запад: конфликт традиции и постмодерна. Рецензия о книге А. Рара

_ Антон Клубков, руководитель Алтайского отделения ЕДРФ. Барнаул, 17 июня 2017 г.

Новая книга известного немецкого политолога Александра Рара  «Россия – Запад: Кто кого?» (М.: Издательство «Э», 2016) заслуживает внимания российского читателя не только из-за эффектного, интригующего заголовка. Книга Рара – это взгляд на конфликт между Россией и Западом со стороны европейца, который, не страдая русофобией, все же испытывает влияние стереотипов, свойственных человеку западного мира.

Александр Рар, которого некоторые исследователи-трансатлантисты почему-то именуют «немецким евразийцем», в своей новой книге делает обширный исторический обзор российско-европейских отношений, показывая читателю причины непрекращающегося конфликта между Россией и Западом. После продолжительного изложения хронологии событий международной политики, растянувшейся на десять глав, Рар приступает к рассмотрению проблемы конфликта ценностей.

Политики долгое время игнорировали темы идентичности и системы ценностей. Принято было считать, что конфликт России и Запада – это только лишь противостояние капитализма и коммунизма. И казалась, что стоит только коммунизму, оставшись в истории, покинуть актуальную повестку дня в международных отношениях противостояние России и Запада прекратится. Но проблема оказалась глубже. Сегодня проблема системы ценностей вторгается в международный политический процесс, заставляя, обратить на себя внимание даже скептиков.

Александр Рар придерживается типичного для человека западного мира стадиального и европоцентричного подхода к пониманию системы ценностей и ее изменения. По его мнению, постмодернистская эпоха, в которой находится сейчас Запад, — это то к чему неизбежно придет Россия. А борьба российского общества за традиционные ценности рассматривается как явление временное: «можно сказать, что Запад и Россия живут в двух разных эпохах. Похоже, Россия лет на 30-40 отстает от постмодернистского развития, переживаемого сейчас Западной Европой» (с. 287).

Рар призывает с пониманием относиться к России, считая, что Европа и Россия должны в сотрудничестве взаимно усиливать друг друга, а не взаимно ослаблять в борьбе. Также интересен взгляд автора на отношение континентальной Европы к англосаксонской гегемонии: «Европейская точка зрения не должна быть проамериканской. Европа должна быть нацелена на то, чтобы создать  такую платформу, где бы она смогла одной рукой облокачиваться на американское плечо, а другой  — на российское» (с. 320). Рар мечтает о «Европейском доме» распростершемся в Евразии. В этом расширенном «Европейском доме» России будет предоставлена свобода выстраивания своей идентичности. Но эта свобода понимается весьма своеобразно. Рар называет Россию европейской страной. Россия, таким образом, может самоопределяться только в рамках европейской идентичности. Это все напоминает выборы, на которых избирателям предоставляется бюллетень с одним кандидатом. В действительности свобода выстраивать свою идентичность означает, в том числе и право осознавать себя не европейской страной.

Люди из Европы, доброжелательно относящиеся к России, называют русских европейцами, считая, что этим они нам делают комплимент. За этим кроется своеобразная логика европейского мировосприятия, согласно которой «европейский» — это синоним всего лучшего.

Идея России как отдельной цивилизации воспринимается как призыв к конфронтации, «холодной войне» и т. п. Но надо понимать, что другой – не значит враждебный. Эту простую истину Россия усвоила благодаря своему евразийскому пространству, граничащему с разными цивилизациями. Западным мечтаниям об унифицированном мире Россия готова противопоставить альтернативу – идею многоликого и многополярного мира.

Наиболее подходящей моделью бесконфликтного сосуществования России и Европы является не расширенный на Восток «Европейский дом», а предложенный президентом России В.В. Путиным проект «интеграции интеграций», евразийского пространства «от Лиссабона до Владивостока», основанного на принципах цивилизационного плюрализма и равноправного взаимовыгодного сотрудничества. Политическим элитам Европы следует понять, что корни конфликта кроются не в различии ценностей, а в том, что одна сторона конфликта пытается навязать свои ценности другой. Россия не собирается идти «крестовым походом» на постмодернистский Запад. Западные ценности критикуются Россией только в контексте их навязывания всему миру. Иными словами: эта критика имеет оборонительный, не наступательный характер. Следовательно, ослабление «конфликта ценностей» может произойти только при условии признания европейскими странами цивилизационного суверенитета России.

Исходя из всего выше сказанного, считаю, что мечты Александра Рара о «Европейском доме», включающем в себя, в том числе и Россию, становится достоянием истории. Мир уже давно не европоцентричен как прежде. Меняется мир, меняется и характер российско-европейских отношений. Западнические иллюзии пали, настало время Евразии.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *