Россия, ЕАЭС, внешняя политика

Внешняя политика России на ближнем зарубежье: взгляд в 2018 год

_ Андрей Кортунов, генеральный директор РСМД, Иван Тимофеев, программный директор РСМД. Москва, 19 декабря 2017 г.*

Ближнее зарубежье – наиболее важный для России регион с точки зрения безопасности и реализации проектов экономической интеграции.

Основными итогами 2017 г. стало следующее:

  • Поступательное развитие ЕАЭС: подписание Таможенного кодекса ЕАЭС, рост внутренней и внешней торговли объединения.
  • Достижения в международной деятельности ЕАЭС: соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР, переговоры с Ираном, Сингапуром, Сербией, Индией, Израилем, Египтом, взаимодействие с АСЕАН.
  • Сотрудничество в области безопасности по линии ОДКБ: «Запад-2017» и другие учения.
  • Инициатива в миротворческой миссии на Донбассе, недопущение обострения обстановки в зоне конфликта.
  • Недопущение ухудшения отношений с Арменией и Казахстаном в свете их соглашений о сотрудничестве с ЕС.
  • Сохранение стабильности в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, сбалансированное развитие отношений с Арменией и Азербайджаном.

Среди основных угроз 2018 г. на данном направлении:

  • Провал или стагнация переговоров по миротворцам на Донбассе, обострение ситуации на линии соприкосновения ВСУ и сил ЛДНР, утрата внутренней стабильности в ЛДНР.
  • Обострение противоречий внутри ЕАЭС (Казахстан-Киргизия).
  • Угроза дестабилизации в одной или нескольких странах Центральной Азии, рост террористической угрозы в центрально-азиатском регионе на фоне возвращения боевиков ИГ, экспорт нестабильности из Афганистана вследствие укрепления ИГ в стране.
  • Обострение ситуации в Нагорном Карабахе, актуализация армяно-азербайджанских противоречий в публичном пространстве и СМИ, в т.ч. с учетом столетия образования демократических республик.

В числе основных возможностей 2018 г.:

  • Укрепление ЕАЭС: завершение работы над проектом правил торговли электроэнергией, формирование общего рынка воздушного транспорта, реализация плана по скоординированной транспортной политике и др., переговоры по ЗСТ с зарубежными партнерами и объединениями, накопление опыта разрешения конфликтов и споров внутри ЕАЭС, рост объемов внутренней торговли в результате экономического роста и совершенствования институтов интеграции.
  • Отработка моделей неконфликтного сочетания взаимодействия с ЕС и ЕАЭС (Казахстан, Армения).
  • Реализация инициативы о миротворческой миссии на Донбассе, продвижение реализации Минских соглашений
  • Развитие российско-грузинского диалога, смягчение или отмена визового режима со стороны России.

Основными задачами политики в ближнем зарубежье в 2018 г. могут стать:

  • Развитие привлекательных для стран СНГ моделей сотрудничества в области безопасности и экономики.
  • Противодействие процессам социально-экономической и политической дестабилизации в ближнем зарубежье.
  • В решении региональных проблем – поиск оптимальных путей взаимодействия с внешними игроками (КНР, ЕС, США, Иран, Турция и др.).
  • Содействие разрешению конфликтов на постсоветском пространстве.

Россия и страны ближнего зарубежья

2018 год – относительно благоприятный период в развитии Евразийского экономического союза. В России наметился экономический рост, который при высокой доле российской экономики в ЕАЭС положительно скажется и на динамике ее партнеров по Союзу. Такому сценарию будет способствовать укрепление торговых связей, происходящее в последние два года. 2018 – год председательства России в ЕАЭС. Приоритетом будет ликвидация изъятий и ограничений в торговле, поддержка экспорта и инноваций.

Наиболее перспективное направление – аграрно-промышленный комплекс. Здесь уже достигнуты заметные результаты, несмотря на кризис последних двух лет. Другое динамичное направление – формирование общего рынка труда. Экономический кризис усилил востребованность ЕАЭС в системе трудовой миграции. Облегченный режим движения рабочей силы и рост денежных переводов внутри Союза смягчил последствия кризиса для стран-членов за счет российского рынка. Созданы предпосылки для дальнейшего развития. В 2018 г. вступит в силу договор о пенсионном обеспечении. В 2018 г. планируется завершение проекта правил торговли электроэнергией на общем рынке. Начнется проработка условий общего рынка воздушного транспорта, реализация плана мероприятий по скоординированной транспортной политике. Важным этапом развития ЕАЭС станет вступление в силу нового Таможенного кодекса (документ находится в процессе ратификации парламентами). Следует ожидать снижения негативного отношения общественного мнения стран-членов к ЕАЭС , хотя свою роль здесь может сыграть информационная раскрутка противоречий Киргизии и Казахстана. Быстрые результаты интеграции уже исчерпаны. Каждое новое достижение будет требовать больших усилий и их межгосударственной координации.

Открытыми остаются возможности международного сотрудничества ЕАЭС.

2018 г. будет станет важным для оценки эффективности и перспектив ЗСТ с Вьетнамом. Продолжится процесс формирования ЗСТ с КНР. На повестку дня встанет взаимодействие по возможной ЗСТ с Сингапуром, Индией, Египтом, Сербией, Израилем. Однако амбициозные политические инициативы по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП, а также партнерства ЕАЭС с АСЕАН будут продвигаться медленно. Особенно это касается инфраструктурных проектов, которые требуют значительных финансовых вложений и длительных согласований. Вряд ли стоит ожидать прорывов на этом направлении.

В 2018 г. внутри ЕАЭС заявят о себе инициативы по сотрудничеству в области образования. Пока они вряд ли получат поддержку на межправительственном уровне из-за позиции Казахстана по этому вопросу. Однако вполне возможна реализация инициатив отдельных университетов по созданию сетевых совместных программ по вопросам интеграции. Здесь позиция Казахстана может быть гораздо гибче. Кроме того, с учетом ориентации Астаны на англоязычный сектор мирового образования, вероятны проекты по совместному продвижению экспорта университетов государств-членов ЕАЭС на зарубежные образовательные рынки. Они также могут носить инициативный характер.

В 2018 г. в Душанбе состоится саммит СНГ. Ожидать от него прорывов не приходится, но он станет важным инструментом коммуникации стран постсоветского пространства.

По линии сотрудничества ОДКБ в 2018 г. актуализирует деятельность рабочих групп по Афганистану и по информационной безопасности из-за роста значимости обеих проблем, а также протестирует степень реализации Стратегии коллективной безопасности ОДКБ до 2025 г. На западном пограничье ОДКБ в 2018 г. состоятся крупные учения НАТО Trident Juncture. Они потребуют тесной координации позиций России и Белоруссии. В самом ОДКБ также запланирован ряд учений («Поиск» в Казахстане, «Взаимодействие» в Киргизии и др.). Но они вряд ли вызовут серьезный резонанс на Западе.

В 2018 году – 15-летие вступления 18 сентября 2003 г. в силу Устава и Соглашения о правовом статусе ОДКБ. Это хороший повод актуализировать рассмотрение миссии ОДКБ как организации, гарантирующей стабильность безопасности в Евразии.

Украинский вопрос сохранится в качестве центральной темы. Системообразующими будут два фактора. Первый – ситуация в зоне соприкосновения ВСУ и вооруженных сил ЛДНР. Возможны периодические локальные обострения, хотя Киев вряд ли решится на масштабную военную операцию. Второй фактор – возможное развертывание миротворческой миссии на Донбассе. Этот вопрос станет предметом ожесточенного торга дипломатов. Однако даже запуск миссии с ограниченными полномочиями может послать важный сигнал. Он также протестирует желание западных (прежде всего европейских) партнеров использовать момент для налаживания отношений с Россией. В целом, высока вероятность срыва переговоров. Негативным фоном будет наращивание санкций США против России под давлением Конгресса. Внутренняя ситуация на Украине будет обостряться по мере приближения президентских выборов 2019 г. Однако в 2018 г. положение с большой вероятностью сохранится под контролем. Кризисный сценарий дезинтеграции Украины крайне маловероятен.

В марте 2018 г. пройдут президентские выборы в Армении. Впервые президент будет выбран Национальным собранием, а не прямым народным голосованием. Серж Саргсян не имеет права баллотироваться на второй срок. Год будет важен для притирки соглашения с ЕС и членством Армении в ЕАЭС: соглашение вступит в силу в 2018 г. С большой вероятностью Еревану удастся найти оптимальное сочетание взаимодействия с двумя блоками. Этому будет способствовать активное сотрудничество с Москвой в области безопасности на двусторонней основе и в рамках ОДКБ. На фоне выборов может обостриться критика сотрудничества с Москвой. В числе проблемных вопросов –энергетическое взаимодействие. Однако здесь трения будут смягчены сотрудничеством в продлении работы Армянской АЭС (кредитная линия и грант на эту деятельность предоставлены правительством России).

Осенью 2018 г. пройдут президентские выборы в Азербайджане. Отношения с Россией вряд ли будут центральной темой выборов, а их исход не изменит парадигму взаимодействия с Москвой. Ильхам Алиев с высокой вероятностью сохранит свой пост.

Крупным событием года станет саммит глав Ирана, РФ и Азербайджана в Москве.

Избирательная кампания в обеих закавказских странах актуализирует противоречия по Карабаху. Здесь возможны эпизодические обострения. Вырастут оборонные расходы с обеих сторон. Будут артикулированы интерпретации исторических конфликтов, связанные со столетием провозглашения республик.

В 2018 г. состоятся президентские выборы в Грузии. Согласно конституционной реформе, они станут последними прямыми выборами президента, который с 2024 г. будет избираться избирательной коллегией. Электоральная кампания неизбежно вызовет обсуждение противоречий с Россией и непризнанными Грузией Абхазией и Южной Осетией. Военного обострения на границах с ними не произойдет. Однако и подвижки по основным «красным линиям» не предвидятся. Возможен прогресс по визовому вопросу в отношениях с Россией. При благоприятном развитии событий визы с российской стороны будут отменены (с грузинской стороны визовый режим в отношении России не действует). Будет идти дальнейшее углубление сотрудничества Грузии и НАТО. Саммит НАТО в 2018 г. зафиксирует прогресс в этой области.

Ситуация в Центральной Азии сохранит текущую конфигурацию рисков. В 2018 г. здесь не планируется президентских избирательных кампаний.

Особая ситуация складывается в Киргизии. Осенью 2017 г. произошла смена президента в результате выборов. Действующий президент не стал предпринимать усилий для того, чтобы остаться на новый срок. Это важный этап политического развития страны и становления системы институциональной смены власти. Однако новому президенту в 2018 г. предстоит непростая задача консолидации власти в действующем политическом поле. В отношениях с Россией важным станет вопрос об авиабазе в Канте.

В 2018 г. завершится процесс ратификации странами ЕС Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве ЕС и Республики Казахстан. Год будет важным с точки зрения гармонизации сотрудничества с ЕС и ЕАЭС.

В течение января 2018 г. продолжится председательство Казахстана в Совете Безопасности ООН. Казахстанское председательство поднимет вопросы безопасности Центральной Азии, проблему водных ресурсов, ситуацию в Афганистане. Как постоянный член СБ ООН, союзник Казахстана и важный участник региональных процессов, Россия может внести вклад в обсуждение этой проблематики и поддержать повестку Казахстана.

Центральной нерешенной задачей России в отношении государств СНГ остается создание такой модели социально-экономического и политического развития, которая была бы привлекательной для наших соседей и снижала бы их стремление интегрироваться в иные геоэкономические или геополитические конструкции. Эта задача, разумеется, не может быть решена в 2018 г., но ее следует учитывать, определяя параметры социально-экономического развития страны на следующий шестилетний цикл. Не менее важным представляется противодействие процессам социально-экономической и политической дестабилизации на постсоветском пространстве, способным непосредственно затронуть интересы безопасности России.

Очевидно, что в решении этой задачи России придется активно взаимодействовать не только со странами СНГ, но и с наиболее заметными «внешними» игроками, в том числе с Китаем, Ираном, Турцией, а по некоторым вопросам – с Европейским союзом и, возможно, даже с США.

Источник: Внешняя политика России: взгляд в 2018 год : прогноз. докл. Российского совета по междунар. делам : доклад № 36/2017 / [А. В. Кортунов, И. Н. Тимофеев] ; Российский совет по междунар. делам (НП РСМД). – М. : НП РСМД, 2017. – 28 с. — Авт. указаны на обороте тит. л.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *