Без имени-1

Россия обретает волю к развитию

_ Александр Цыганов. Москва, 12 сентября 2017 г.

Закладка больших судов ледового класса символизирует возвращение России к тысячелетнему вектору своего развития

На этой неделе начались работы по окончательной достройке четырёх судов повышенного ледового класса на судоверфи «Звезда» в приморском Большом Камне. И многие эксперты считают весьма символичным то, что церемония закладки этих судов прошла с участием президента России Владимира Путина. Не потому, что президент. И не потому, что его пресс-служба не могла не включить такой пиар-повод в программу визита главы государства на Дальний Восток. А потому, что это был повод зримо и вещественно показать: Россия, действительно, выбралась из ямы 1990-х годов и оказалась в состоянии вернуться к себе прежней, к той, что когда-то позволяла себе строить огромнейшие и дорогущие корабли. Ибо имела для этого и деньги, и технологии, и кадры. 

Россия вернулась! 

«Большой эмоциональный отклик вызывает событие в городе Большой Камень», — признался в разговоре с Царьградом глава Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев. Отметив, что как раз в эти дни Движению исполнилось 26 лет, он припомнил то время, чтобы объяснить, откуда эмоции:

«А от ощущения того, как далеко мы ушли от той обстановки уныния, когда мы в начале 90-х разворачивали наше Движение поддержки флота. Тогда мы убеждали, в том числе людей на немалых должностях, что пройдёт время и мы снова будем строить корабли, снова будем развивать свои технологии. Но многие просто обречённо махали руками и говорили: вряд ли, с таким подходом на государственном уровне, с таким подходом на средних уровнях мы когда-либо вернёмся к большим кораблестроительным проектам… И вот сегодня происходящее на Дальнем Востоке показывает: вернулись!».

Напомним, о чём идёт речь.

Год назад на базе завода «Звезда» был запущен блок корабельных корпусных производств. И тоже — с участием президента. Сам завод был включён в состав так называемой территории опережающего развития «Большой Камень».

И вот сегодня судостроительный комплекс представил главе государства первые результаты – четыре судовые конструкции, которые уже скоро должны превратиться в многофункциональные суда снабжения ледового класса. Им присвоены значимые для русской истории имена – «Владимир Мономах», «Екатерина Великая», «Святая Мария» и «Александр Невский».

Корабли изготавливаются по заказу корпорации «Роснефть» для использования, естественно, на Северном морском пути. И наряду с утилитарной целью — перевозить грузы в интересах работающих в Арктике производств, прежде всего топливно-энергетического комплекса, — эти суда, по мнению Владимира Путина, «будут укреплять потенциал всего отечественного ТЭКа, содействовать развитию Северного морского пути – чрезвычайно важного проекта для всей страны, но и не только для всей страны». 

Севморпуть и не только 

Что такое Северный морской путь? Сегодня, когда глобальное потепление, несмотря на ухмылки скептиков, всё же медленно, но уверенно расчищает Арктику ото льда, он приобретает стратегическое значение с точки зрения экономики. Для стран тихоокеанского периметра Севморпуть означает не только куда более короткий, нежели традиционные, но и безопасный путь для доставки товаров в Европу. И то сказать: сложно представить себе сомалийского или малайзийского пирата, который сунулся бы в порт Тикси. Тем более что там не только холодно, но и стоят русские солдаты, не склонные к излишним рефлексиям и сантиментам, как уже поняли пираты из собственного опыта, кто смог рассказать об этом после встречи с русскими.

Но в то же время это очень сложный регион, подобного которому в мире нет. То есть с точки зрения природы Арктика, разумеется, одинаковый нрав показывает всем приполярным странам, но нигде, как в её российском секторе, не ведётся такая промышленная добыча нефти и газа в условиях арктического климата. И, соответственно, их транспортировка среди ледовых полей. Потому что потепление потеплением, но ещё не скоро моряки смогут полюбоваться в бинокли на полуголеньких купальщиц на пляжах Моря Лаптевых.

Соответственно, если — точнее, уже когда — Россия сможет не только себя, но и другие страны обеспечить транспортными судами повышенного ледового класса, учитывающих особенности региона и накопленный здесь опыт судовождения, — тогда она сможет предложить на мировой рынок комплекс услуг. И средств для их реализации.

Именно на это нацелена верфь «Звезда», перед которой поставлена цель не позднее 2024 года устроить в Большом Камне полномасштабное производство крупнотоннажных сухогрузов, танкеров, газовозов, добывающих платформ, буровых установок, судов снабжения и сейсморазведки. В общем, того, что нужно для полноценного освоения богатств русской Арктики. Как сформулировал Владимир Путин, «создать здесь конкурентоспособный центр судостроения, готовый производить самую современную и востребованную продукцию».

Такого завода в России больше нет. Это первая в России верфь крупнотоннажного судостроения. Инвесторами её, как и вообще на территории опережающего развития «Большой Камень», стали крупнейшие топливно-энергетические корпорации России. Общий объём их  инвестиций превышает 161 млрд рублей. 

Нужна воля к развитию 

«Прошло, правда, много времени, — вспоминает глава ДПФ Михаил Ненашев. — Многое, к сожалению, потеряно за 20 с лишним лет… Нет, были, конечно, реализованы небольшие, но значимые проекты. Например, дизельные подводные лодки с «Калибрами» на борту, которые сегодня решают реальные боевые задачи, а также корветы, фрегаты. И это тоже был успех, учитывая, в каких условиях мы жили. Но вот теперь то, что начали реализовывать в Большом Камне Приморского края, — это действительно замах на эпохальное творчество. И поэтому когда смотришь на все эти проекты, на представленные варианты программ, которые собираются реализовать в Большом Камне, — видишь, что это сродни тем нашим историческим народным стройкам, которые были в своё время реализованы».

«Теперь самое главное, чтобы мы для этого готовили кадры достойного уровня и генерировали перспективные и промышленные технологии, — считает Ненашев, этот признанный эксперт в области развития как военного, так и гражданского флота. — ДПФ, кстати, всегда одной из важнейших своих задач считало — вдохнуть веру в инженерные, конструкторские кадры нашего Отечества».

Но главное, по словам Ненашева, нынешние события вокруг «Звезды» демонстрируют, что Россия вернулась к своему тысячелетнему вектору стратегического развития. И оно, как и во времена Петра Великого, опирается, в первую очередь, на развитие флота, армии, оборонно-промышленного комплекса. А также на управленческой политической воле.

Воле — к развитию.

Источник: https://tsargrad.tv/

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *