ЕАЭС, евразийство, евразийцы, Евразийский союз, Евразия, транспорт, логистика, коридор, ЭПШП

Интегральная евразийская транспортная система как драйвер развития регионов ЕАЭС

 _ Олег Невзоров, руководитель Самарского отделения ЕДРФ. Самара, 06 ноября 2017 г.

Использование интеграционных механизмов с целью повышения инновационного развития страны является ответом на вызовы глобализации, а макрорегиональная интеграция становится методом повышения конкурентоспособности национальной экономики. Именно Евразийская интеграция – веление времени и неотъемлемая часть новой социальной реальности, тесно связанная с объективными процессами глобализации.

За последние годы было сделано несколько важных шагов в этом направлении: создан и функционирует Евразийский экономический союз (ЕАЭС), плодотворно прошли саммиты БРИКС и ШОС в  Уфе. По итогам этих совещаний на высшем уровне обозначился курс на сопряжение проектов, создаваемых в рамках ЕАЭС с макрорегиональными проектами, выдвигаемыми КНР, в частности проектом «Великого шелкового пути».

Важную роль в развитии макрорегиональной евразийской интеграции должны играть крупные неоиндустриальные проекты. Сопряжение инфраструктурных проектов ЕАЭС с китайским «великим шелковым  путем»  способно  получить  оптимальную  реализацию через «Транс-Евразийский  пояс  «RAZVITIE»  –  «Интегральную   евразийскую транспортную систему» (ТЕПР-ИЕТС), которая позволит    соединить Западную Европу с Центральной Азией и Дальним Востоком.

Работа над фундаментальным проектом строительства «Интегральной евразийской транспортной системы» (ИЕТС), имеющим научно-практическое значение, была начата еще в середине 2000-х годов. Его разработчиками были ученые из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Института социально-политических исследований РАН, Центрального экономико-математического института РАН, Института транспорта РАН. Впервые результаты научно-исследовательских работ были представлены научному совету программы фундаментальных исследований президиума РАН «Экономика и социология знаний» в ноябре 2007 года. После обсуждения проект получил хорошие отзывы и был одобрен.

Разработчики проекта много сделали, чтобы концепция Евразийской транспортной системы стала достоянием не только российской научной общественности, но и властных структур. Были подготовлены аналитические записки в органы государственной власти: Президенту Российской Федерации В.В. Путину, в Совет Федерации, в Совет Безопасности Российской Федерации, в Администрацию Президента Российской Федерации. Мегапроект обсуждался на российских и западных интеллектуальных площадках и имел положительную оценку у научного и бизнес сообщества.

Позднее другая группа ученых РАН и специалистов, объединенная в рамках Валдайского клуба, подготовила доклад «К Великому океану, или новая глобализация России», в котором был выделен геополитический императив, связанный транспортной инфраструктурой.

Есть еще одна группа специалистов, которая тоже начала работать в это время. Это российские специалисты, связанные с «РЖД», их итальянские коллеги. Они разработали концепцию проекта «Транс-Евразийский пояс «RAZVITIE», в котором была предпринята попытка связать проблематику трансконтинентальной инфраструктуры с  новыми инструментами долгосрочных инвестиций, разработанными Клубом долгосрочных инвесторов Западной Европы. В ноябре 2012 года в университете в Милане была представлена эта концепция. Она называлась «Транс-Евразийский пояс «RAZVITIE». Миланский этап». По итогам конференции был принят меморандум, а затем были изданы основные идеи этого проекта.

Суть проекта ИЕТС заключается в создании скоростной комплексной магистрали, соединяющей морские и сухопутные терминалы на восточной и западной границах России, включающей в себя скоростной железнодорожный комплекс, скоростную автотрассу и линии оптоволоконной связи. Мегапроект предполагает создание на территории России транспортной сети, соединяющей Западную Европу с Дальним Востоком, Северной Америкой, Юго-Восточной Азией. Он будет включать в себя современный скоростной железнодорожный комплекс, автомобильную трассу и линию оптоволоконной связи. Его реализация позволит максимально эффективно задействовать уникальный транзитный потенциал евразийского пространства, стимулировать экономический рост государств региона, укрепить сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами.

Основу транзитного потенциала Транс-Евразийского пояса «RAZVITIE» составляет модернизированная Транссибирская  магистраль. Интегральная евразийская транспортная система – это новая инфраструктурная матрица России. Она объединяет все регионы страны в единое хозяйство, дает мощный импульс развитию и  заселению Сибири и Дальнего Востока.

Учеными была обоснована геополитическая, экономическая, культурно-духовная значимость проекта, был предложен анализ препятствий, выявлены риски, прорабатывались вопросы финансового обеспечения.

Макет «Интегральной евразийской транспортной системы», который создан в Институте социально-политических исследований, символизирует собой этапы реализации этой системы и дает представление об основных ее характеристиках: 40 тысяч километров скоростных железнодорожных магистралей, 120 тысяч километров скоростных автомобильных дорог, 23 тысяч километров телекоммуникационных магистралей.

Разработчики к основным результатам реализации этого проекта относят обеспечение геополитической безопасности России, территориальную связанность страны, создание 20 миллионов рабочих мест, заселение малонаселенных регионов Сибири и Дальнего Востока  и освоение природных ресурсов этих регионов.

Сегодня, после подведения итогов первых лет становления Евразийского экономического союза, в ходе которого прозвучало немало критики, ведется поиск путей повышения эффективности его дальнейшего развития.

Интегральная Евразийская транспортная система отвечает интересам  Евразийского  экономического союза, каждого государства – члена ЕАЭС. Она может стать фактором его развития, успешным решением главной задачи – построение конкурентоспособного экономического союза в интересах повышения стабильности и уровня жизни населения всех участников и обеспечение гарантий  свободы  движения  товаров,  услуг,  капитала,  рабочей силы. Это как раз те инструменты, которые и обеспечивают формирование единого экономического, социального пространства нового интеграционного объединения. Предполагается, что на всем протяжении коридора будут создаваться зоны развития инновационных, добывающих и обрабатывающих региональных промышленных комплексов, торговли, строительства. И, на наш взгляд, однозначно позволит создать экономическое цивилизованное пространство Европы и Азиатско- Тихоокеанского региона, естественно, с участием России, поскольку Россия будет связующим звеном именно в этом направлении.

Мы видим, что формирование трансазиатского пояса развития основывается на долгосрочных вложениях: всестороннее инфраструктурное развитие, на базе которого будут сформированы крупные научно-производственные кластеры в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах, которые будут сопряжены с данными направлениями. И при прорисовке архитектуры проекта речь должна идти именно о долгосрочных инфраструктурных проектах.

В целях повышения экономической отдачи важно обеспечить каскадный способ реализации, предполагающий перенос наработанной компетенции от одной инфраструктурной единицы к другой. То есть, конечно, развивать и новые походы, но тем не менее и базироваться на том, что дает положительный эффект при создании какого-либо  частного проекта, как составляющей единой этой системы.

В качестве стартового инфраструктурного базиса для идеи соответствующего проекта развития предполагается рассматривать межрегиональные транспортные коридоры. И они в первую очередь у нас формируются на сети российских железных дорог. Потому что наиболее продвинута в этой части именно железная дорога, которая давно участвует в системе коридорного сообщения. И эти пути как раз находятся на пересечении евразийских торгово-экономических и миграционных путей. И наиболее проработаны на сегодняшний день с точки зрения всех остальных видов транспорта. Конечно, это не исключает и иные подходы. Но база сегодня фактически уже существует и от нее следует отталкиваться.

Реализация проекта будет способствовать обеспечению коллективной безопасности Евразийского союза, повышению мобильности населения, достижению продуктивной занятости в условиях функционирования общего рынка труда ЕАЭС, социальной сплоченности (солидарности), в том числе перед лицом внешних угроз каждой из стран-членов ЕАЭС, формированию общего  образовательного и культурного пространства, поддержанию благоприятной среды национального взаимодействия стран – членов ЕАЭС. И в итоге станет стимулом социально-экономического развития ЕАЭС.

В экономической географии существует так называемая «транспортная теорема»: сохранение единства государственного организма возможно тогда и только тогда, когда развитие общегосударственной инфраструктуры (информационной, транспортной, энергетической и т.п.) опережает экономическое развитие регионов. Недостаточность развития транспортной инфраструктуры затрудняет товарный обмен между регионами страны, сдерживает их экономическое развитие, не позволяет реализовать их конкурентные преимущества, принуждает регионы к автаркическому развитию,  или, что особенно опасно для единого государства, к переориентации их развития на внешние рынки с последующими очевидными угрозами для целостности государства.

Реализация проектов подобных ИЕТС – большая и сложная работа. Новизна всегда сопряжена с неопределенностью, а масштаб требует большого внимания и методологической проработки, реалистического взвешивания усилий и затрат, имеющихся ресурсов и сроков окупаемости. С нашей точки зрения, очень важно, чтобы проект был   принят   населением   как   «общее   дело»,   чтобы   он объединил население стран Евразийского экономического союза.

В случае принятия решения о реализации проекта «Интегральной евразийской транспортной системы», перед фундаментальной российской наукой встанет очень много важных и сложных задач. Прежде всего, они связаны с разработкой перспективных и прорывных технологий для транспорта, энергетики, связи с использованием тех заделов, которые уже сегодня есть. В итоге, это интеграция знаний о потоках информации, грузов, людей и энергии в интегральной инфраструктуре. Это исследование природного, научно-технического, социального, культурного потенциала территорий, который может быть раскрыт и активирован за счет включения государств – членов ЕАЭС и регионов России в мегапроект ИЕТС. Это, безусловно, анализ социально-политических изменений, которые постоянно происходят в мире, в новом интеграционном объединении. Очень важно обосновать и условия, и выгоды, и риски. Необходимо изучить новый опыт инфраструктурной инициативы Китая, который сегодня уже активно реализуется, например, «Шелковый путь» и «Шелковые сети».

Указанные факторы создают хорошую основу для стратегического планирования промышленно-технологического развития государств-членов Евразийского экономического союза. Представляется, что такой инновационный импульс мог бы существенным образом укрепить позиции ЕАЭС как центра экономического притяжения, придать евразийскому интеграционному проекту новую динамику.

Список литературы:

  1. Невзоров О.Ю. Совершенствование евразийской экономической интеграции на основе кластерных инициатив // Журнал» Математика, экономика и управление», Том 1, № 2, Издательство «Самарский университет», Самара, 2015 — С.45-47.
  2. Подберёзкина О.А. Транспортные коридоры в российских интеграционных проектах. (на примере ЕАЭС) // Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Москва, 2015 – С. 57-65.

* Статья опубликована по сборнике Международной научно-практической конференции «Теоретико-методологические и практические проблемы интеграции, диверсификации и модернизации региональных промышленных комплексов» (2017).

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *