21576760_1944430739119272_5879546641786077184_n

Бунт России и Германии против западной цивилизации

15 сентября 2017 г. в НИУ-ВШЭ известный германский исследователь евразийства, к. исторических н. Леонид Люкс представил свой доклад на тему «Особые пути России и Германии в XIX и XX вв.» В мероприятии принял участие председатель Евразийского Движения Российской Федерации (ЕДРФ) Юрий Кофнер.

Люкс доклад 2

Модератором лекции выступил заведующий МЛ исследований русско-европейского интеллектуального диалога НИУ-ВШЭ, д. философских н. Владимир Кантор. В дискуссии также принял участие исследователь правовых аспектов евразийства, доцент ВШЭ, к. юридических н. Булат Назмутдинов.

В начале своего выступления профессор Люкс признался, что он конечно является предвзятым ученым. Он — убежденный сторонник того, что считает «западными» ценностями: свободы, демократии, прогресса. 

Поэтому, в начале своего доклада он отметил, что XX столетие, окон­чив­шее­ся в Европе по­бе­до­нос­ным ше­ст­ви­ем демократических идей (1991), начиналось с бунта против либеральной политической теории модерна. Субъектом либерализма является индивидуум, а главным знаком данной теории — концепция свободы. В своем радикализме бунт этот превзошел все пред­ше­ст­вую­щие волнения подобно­го рода.

Европейская Германия (1918 — 1945) и евразийская Россия (1917 — 1953/91) образовали центры этого восстания против ценностей, которые принято ассоциировать с Западом. И в наше время ось политических сил Германии и России, прежде всего в виде концепции континентального альянса «от Лиссабона до Владивостока», может стать началом конца глобальной гегемонии Запада.

При этом, заявил г-н Люкс, необходимо иметь в виду, что этот бунт против либерализма в Германии, с одной стороны, и в России с другой, вдохновлялся диаметрально противоположны­ми идеями.

По мнению ученого, в Германии этот бунт был направлен против мехнического модерна, т.е против интеллектуальных плодов Французской революции. Это выразилось в активной разработке и продвижении консервативной политической теории, прежде всего в виде школы Консервативной Революции, и, нацизма. Немецкие консерваторы (Шпенглер, Шмитт, Юнгер, ван ден Брюк, Гитлер) носталгировали по языческому и холистскому обществу предмодерна, где преобладали традиции, мифы и сакральное. Субъектом немецкого консерватизма стала нация, а главным его знаком — концепция братства. 

В России же этот бунт, хоть и был анти-западным, но, наоборот, превознес холодный разум модерна и результаты Французской революции. Коммунизм является политической теорией, разработанной немцами (Маркс, Энгельс), однако российские коммунисты (Ленин, Плеханов, Троцкий, Зиновьев, Каменев, Сталин) при реализации своей политики быстро сталкнулись с необходимостью воплотить в жизнь многие не-европейские концепции: советы, антизападничество (антиимпериализм), красное империестроительство. В то же время, советский коммунизм был «эсхатологическим». В отличие он консерватизма он был обращен на будущее, на строительство утопии — «грядущего рая на земле». Субъектом коммунизма стал рабочий класс, а его знаком — концепция равенства.

Таким образом, мы видим, что в XX-м веке лозунг Французской революции — «Свобода, равенство, братство» — был воплощен по разному. В англо-саксонском мире утверждением либерализма (свобода) и «западных» ценностей, в Германии и России бунтом против Запада в виде политических теорий консерватизма (братства) и коммунизма (равенство). 

В ответ на вопрос Юрия Кофнера, профессор Люкс признался, что торжество гитлеризма в Германии все-таки не был безальтернативным результатом умственной деятельности мыслителей Консервативной  революции. Тем не менее, считает он, они были наивными по отношению к опасности нацизма. Консервативное сопротивление (фон Штауффенберг) пробудилось слишком поздно.

Председатель Евразийского Движения России выразил мнение, что евразийство как анти-западническая идеология, тем не менее является идеальным синтезом лучших начал либерализма, коммунизма и консерватизма. Современное, неоклассическое евразийство направлено на преодоление постмодерна и утверждение неомодерна путем примирения Французской революции с Евангелием, т.е. путем возвращения лозунга «Свобода, равенство, братство» к своему изначальному христианскому пониманию. Этот более глобальный философский аспект евразийства (т.е. тот, который не привязан к конкретному пространству «России-Евразии») также называют «Четвертой политической теорией». Кофнер также ввел термин «алетеизм» (от древнегреческого «алетея», ἀλήθεια» — правда, истинна). Субъектом алетеизма (Четвертой политической теории, неоклассического евразийства) является симфоническая личность (соборность), а его знаком — триединство «Свобода, равенство, братство». 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *