евразийство, Евразия, Россия, славяне, тюрки, ЕДРФ, ордынство

Россия-Евразия – не Орда. Рецензия на статью В. Лепехина.

_ Антон Клубков, руководитель Алтайского отделения Евразийского Движения Российской Федерации (ЕДРФ). Барнаул, 18 ноября 2017 г.

Пару месяцев назад была опубликована статья Владимира Лепехина «Почему Россия — не Орда и никогда ею не будет». Эта статья, несомненно, заслуживает внимания со стороны евразийцев, так как она затрагивает тему развития евразийской мысли в современной России. К сожалению, сложился стереотип о том, что евразийство – это  якобы «ордынство», некая радикальная противоположность западничеству, так сказать «восточничество». Владимир Лепехин своими выводами разрушает «ордынский миф» о евразийстве.

По мнению Лепехина, миф про Россию-Орду в современном мире нужен не только Западу, но и радикалам Востока. На Западе верят в ордынское происхождение России те, кто пытаются доказать, что русские – это «азиаты», а их страна неевропейская, т. е. «нецивилизованная». Радикалы Востока пытаются привить России смирение перед «наступающим миром ислама». В состоянии потенциальной агрессии извне России необходимо противостоять всем этим попыткам фальсификации истории и показать свое видение собственного прошлого.

У России свой путь и своя цивилизационная программа – пишет Лепехин. Русский цивилизационный архетип, считает он, сложился под влиянием православной веры, византийской культуры, евразийской географии и земледельческого хозяйственного уклада. Все перечисленное продолжало влиять на русский менталитет даже во времена татаро-монгольского владычества. Русский народ не только не ассимилировался (не «обордынился»), но и укрепился в своей вере. Попытка воплотить в жизнь советский проект на не православной основе оказалась несостоятельной, несмотря на ряд значительных достижений.

Немало важно отметить, что Лепехин вовсе не пытается как-то очернить историю империи Чингисхана и даже считает некорректным использования понятия «иго» для обозначения русско-ордынских отношений. История Орды – это часть прошлого некоторых народов России и соседних стран, с которыми на данный момент мы стремимся установить взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому вполне обоснованно Лепехин считает нормальным «когда ордынские традиции получают распространение, например, в Казахстане, Кыргызстане и некоторых российских республиках». При этом автор рассматриваемой статьи весьма четко расставляет допустимые пределы в интерпретации ордынского прошлого для конструирования образа будущей России:  «Россия — не Орда, и никогда ею не станет. Просто потому, что у русских другая цивилизационная программа. А вот дружить и взаимодействовать в партнерском режиме с ордынскими народами она просто обязана. Славяне и тюрки — основные элементы евразийской цивилизации, обрастающей сегодня такими общими структурами, как СНГ, ЕАЭС, ШОС, ОДКБ».

Перспективы России Владимир Лепехин видит не в ордынстве, а в славяно-тюркском единстве. Этому единству угрожают различного рода национал-радикалы: пантюркисты, стремящиеся восстановить Орду; русские радикалы, стремящиеся восстановить Российскую империю в прежнем виде и прочие.

Ключевые тезисы статьи Лепехина вполне соответствует тому, что в свое время писали классические евразийцы Н. С. Трубецкой и П. Н. Савицкий. Изначально евразийская идея заключалась вовсе не в том, чтобы смешать что-то европейское с чем-то азиатским, как считают некоторые. С точки зрения классического евразийства, Русь не была пассивным учеником, которого поучали уму-разуму пришлые цивилизаторы. Россия стала великой континентальной и мировой державой, заимствуя извне то, что считала нужным. Что-то было взято от Византии, что-то от Орды. Но Россия все же осталась Россией. Успех евразийского проекта будет заключаться не в «обордынивании» русских или византинизации ордынских народов, а в цветущей  сложности нашей многогранной, евразийской цивилизации. 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *