ЕЭК, МЭР РФ

Порядок и механизм взаимодействия ЕЭК с МЭР РФ

_ Юрий Лучин, младший научный сотрудник Центра евразийских исследований (ЦЕИ). С 1 по 7 сентября 2016 года в г . Судаке, Крым прошла первая «Евразийская Школа ЕДРФ». Выдержав проверку временем, мы год спустя публикуем конспекты лекций. 

Настоящая лекция посвящена основным вопросам взаимодействия наднациональных органов и национальных государственных органов в рамках функционирования ЕАЭС на примере Минэкономразвития России.

Значения и структуры процедуры внутригосударственного согласования (ВГС) и внутригосударственных процедур (ВГП)

Процедура ВГС осуществляется в отношении решений, принимаемых ЕЭК, и проводится на уровне национальных правительств и профильных министерств.

В соответствии с практикой ВГС координирующим ведомством для профильных министерств, а также ответственным за общий ход процедуры ВГС как правило является министерство экономики, готовящее соответствующий отчет о результатах в аппарат правительства на основании отчетов профильных министерств, а также отдельных обязательных заключений министерства финансов и министерства иностранных дел.

ВГП осуществляется в отношении решений, принимаемых Высшим советом и Межправительственным советом. На национальном уровне ВГП проводится в виде ратификации соответствующего решения в национальном органе выборной власти (законодательная власть).

В тоже время координирующую работу ВГП на национальном уровне как правило осуществляет министерство иностранных дел, ответственное за оформление процедуры согласования.

Рассматривая вышеуказанные процедуры с практической точки зрения, стоит отметить, что они выступают в качестве инструментов для принятия согласованного решения органами ЕАЭС по регулированию различных сфер евразийской интеграционной модели. Необходимость данного согласования обусловлена соблюдением принципов суверенного равенства государств-членов ЕАЭС, также уважения особенностей политического устройства государств-членов ЕАЭС[1].

Значение и структура процедур подготовки и оформления международных актов

Соблюдение вышеуказанных принципов сохраняется в отношении процедур подготовки и оформления международных актов, обязательных для ЕАЭС и его государств-членов.

В соответствии с практикой рассматриваемых процедур инициатива заключения международного акта, положения которого несут обязательный характер как для ЕАЭС в целом, так и для его государств-членов, может исходить либо от национального уполномоченного органа, либо от ЕЭК.

В случае если инициатива исходит от национального уполномоченного органа, то её рассмотрением занимается профильное структурное подразделение ЕЭК под кураторством члена Коллегии (Министра) ЕЭК. Следствием данного обстоятельства является формирование профильного консультативного комитета, включающего в себя представителей ЕЭК и уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС и ответственного за разработку соответствующих предложений и проектов решений в отношении заключения международного акта.

Вышеуказанные материалы подлежат направлению на рассмотрение члену Коллегии (Министру) ЕЭК для представления на заседании Коллегии ЕЭК в целях одобрения/отклонения инициативы.

В случае одобрения материалы об инициативе направляются на процедуру ВГС и в соответствующее профильное структурное подразделение ЕЭК, а в случае отклонения на доработку в соответствующий профильный консультативный комитет. После процедуры ВГС материалы подлежат представлению в Совет ЕЭК для ободрения с последующим направлением в Межправительственный и/или Высший совет в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС.

После заключения международного акта от имени ЕАЭС оригинал документа храниться в ЕЭК, который выступает в данном случае в качестве депозитария, в то время как соответствующие заверенные копии направляются в национальные ведомства иностранных дел для ВПГ.

Значение и структура процедуры подготовки и оформления решений и рекомендаций ЕЭК, поручений и решений органов ЕЭК

Рассматривая процедуры подготовки и оформления решений и рекомендаций ЕЭК, поручений и решений органов ЕЭК стоит отметить, что первоначальные этапы на уровне инициативы принятия таких решений и дачи рекомендаций и/или поручений совпадает со схемой, предусмотренной для процедуры подготовки и оформления международных актов.

В тоже время стоит отметить, что после одобрения инициативы Коллегией ЕЭК заверенная копия решения, рекомендации и/или поручения от данного наднационального органа, направляется на процедуру ВГС (в случае если инициатива относится к компетенции ЕЭК).

При необходимости принятия решения по инициативе на уровне Высшего совета или Межправительственного совета, соответствующие материалы подлежат рассмотрению на заседании Коллегии ЕЭК для направления их в Совет ЕЭК в целях одобрения/отклонения и последующей передачей в Межправительственный совет и Высший совет.

При принятии последними решения, рекомендации, поручения, оригиналы данных документов подлежат хранению в ЕЭК, в то время как их заверенные копии направляются на ВГП.

Взаимодействие национальных органов государственной власти с ЕЭК на примере Российской Федерации

Рассматривая вышеуказанные процедуры целесообразно отметить, что организация процесса принятия решений влечет за собой тесное, скоординированное и поэтапное взаимодействие национальных государственных органов с ЕЭК, что обеспечивает принятие качественно проработанных, согласованных решений учитывающих интересы и требования государств-членов ЕАЭС, а также лучшие международные практики управления.

Вышеуказанные обстоятельства требуют наличие четких и ясных схем координации. Примером таких схем являются правила и нормы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с ЕЭК, предусмотренные Положением о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с Евразийской экономической комиссией, утвержденным, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 1126.

Вышеуказанные правила предусматривают, что координацию организационного обеспечения участия Российской Федерации в мероприятиях, проводимых по линии Евразийской экономической комиссии, осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации[2].

При осуществлении взаимодействия с ЕЭК федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности[3]:

1) обеспечивают подготовку и согласование предложений для формирования позиции Российской Федерации по вопросам, требующим рассмотрения ЕЭК;

2) определяют своих уполномоченных представителей для включения в состав консультативных органов при Коллегии ЕЭК (далее — консультативные органы), формируют предложения о включении в состав консультативных органов (по согласованию) представителей бизнес-сообщества, научных и общественных организаций, иных независимых экспертов, а также инициируют в случае необходимости межведомственные консультации государств — членов ЕАЭС по вопросам, требующим рассмотрения ЕЭК;

3) осуществляют подготовку предложений об отмене или изменении решений Коллегии ЕЭК, не вступивших в силу;

4) осуществляют по вопросам, относящимся к компетенции ЕЭК: обеспечение участия в разработке проектов решений (распоряжений, рекомендаций) ЕЭК и обсуждении таких проектов совместно с органами государственной власти государств — членов ЕАЭС и ЕЭК; внутригосударственное согласование проектов решений (распоряжений, рекомендаций) ЕЭК; направление предложений для формирования позиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, ответственный за формирование позиции Российской Федерации; рассмотрение поступивших из ЕЭК материалов к заседаниям Коллегии и Совета ЕЭК, подготовку и направление замечаний (предложений) по этим материалам; обеспечение (при необходимости) рассмотрения проектов решений (распоряжений, рекомендаций) ЕЭК на заседаниях соответствующих правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов; проведение оценки регулирующего воздействия проектов решений ЕЭК, регулирующих отношения в области организации и осуществления контроля (надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

5) информируют не реже одного раза в квартал Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации о взаимодействии с ЕЭК;

6) обеспечивают представление информации по запросам ЕЭК.

Положение о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с Евразийской экономической комиссией предусматривает действия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации при проведении следующих процедур:

  • подготовка позиции Российской Стороны по вопросам, требующим рассмотрения ЕЭК;
  • определение уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти для включения в состав консультативных органов;
  • подготовка и внесение предложений об отмене или изменении не вступивших в силу решений Коллегии ЕЭК;
  • обеспечение деятельности представителя Российской Федерации в Совете ЕЭК;
  • обеспечение участия Председателя Правительства Российской Федерации в заседаниях Межправительственного совета;
  • представление федеральными органами исполнительной власти информации по запросам ЕЭК;
  • участие представителей федеральных органов исполнительной власти в заседаниях Совета и Коллегии ЕЭК;

Федеральный орган исполнительной власти, к сфере ведения которого относится рассмотренный ЕЭК вопрос, организует исполнение Российской Федерацией решений (распоряжений) ЕЭК и рассмотрение ее рекомендаций по этому вопросу со дня опубликования указанных документов на официальном сайте ЕАЭС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо со дня поступления из Министерства экономического развития Российской Федерации копий решений (распоряжений ЕЭКи ее рекомендаций), содержащих сведения, ограниченные к распространению (конфиденциальные или для служебного пользования)[4].

Примером эффективной реализации вышеуказанного положения является действия профильных ведомств с учетом координирующей роли Министерства экономического развития Российской Федерации в отношении вопросов формирования единых рынков товаров и услуг, реализации согласованных отраслевых политик в ЕАЭС, а также участия российских министерств и ведомств в формировании вышеуказанного единого рынка и проведении такой согласованной макроэкономической политики, имевшим своим результатом принятие комплекса документов, призванных выступить правовой основой для качественно нового этапа евразийской экономической интеграции.

Примечания:

[1] ст. 3 Договора о ЕАЭС.

[2] п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2015 г. № 1126;

[3] п. 3 Положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с Евразийской экономической комиссией.

[4] п. 58. Положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с Евразийской экономической комиссией.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *