тюрки

Деловая культура тюркских народов Евразии

_ Фархад Гумаров, со-основатель Евразийского Движения Российской Федерации (ЕДРФ), руководитель Татарстанского отделения ЕДРФ. С 1 по 7 сентября 2016 года в г . Судаке, Крым прошла первая «Евразийская Школа ЕДРФ». Выдержав проверку временем, мы год спустя публикуем конспекты лекций. 

Тюрки, в том числе и их предки протюрки уже в Древности и Средневековье имели свои государства, накопили значительный политико-административный опыт по руководству и управлению страной.

Золотая Орда продолжила древнетюркские частично и монгольские, китайские традиции государственного строя и культуры, успешно усваивала   интеллектуальные достижения мусульманского востока и через него духовые ценности античности, особенно философско-нравственные мысли Платона и Аристотеля, синтезировав их[1].

Золотоордынская цивилизация сыграла важную роль в судьбе многих народов на территории Евразии. Однако её роль в последующем значительно искажалась и приуменьшалась различными политическими силами.

Со времен Петра Великого важные посты в государстве постепенно стали заниматься иностранцами-западноевропейцами, либо их сторонниками. В.О. Ключевский писал, что крепостное право было введено в России только в XVII вв., а до XVI крестьяне были вольными хлебопашцами[2]. Так, по мнению основателя теории евразийства Н.С. Трубецкого[3] в России установилось «романо-германское иго» в культуре и государственном управлении. Говорил о засилье европейцев в российской науке и активно боролся с этим великий русский ученый М.В. Ломоносов[4]. Не все, но большинство европейских учёных, пришедших по приглашению Романовых,  стали незаслуженно описывать «золотоордынское прошлое» Московии как времена дикости и разбоя, учитывая, что российское дворянство, более половины происходило из татар либо было связанно с татарскими мурзами родственными связями.

Именно евразийцы стали задаваться вопросом, о том, правдива ли история России, написанная европейцами? На основе солидной научной базы, они пришли к выводу, о том, что тюрки зачастую выступали на евразийских просторах ведущей государствобразующей нацией и хранительницей «евразийских традиций».

Одним из ключей к пониманию тюркских народов и их деловой культуры в частности, является определение такого понятия как «тәртип» (тат.), что дословно на русский можно перевести как «порядок», иногда как «воспитание». Однако, я бы перевёл это — «так, как должно быть».

«Тәртип» очень насыщенно проявляется в разных сторонах тюркской жизни, от отношения к порядку и чистоте в доме, личной гигиене, порядку за которым рассаживают за столом, до принятия и понимания иерархии в социальной жизни общества. Например: уважительное отношение младшего к старшему по возрасту, тесные отношения между родственниками, особое отношение к гостю, уважение в отношении к старшему по должности, толерантность, готовность объединяться и подчиняться (служить) для решения какой либо задачи, реализации проекта, либо сохранения общего государства. Деловая культура тюркских народов пропитана этим порядком.

Татары

Татары — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части Российской Федерации, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские (иногда выделяют польско-литовских татар). Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 %). Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), казанский (средний) и восточный (сибирско-татарский). По религиозному признаку татары в основном мусульмане-сунниты, есть православные татары – крящены.

Татары – вторая по численности нация в России (Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.) — 3,72% населения России). Татары имеют древнюю самобытную культуру. Предки современных татар создавали великие государства, занимались торговлей в глобальном масштабе, веками защищали и обслуживали Великий шелковый путь, достигли больших высот в воинском искусстве, кожевенном и ювелирном ремеслах, строительстве городов,  с древних времен имели свою руническую письменность. Свою грамотность, веками накопленное воинское мастерство, трудолюбие, патриотизм татары проявляли и в более поздние века, будучи в составе России. Они выдвинули огромное количество видных политических, военных, дипломатических деятелей, сыграли важную роль в становлении и упрочнении Российского государства, в выработке внутренней и внешней политики страны, в защите её от врагов.

Татарский генофонд сильно повлиял на генофонд русского народа и его элиты. Многие знаменитые дворянские фамилии были выходцами из татарских царствующих родов и гордились этим даже после завоевания Казани. Назовём лишь небольшую часть дворянских фамилий, чьи предки были татарами: Аксаков, Булгаков, Бунин, Горчаков, Державин, Карамзин, Кропоткин, Третьяков, Тютчев, Уваров, Чаадаев, Шереметьев, Юсупов.

Евразиец К.Н. Леонтьев подчёркивая тюркский компонент в русском дворянстве отмечал «в жилах реального русского дворянства татарской крови, как известно, течёт великое множество»[5]. Родовое имение самого Леонтьева находилось в калужской губернии и называлось Кудиново, от тюркского «куда» (сват, отец жениха), а его мать происходит из дворянского рода с тюркской фамилией — Карабановых.

Российско-немецкий этнограф К.Ф. Фукс (1776-1846)   обрисовывает национальный характер татар так: «Татары горды, гостеприимны, честолюбивы, чистоплотны, по их состоянию довольно просвещены, почти не суеверны, рождены для торговли, хвастливы, между собою дружелюбны, искательны, вкрадчивого свойства, во всем умеренны и довольно трудолюбивы». Переехав из Германии в Россию и живя в Казани К.Ф. Фукс обратил внимание, что «главное угощение татар — чай, которого надобно выпить не менее четырех чашек (даже у небогатых татар — с медом). Потом ставят на стол каймак (самые густые, вареные сливки), малиновую пастилу и жареные тоненькие лепешки. От всего этого надобно непременно отведать, но этим не кончится. Два или три татарина, вам даже незнакомые, дожидаются, чтобы позвать вас к себе. Отговориться невозможно. Отказом чрезвычайно их обидишь, равным образом, ежели в гостях не выпьешь три чашки чаю и не поешь их десерта»[6].

Фуксу, будучи практикующим доктором, удавалось изображать быт и нравы казанцев не «извне», как постороннему наблюдателю, а как бы «изнутри», а «Татары живут очень опрятно. В их избах чисто: они имеют страсть несколько раз в год белить печь, что делают даже и в развалившихся хижинах. Женщины свое хозяйство держат в большом порядке и чистоте ».

Всякому заезжему, без сомнения, странно покажется найти в Казанских татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели некоторые, даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими землянками, и, как гражданин, не пользуется уважением других. По сему-то всякой отец старается, как можно ранее записать детей своих в училище, где бы они выучились, по крайней мере, читать, писать и узнали бы начала своей религии»[7].

Татарские учёные и просветители оказали влияние на многие народы в особенности на народы Центральной Азии, ведь образование и просвещённость действительно важна у татар, это всегда отмечают исследователи. Так историк, географ и краевед  П. И. Рычков (1712-1777г.) стыдил русских примером татар-магометан, у которых есть почти в каждой деревне училище, тогда как у русских и в очень больших деревнях сплошь и рядом нет ни одного человека, умеющего читать[8].

Русский врач А. Спасский, проводивший историко-этнографическое исследование татар в татарских деревнях, пишет в 1916 г., что «Самая лучшая черта их — гостеприимство», «грамотность среди татар сильнее, чем среди русских», «татары живут очень опрятно», «в их доме чистота» Автор приходит к выводу, что по уровню своей культуры и быту татары «бесспорно должны быть поставлены на первое место из всех инородцев»[9].

Русский филолог В.Г. Крысько  отмечает, что всех татар отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высокоразвитым и ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого, тем не менее, иногда присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность[10].

Волго-уральские, сибирские и казанские татары обладают большим опытом межнационального общения и взаимодействия, легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности.

Здороваются татары двумя руками, могут приобнять, похлопывая за пояс (будто прощупывая, нет ли за спиной кинжала).

Татары достаточно давно стали вести оседлый образ жизни, и имели большое количество городов. Поэтому помимо, свойственной для кочевников пище – конине, блюд из мяса и мясного фарша, кисломолочной продукции, добавилось большое количество мучного, выпечки, мяса птиц. Оседлый образ жизни отразился и на восприятие времени и на темпе ведение дел и переговоров, который не отличается от европейского.

Казахи

Общая численность населения Казахстана по данным на 1 мая 2016 года составляет 17 753 200 человек. Согласно последним данным, этнос казахи составляет большинство населения (66,48%). Язык относится к кыпчакской подгруппе, исповедуют ислам суннитского толка.

Казахстан обладает богатым ресурсным потенциалом. Это крупнейшие месторождения углеводородов – нефти и природного газа, каменного угля, железной руды, некоторых руд цветных металлов, в том числе редких и ценных – таких как золото, Уран (Казахстане 21% от всех мировых запасов Урана).

Один из вариантов казахской поговорки гласит: «Дай Старшему жузу палку он будет погонять ей скот, дай палку Среднему жузу и он начнёт писать стихи, дай палку Младшему жузу он будет использовать её как оружие». В историографии «жузами» принято называть союзы племен, которые осознают себя частью единой казахской народности. Всего жузов три: «Олы» жуз (Старший), «Орта» (Средний) и «Кочек» (“Младший”) жуз.

Жузы включают в себя племена и рода, а так же имеют свою исторически сложившуюся территорию. Так, у Старшего жуза — это Семиречье и Южный Казахстан (на границе с Киргизией, г.Алма-Ата,), у Среднего жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан (г. Астана), у Младшего жуза — Западный Казахстан (ближе к Каспию, г. Актау, г. Актобе).

Названия жузов отображают старшинство входящих в него родов. Каждое племя и род имеют своё место в иерархии и свою специфику. Так, например, самый многочисленный род младшего жуза – Адайцы известны своей горячностью и воинственностью.

Пожив некоторое время в Казахстане начинаешь различать представителей  разных жузов и в том, чтобы спросить у казаха прямо, к какому жузу он принадлежит, нет ничего зазорного, даже наоборот демонстрирует Вашу осведомлённость об их традициях и жизненном укладе. Вам обязательно ответят о своей принадлежности. Уважающий себя казах знает представителей семи поколений своего рода.

Кочевой образ жизни предков оказал влияние на восприятие времени, поэтому возможны опоздания, деловая встреча так же, скорее всего, затянется, поэтому не стоит ограничивать её слишком строгими временными рамками.

Казахи, по-восточному, ставят установление личных взаимоотношений с собеседником во главу угла, в любом деле. Важны качества человека, уровень установленного доверия. Порой это влияет на темп принятия решений и оттягивает практическую реализацию задуманного. Казахи любят вести дела не спеша, уделяют внимание мелочам, чтобы быть уверенными в надежности своих партнеров. Поэтому переговоры в Казахстане — это длительный процесс, требующий терпения в ожидании и выдержки. То, что с европейцами решилось бы в одну-две встречи, с казахами может затянутся на десяток казахских чаепитий, предполагающих большое количество мясных блюд на столе.

Важным является «принцип старшинства», который соблюдается казахами, несмотря на влияние глобализации, почти во всех этикетных ситуациях. Молодые люди должны во всём оказывать уважение «старшему» и быть всегда готовыми в случае необходимости оказать ему помощь, младшие не имеют права перебивать старшего и т.д. Люди примерно одного возраста почтительно добавляют к первому слогу имени особого уважаемого  собеседника «..ке», например, имя «Талгат» будет звучать – «Таке»,

На протяжении веков у казахского народа сформировалась коллективистская культура, поэтому казахи почти с равнодушием относятся к жесткой конкуренции, приписывая большую ценность сотрудничеству, компромиссам, гармонии, сохранению и развитию отношений, личным качествам человека и личным отношениям. Они умеют утонченно вести бизнес: говорят не прямолинейно, а обобщенно, используя дипломатические приемы общения. Казахи стараются избегать прямых вопросов, стремятся тщательно перепроверять любую информацию. В то же время, казах может и повысить голос во время переговоров, чтобы отстоять свою точку зрения. Такое проявление жесткости говорит больше о стремлении казаха постоять за себя в любой ситуации, чем о проявлении агрессивности.

Казахи храбры и патриотичны, среди них большое количество героев Великой Отечественной Войны.

Киргизы

Население Киргизии по оценке на 1 января 2016 года достигло 6 019 500 жителей[11] 72,6 % — составляют киргизы. Язык относится к кыпчакской подгруппе, исповедуют ислам суннитского толка.

95% территории Киргизии занимают горы западного и центрального Тянь-Шаня, западного Памира и Алтая. Плодородные земли и пастбища, также как и распределение водных ресурсов, на протяжении десятилетий являются объектов споров между Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном, из-за которых обстановка вдоль границ имеет высокий конфликтный потенциал. В целом ресурсный потенциал небогатый — имеющиеся в стране месторождения каменного угля, нефти и природного газа невелики.

Характерной особенностью Киргизии является её слабая урбанизация: 60% населения страны по-прежнему живут в сёлах, особенно это касается киргизов и узбеков.

Характеризует коллективистскую культуру киргизов сохранившаяся до сих пор традиция — «ашар» — тесное сотрудничество и сплочение при совместной деятельности. Она проявляется при строительстве жилищ, при выполнении особо трудоёмких работ. Совместный труд воспитывает самих киргизов и формирует у них чрезвычайно уважительное отношение к любому делу.

К числу психологических особенностей киргизов можно отнести такие черты, как трудолюбие, честность, исполнительность, сообразительность, способность сохранять присутствие духа в сложных обстоятельствах жизни и деятельности. Они свободолюбивы, храбры, крепко держат данное слово. Отличаются высокими волевыми и моральными качествами, выносливостью, упорством в преодолении трудностей в профессиональной деятельности. Среди киргизов очень почитается героический эпос. Центральная фигура его сказаний — богатырь Манас, воспевающий мужество, стойкость, умение переносить трудности, любовь к Родине, готовность к ее защите от врагов.

Киргизы обладают опытом широкого межнационального общения, поэтому быстрее адаптируются в многонациональных коллективах.

Чингиз Айтматов —  писатель-евразиец, писавший прозу на киргизском и русском языке, отразил в своём творчестве художественно-поэтические традиции киргизского народа, прежде всего, издавна отмечаемую исследователями высокую культуру слова. Киргизы «отличаются необыкновенным умением говорить. Действительно, нельзя не удивляться тому, как киргизы владеют своим языком. Киргиз всегда говорит бегло, не останавливаясь и не запинаясь. Излагая свои мысли точно и ясно, он умеет придать своей речи известную долю изящества».

Исследователи отмечают киргизов стремление к порядку, общительность, чинопочитание, даже угодничество.

Как и представителям других тюркских народов, киргизам присущи подчёркнутое уважение и почтение к старшим. Неуважительное отношение к родным, воспринимается негативно. Все это требует от собеседника искреннего участия, такта, внимательности и терпения. Отношение ко времени в Киргизии достаточно спокойное: никто никуда не спешит.

Киргизы — гостеприимный народ.  В Киргизии принято приглашать гостя к себе в дом. У  них выработался целый этикет встречи гостей. Всё лучшее, что находилось дома: еда, постель, а также всеобщее внимание домочадцев посвящали гостю. Отказаться от приглашения – значит обидеть человека своим неуважением к нему. Гостя всегда усадят за стол и угостят самым лучшим, что есть в доме. В культуре киргиз принято сначала угостить гостя, ведя неторопливый разговор на общие темы и лишь потом переходить к делам или задавать личные вопросы. Вопросы личного характера часто касаются семьи, детей, состоянием дел дома и на работе и обсуждаются практически во время любой беседы. Киргизы будут ожидать и с вашей стороны нескольких вопросов на эту тему. В разговоре киргизы ценят юмор и уважение ко всем его участникам.

Примечания:

[1] Миннегулов Х.  Проблемы властелина и государственности в литературе Золотой Орды. Золотоордынское обозрение. — Казань.: 2016 №1. — С.158.

[2] Ключевский В.О.  Происхождение крепостного права [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_proish_krep_pr.html (дата обращения 10.07.2016г.).

[3] Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eurasian-movement.ru/archives/20246 (дата обращения 10.07.2016г.).

[4] Бояринцев В.И. М.В. Ломоносов так начиналась русская наука. [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://bourabai.ru/boyarintsev/lomonosov04.htm (дата обращения 10.07.2016г.).

[5] Леонтьев К.Н.  Восток, Россия и славянство – М:, 1996. — С.687.

[6] Фукс. К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://qazantatarlary.narod.ru/Fuks_statis.html (дата обращения 10.07.2016г.).

[7] Там же

[8] Википедия, Грамотность в России.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Грамотность_в_России (дата обращения 10.07.2016г.).

[9] Спасский А. Казанские татары. Казан. 1916.  — С. 16. 

[10] Крысько В. Этническая психология — М.: Издательский центр «Академия», 2002.- С.150.

[11] Социально-экономическое положение в Киргизской Республике 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.stat.kg/media/publicationarchive/30c1af54-2244-4fe1-a470-4d1a88bcea8b.pdf (дата обращения 10.07.2016г.).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *