ЕАЭС, экспорт

Развитие экспортного потенциала государств-членов ЕАЭС

_ Олег Невзоров, преподаватель экономики СамГТУ, гостевой исследователь научно-аналитического портала «Евразийские Исследования»; Юрий Кофнер, заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ. Самара — Москва, 21 декабря 2017 г.

I.

Экспортные отношения в ЕАЭС регулируются на законодательном уровне. В статье 71 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) установлено, что товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами – НДС и акцизами. При этом государства – члены ЕАЭС определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне Союза, включая дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле (в т.ч. с применением информационных технологий).

Согласно статьи 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг оговаривается в соответствующем Протоколе (приложение № 18 к Договору, далее – Протокол). Сторонами заключен отдельный международный межведомственный договор в виде Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 г., которым плательщики (импортеры) наделены правом представлять в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью.

Анализ структуры экспорта и импорта государств-членов показывает, что большая часть экспорта, как и импорта приходится на торговлю с третьими странами. Исключение составляет Республика Беларусь, имеющая интенсивную торговлю с Российской Федерацией. В целом сравнение уровня экономического развития государств — членов Союза со странами мира, с использованием, в том числе, системы международных рейтингов и медианного положения ЕАЭС в мировой экономике по различным факторам конкурентоспособности.

Договором о ЕАЭС сформировано основание для выбора сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом: введено понятие «сферы экономики, обладающие интеграционным потенциалом». На основании этого отметим критерии, по которым можно выявить отраслевой (экспортный) потенциал интеграции:

1. Наличие и (или) потенциал формирования мультипликативного эффекта. Сотрудничество в ряде сфер экономики (например, энергетика, финансовые, информационные, транспортные услуги и др.) не только обеспечит их собственное развитие, но и создаст дополнительные импульсы для ускоренного развития других сфер экономики.

2. Высокая актуальность и (или) потенциал импортозамещения за счет кооперации государств-членов. Опережающий рост развивающихся стран и либерализация мировой торговли могут привести к дополнительному предложению готовой и промежуточной продукции на общем рынке ЕАЭС, что усилит конкуренцию со стороны импорта.

3. Высокий потенциал увеличения и диверсификации экспорта в третьи страны. Данный критерий был выделен исходя из того, что в части интеграционного взаимодействия возможна координация действий государств-членов по созданию благоприятных условий для развития соответствующих сфер экономики, включая кооперацию в части сбытовой и маркетинговой политики и поддержку внедрения современных технологий и производств.

4. Перспективы увеличения поставок товаров и услуг на внутренний рынок за счет специализации экономик государств-членов и реализации их конкурентных преимуществ. В сферах экономики, где четко прослеживается специализация экономики одного из государств-членов (чистая специализация), необходима координация действий в целях максимально возможного использования конкурентных преимуществ этого государства-члена в интересах других государств-членов. Специализация экономики одного государства-члена не означает стремления к запрету производства схожей продукции в других государствах-членах, что в рыночных условиях невозможно.

5. Перспективы участия и расширения присутствия государств-членов в международных производственных цепочках создания добавленной стоимости и производственных цепочках в рамках ЕАЭС. Сотрудничество в сферах экономик государств-членов, интегрированных в международные производственные цепочки, позволяет разрабатывать интеграционные меры и действия, направленные на повышение роли государств-членов в создании мировой добавленной стоимости и формирование эффективных производственных цепочек в рамках жизненного цикла продукции на общем рынке, в том числе с участием компаний из третьих стран.

6. Формирование «отраслей будущего». Данный критерий обосновывался тем, что долгосрочные планы экономического развития Союза нацелены не только на увеличение доли компаний государств-членов (в том числе совместных) на рынках товаров, работ и услуг, но и на поиск и формирование новых рыночных ниш и сегментов, обладающих достаточной емкостью. Перспективно сотрудничество в сферах, не представленных в структуре экономик государств-членов и обладающих перспективами долгосрочного роста доли на внутреннем рынке и рынке третьих стран. К отраслям будущего могут быть отнесены нанотехнологии, сферы информационных и коммуникационных технологий, 3D-принтинг, технологии фотоники, робототехники, автоматизации и роботизации производств, биотехнологии, обработка редкоземельных элементов, материаловедение и производство композиционных материалов, новое градостроительство, инжиниринг и промышленный дизайн, технологии энергоэффективности и энергосбережения и другие.

7. Высокая степень государственного регулирования и государственного участия. Критерий участия государства позволяет определить сферы экономики, в которых возможно напрямую реализовать интеграционные меры и действия и с учетом того, что государственный сектор занимает существенную долю в экономиках государств-членов, получить ощутимый экономический эффект. Такие сферы, как правило, достаточно велики (например, сферы естественных монополий), и их развитие создает значительный мультипликативный эффект для других отраслей и секторов экономики.

Товарная структура взаимной торговли государств – членов ЕАЭС остается более диверсифицированной по сравнению с товарной структурой экспорта во внешней торговле с третьими странами

В товарной структуре экспорта государств – членов ЕАЭС в третьи страны преобладают минеральные продукты (60,6% общего объема экспорта государств – членов ЕАЭС в третьи страны), металлы и изделия из них (10,5%), продукция химической промышленности (6,7%). Около 80% этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация.

Снижение стоимостного объема экспортных поставок в третьи страны в 2015 году связано исключительно с падением цен на экспортируемые товары (66,2% к уровню 2014 года). Товарная масса экспорта увеличилась по сравнению с 2014 годом на 1,7%. На снижение стоимости импортируемых товаров повлияли оба фактора: ценовой и валовый. В 2016 году на сокращение стоимостного объема экспорта в третьи страны (на 17,5%), также оказывало влияние только снижение цен на товары (на 19,9% к уровню предыдущего года). Основная доля экспорта государств – членов ЕАЭС (84,7%) приходится на промежуточные товары, из которых энергетические товары занимают 58,9%, прочие промежуточные товары – 25,8% общего объема экспорта.

Основным покупателем экспортируемых государствами – членами ЕАЭС товаров выступает Европейский союз (50,3% совокупного экспорта). Среди стран Европейского союза наиболее существенны поставки товаров в Нидерланды (10,9%), Германию (7,3%), Италию (6,3%), Польшу (3,4%). В страны АТЭС продано 24,2% экспортируемых товаров, из них в Китай – 10,7%, Южную Корею и Соединенные Штаты – по 3,3%, в Японию – 3,2%. Странам СНГ реализовано 5,8% экспортированных товаров, из них Украине – 3,3%. Экспортные поставки в Турцию составили 4,8% общего объема экспорта государств – членов ЕАЭС.

По итогам 2016 года суммарный объем внешней торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) с третьими странами составил 509,7 млрд. долл. США, в том числе экспорт товаров – 308,4 млрд. долл., импорт – 201,3 млрд. долл. По сравнению с январем – декабрем 2015 года объем внешнеторгового оборота сократился на 12%, или на 69,6 млрд. долл., экспорт – на 17,5% (на 65,4 млрд. долл.), импорт – на 2% (на 4,2 млрд. долл.). Профицит внешней торговли составил 107,1 млрд. долл. против 168,3 млрд. долл. в январе – декабре 2015 года.

II.

Армения

Несмотря на снижение, стоимостной объем поставок товаров Республики Армения партнерам по Союзу в 2015 году сократился несколько меньше, чем общесоюзный показатель (на 20,9% против 25,5% по Союзу в целом).

Следует отметить одновременное негативное влияние на итоговые показатели экспорта во взаимной торговле Республики Армения с государствами – членами ЕАЭС двух факторов: снижения цен на товары (на 10,8%) и сокращения физических объемов продаж (на 11,3%). Это привело к сокращению стоимостного объема торговли на 20,9%. Сокращение физического объема обусловило 54% снижения стоимостного показателя, падение цен – 46%.

По данным Республики Армения в 2015 году имел место существенный рост поставок на рынок Союза текстильных изделий (на 26,7 млн. долл., или в 29 раз; основные товары – женская и мужская текстильная и трикотажная одежда), молочной продукции (на 18,3 млн. долл., или в 4,8 раза; основные товары – сыры и творог), плодоовощной продукции (на 4,8 млн. долл., или в 3,3 раза; основные товары – капуста, томаты), табачных изделий (на 2,2 млн. долл., или в 2 раза), изделий из кожи (на 1,8 млн. долл., в 2014 году практически не поставлялись; основные товары – предметы и принадлежности одежды из кожи, сумки и чемоданы), фармацевтической продукции (на 1,3 млн. долл., или на 53,8%). Ценовой фактор не оказывал значимого влияния на рост экспорта Армении в третьи страны. Индекс цен экспорта составил 99,3%, физический объем поставок вырос на 1,4%, стоимостной – на 0,7%.

В 2016 году объем экспорта Республики Армения в третьи страны увеличился на 13,3% к уровню 2015 года. Продажи продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возросли на 18,8% (18,9% общего объема экспорта Республики Армения в третьи страны), в то время как по минеральным продуктам зафиксировано снижение на 1,6% (33,6%), по металлам и изделиям из них – на 3,4% (15,6%).

Следует отметить, что рост экспорта как во взаимной торговле Республики Армения с государствами – членами ЕАЭС, так и в торговле с третьими странами был обеспечен исключительно за счет увеличения физического объема поставок. При этом, прирост товарной массы экспорта превысил показатель по импорту во взаимной торговле на 47,4%, во внешней на 15,5%. Средние цены на товары, поставляемые на рынок Союза, снизились на 6,1%, в третьи страны – на 5,6%.

Динамику роста экспорта во взаимной торговле определил рост поставок в Российскую Федерацию крепких спиртных напитков (на 45,5 млн. долл., или в 1,6 раза), томатов (на 21,1 млн. долл., или в 15 раз), текстильной одежды (на 5,2 млн. долл., или в 1,2 раза), трикотажных изделий (на 8,2 млн. долл., или в 2,6 раза), изделий из кожи (на 2,5 млн. долл., в 2015 году поставки не существенны). В 2016 году увеличились поставки в Республику Беларусь крепких спиртных напитков (на 1,4 млн. долл., или на 29,9%).

В январе – мае 2017 года к соответствующему периоду 2016 года зарегистрирован прирост экспортных поставок Республики Армения на рынок ЕАЭС на 24,2%. Увеличились продажи продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 18,9% (65% общего объема экспорта Республики Армения во взаимной торговле), машин, оборудования и транспортных средств – в 2,2 раза (6,2%). По текстилю, текстильным изделиям и обуви показатель снизился на 13,1% (10,5%).

Таким образом, результатом интеграционного эффекта от вхождения Республики Армения в состав ЕАЭС наряду с реализацией мер стимулирования внутреннего спроса явились более высокие по сравнению с партнерами по Союзу и странами-соседями показатели экономического развития и торговли.

Беларусь

В Республике Беларусь в 2015 году снижение объема экспорта в страны-партнеры составило 32%. На показатель динамики экспорта товаров на рынок Союза влияли одновременно и цены, и спрос. Цены на белорусские товары сократились в среднем на 21,9%, что определило 60% общего падения экспорта Республики Беларусь во взаимной торговле. Физический объем продаж уменьшился на 12,9%, обусловив 40% падения.

Определяющую роль во взаимной торговле Республики Беларусь с государствами – членами ЕАЭС играют торговые отношения с Российской Федерацией (94,5% экспорта Беларуси на общий рынок и 99,6% импорта во взаимной торговле). По данным Республики Беларусь объем взаимной торговли с Россией снизился на 26,3%, в том числе экспорт – на 31,5%, импорт – на 22,7%.

В 2016 году ситуация с развитием внешней и взаимной торговли товарами Республики Беларусь значительно улучшилась, в том числе за счет эффекта «низкой» базы предыдущего года. По оперативным данным за 2016 год физический объем экспорта Республики Беларусь во взаимной торговле вырос на 5,8%, что обусловило рост стоимостного объема на 2,2% при снижении средних цен на 3,4%.

В 2016 году экспорт Республики Беларусь по сравнению с 2015 годом снизился на 22,3% за счет сокращения стоимостного объема поставок минеральных продуктов на 35,2% (39,1% общего объема экспорта Республики Беларусь в третьи страны), продукции химической промышленности – на 25,2% (25,4%), металлов и изделий из них – на 17% (7%), при этом по машинам, оборудованию и транспортным средствам зафиксирован рост на 25,7% (9,7%), по древесине и целлюлозно-бумажным изделиям – на 24,4% (5,6%).
По итогам 2016 года отмечен рост поставок в страны ЕАЭС по таким группам товаров, как средства наземного транспорта (прирост к 2015 году составил 71,2 млн. долл., или 14,9%), пластмассы и изделия из них (63,1 млн. долл., или 9,9%), машины и оборудование (56,8 млн. долл., или 10,7%), трикотажная одежда (30,6 млн. долл., или 26,5%), инструменты и аппараты (25,2 млн. долл., или 14,3%), продукция мукомольно-крупяной промышленности (21,5 млн. долл., или в 1,6 раза), обувь (17,4 млн. долл., или 13%), злаки (13,5 млн. долл., или в 3,1 раз).

Наращивание объемов реализации этих товаров на рынке Союза привело к оживлению промышленного производства продуктов питания (по сравнению с 2015 годом увеличилось на 2,4%), текстильных изделий и одежды (на 7,2% и 5,9% соответственно), электрического оборудования (на 9,8%), бумаги и бумажной продукции (на 7%). Однако по промышленности в целом ожидаемого роста показателя не зарегистрировано (99,6% к уровню 2015 года).

Ситуация с внешней торговлей с третьими странами выглядит хуже, чем по другим государствам – членам ЕАЭС. Экспорт товаров сократился на 22,3%, импорт – на 6,7%. Ценовые условия торговли весьма неблагоприятны (индекс цен экспорта ниже показателя по импорту на 13,2%). При этом спрос на белорусские товары превышает спрос Республики Беларусь на товары стран вне ЕАЭС на 4,1%.

В январе – мае 2017 года к соответствующему периоду 2016 года экспорт товаров Республики Беларусь увеличился на 31,5% за счет увеличения поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 34,8% (34% общего объема экспорта Республики Беларусь во взаимной торговле), машин, оборудования и транспортных средств – на 42,8% (27,5%), продукции химической промышленности – на 20,5% (12,2%), текстиля, текстильных изделий и обуви – на 25,9% (7,8%), металлов и изделий из них – на 45,4% (6,9%).

Таким образом, в силу высокой открытости экономика Республика Беларусь испытывает негативное влияние неблагоприятных тенденций развития экономик государств – членов ЕАЭС, в том числе взаимной торговли

Казахстан

Внешние и внутрисоюзные факторы оказали негативное влияние и на результаты взаимной торговли Республики Казахстан. Объем поставок товаров на рынок Союза снизился в 2015 году на 28,4%. Физический объем экспорта во взаимной торговле сократился к уровню 2014 года на 9,2%, что существенно меньше снижения стоимостного показателя. Падение средних цен на товары (на 21,2%) определило 68% сокращения стоимостного показателя, снижение товарной массы – 32%.

Стоимостной объем экспорта Республики Казахстан во внешней торговле с государствами вне ЕАЭС снизился почти наполовину (56,5% к уровню 2014 года). Это обусловлено как сокращением товарной массы (на 26,4%), так и падением цен на экспортируемые товары (на 23,3%). Ценовой и валовый факторы влияли на стоимостной показатель экспорта во внешней торговле противоположно их влиянию на показатель экспорта во взаимной торговле. Снижение физического объема продаж определило 61% сокращения стоимостного объема, ценовым фактором обусловлено 39% снижения. Внешняя торговля Республики Казахстан с третьими странами в 2015 году характеризовалась соответствием внешнеторгового спроса-предложения с точки зрения валовых условий торговли (100,3%) и неблагоприятными ценовыми условиями (76,7%).

Положение Республики Казахстан во внешнеторговом секторе в 2016 году характеризуется следующими данными. Стоимостной объем экспорта во взаимной торговле за 2016 год снизился на 23,5%, его физический объем – на 14,9%. Падение цен на товары замедлилось: индекс средних цен в 2016 году составил 89,9% против 78,8% годом ранее. Ценовой фактор определил 37% снижения стоимостного объема взаимной торговли, валовый – 63%.

Снижение стоимостного объема определило значительное сокращение продаж на рынке Союза минерального топлива (на 774,2 млн. долл., или 60,7% к уровню 2015 года). Поставки сырой нефти составляют лишь 9,2% от уровня предыдущего года. На 95,1 млн. долл., или на 32,8% снизились продажи каменного угля (в количественном выражении – на 11,4%). Значительно снизилась (на 39,4%) стоимость поставляемого природного газа при сохранении физических объемов экспорта. Поставки электроэнергии снизились по стоимости в 2,1 раза, в количественном выражении увеличились в 1,5 раза. Меньше вывезено минеральных руд (на 51,2 млн. долл., или на 7%). Одновременно зарегистрирован рост поставок черных металлов и изделий из них (на 137,8 млн. долл., или на 22%).

В 2016 году Республика Казахстан сохранила довольно низкие по сравнению со странами-партнерами показатели торговли с третьими странами. На сокращение стоимостного объема экспорта в страны вне ЕАЭС (на 19,5%) оказывают влияние и цены на товары (по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 12,1%), и физический объем продаж (уменьшился на 8,5%). Вклад ценового фактора составил 57%, валового – 43%.

Исходя из индексных показателей, ценовые условия торговли с третьими странами остаются неблагоприятными (индекс ценовых условий торговли составил 88,9%). Спрос на казахстанские товары превысил спрос Республики Казахстан на товары третьих стран на 13%.

В январе – мае 2017 года к соответствующему периоду 2016 года объем экспорта Республики Казахстан на общий рынок ЕАЭС возрос на 34,4% за счет роста поставок минеральных продуктов в 1,5 раза (37,7% общего объема экспорта Республики Казахстан во взаимной торговле), металлов и изделий из них – в 2 раза (32,8%). По продукции химической промышленности отмечено снижение поставок на 7,5% (14,1%).

Кыргызстан

Поставки товаров Кыргызской Республики на рынок Союза сократились в 2015 году на 37,3%. При этом показатель по Кыргызстану оказался ниже общесоюзного показателя на 12 процентных пунктов (62,7% против 74,7% по Союзу в целом).

Темп роста экспорта Кыргызской Республики во взаимной торговле в 2015 году мог оказаться выше. Негативно отразилась на показателе завышенная база 2014 года, что связано со значительными поставками реэкспортных товаров, осуществленными в преддверии вступления Кыргызстана в Союз. Так, в 2014 году объем реэкспорта товаров третьих стран составил 163,8 млн. долл., в 2015 году – 61,3 млн. долл., в 2016 году – 13,9 млн. долл.

Основную роль во взаимной торговле Кыргызской Республики играют торговые отношения с Российской Федерацией (53,7%) и Республикой Казахстан (44,2% общего показателя). Поставки Кыргызстана в Российскую Федерацию сократились на 12,9%, в Казахстан – увеличились на 17,4%.

Позитивная динамика экспорта Кыргызстана во взаимной торговле отмечена в 2015 году по поставкам отдельных видов продовольственных товаров, хлебобулочных и табачных изделий, сушеных фруктов и овощей, в разы возросли продажи фармацевтической продукции и отдельных видов обуви.

По данным за 2016 год положение во внешней и взаимной торговле товарами Кыргызской Республики выглядит следующим образом. Объем экспорта товаров Кыргызской Республики на внешний рынок к уровню 2015 года составил 105,2%. Имело место увеличение продаж драгоценных металлов на 5,7% (62,8% общего объема продаж Кыргызской Республики в третьи страны), минеральных продуктов в 1,6 раза (8,7%). Объемы поставок по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью снизились на 32,6% (6,9%).При общем сокращении объема взаимной торговли по Союзу в целом (93,3% к уровню 2015 года) внутрисоюзные поставки Кыргызской Республики возросли на 4,4%. При этом экспорт товаров во взаимной торговле с Казахстаном увеличился на 17,4% за счет роста поставок руд драгоценных металлов, фруктов и овощей, одежды.

Увеличился экспорт Кыргызстана в третьи страны (на 5,2%), в то время как по Союзу в целом наблюдается снижение показателя на 17,5%, в том числе по Беларуси – на 22,3%, Казахстану – на 19,5%, России – на 17,2%. В отличие от партнеров по Союзу зарегистрирован рост импорта товаров из стран вне ЕАЭС на 15,3%.

В январе – мае 2017 года к соответствующему периоду 2016 года объем экспорта Кыргызской Республики в государства – члены ЕАЭС увеличился на 25,5%. Объемы поставок текстиля, текстильных изделий и обуви увеличились в 1,7 раза (43,2% общего объема экспорта Кыргызской Республики во взаимной торговле), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – в 1,7 раза (24,6%), в то время как по минеральным продуктам зарегистрировано снижение показателя на 30,1% (19,1%).

Таким образом, можно констатировать, что по итогам торговой политики от вхождения Кыргызской Республики в состав ЕАЭС дало положительные результаты, связанные с первичным интеграционным эффектом.

Россия

Являясь для государств – членов ЕАЭС основным торговым партнером, Российская Федерация вносит наибольший вклад в совокупный объем взаимной торговли Союза (63% совокупного экспорта за 2015 год). Динамика поставок Россией товаров на союзный рынок определяет тенденции развития взаимной торговли по Союзу в целом.

Стоимостной объем поставок Российской Федерации партнерам по Союзу в 2015 году сократился на 21,9%. По расчетам Комиссии на снижение стоимостного объема экспорта во взаимной торговле Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС влияли оба фактора: падение цен на товары (на 17,8%) и сокращение физических объемов продаж (на 4,9%). При этом ценовой фактор определил 77% снижения стоимостного объема, валовый – 23%.

Следует отметить, что закупки Российской Федерацией товаров на рынке Союза сократились еще более существенно (на 29,5%).
Основными партнерами во взаимной торговле Российской Федерации являются Республика Беларусь (54,1% экспорта России на рынок Союза и 63,5% импорта во взаимной торговле) и Республика Казахстан (37,7% экспорта и 34,5% импорта). Объем взаимной торговли с Республикой Беларусь снизился на 23,7%, с Республикой Казахстан – на 26,7%.

Стоимостной объем экспорта России во внешней торговле с государствами вне ЕАЭС снизился почти на треть (68,3% к уровню 2014 года). Это обусловлено исключительно падением цен на экспортируемые товары (на 36,3%). Товарная масса экспорт увеличилась на 7,1%. Внешняя торговля Российской Федерации с третьими странами в 2015 году характеризовалась высоким спросом на российские товары (индекс валовых условий торговли составил 146,9%) и неблагоприятными ценовыми условиями (индекс ценовых условий торговли 73,4%).

Тенденция сокращения взаимной торговли России с партнерами по Союзу сохранилась и в 2016 году. По сравнению с 2015 годом поставки товаров на рынок Союза снизились на 7,9%, закупки превысили уровень предыдущего года на 1%. По расчетам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) средние цены на экспортируемые товары упали на 8,1%, определив общее снижение стоимостного показателя. Физический объем поставляемых товаров вырос на 0,3%.

По сравнению с уровнем 2015 года объем экспорта Российской Федерации снизился на 17,2%. Сократились поставки минеральных продуктов на 23,1% (61% общего объема экспорта Российской Федерации в третьи страны), металлов и изделий из них – на 12% (10%), продукции химической промышленности – на 21,6% (6%). По продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью показатель увеличился на 5,8% (5,6%).

В январе – мае 2017 года к соответствующему периоду 2016 года экспорт Российской Федерации на рынок ЕАЭС вырос на 26,1% за счет увеличения поставок минеральных продуктов на 16,6% (39,9% общего объема экспорта Российской Федерации во взаимной торговле), машин, оборудования и транспортных средств – на 34,6% (14,2%), металлов и изделий из них – в 1,6 раза (12,3%), продукции химической промышленности – на 34,1% (12,1%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – на 25,2% (8,7%).

Таким образом, непростая экономическая ситуация в Российской Федерации явилась одним из основных факторов, определивших тенденции развития взаимной торговли товарами ЕАЭС в 2015-2016 годах. Прогнозируемый на 2017 год рост экономики России будет способствовать увеличению спроса и взаимного товарооборота ЕАЭС.

III.

Анализ взаимной торговли между странами ЕАЭС подтверждает влияние на ее динамику гравитационной модели. Действительно, в значительной степени все страны ЕАЭС ориентированы на Россию, при этом Казахстан остается страной, в наименьшей степени интегрированной во внутрисоюзные экономические связи как экспортер готовой продукции. При этом Казахстан является одним из основных импортеров продукции из Кыргызстана. В совокупном общемировом экспорте ориентация Армении на рынок ЕАЭС составляет 24.97%, Беларуси 47.64%, Казахстана 1.67%, Кыргызстана 39.5%, России 6.98%. Территориальная удаленность между отдельными странами ЕАЭС (например, Арменией и Кыргызстаном) не позволяет в полной мере осуществлять эффективное внешнеторговое взаимодействие, что заставляет ориентироваться в налаживании партнерских отношений на развитие технологической кооперации, не требующей физического взаимодействия, например, через механизм международного аутсорсинга.

Государства-члены продолжают создание механизма совместного выхода на рынки третьих стран с целью продвижения совместно произведенной организациями-производителями государств-членов продукции, предусматривающего возможность таких инструментов, как:

  • совместные дилерские и сервисные сети;
  • совместные торговые дома, центры сертификации машинно-технической продукции и технической поддержки, специальных объединенных сбытовых компаний;
  • развитие информационно-консультационной поддержки экспортеров государств — членов ЕАЭС;
  • организация совместных (объединенных экспозиций на выставочно-ярмарочных мероприятиях);
  • использование новых финансовых продуктов по сопровождению экспорта, например лизинга;
  • взаимодействие торговых представительств государств — членов ЕАЭС;
  • проектное (инвестиционное), предэкспортное и экспортное финансирование совместно произведенной продукции.

В целях повышения конкурентоспособности промышленной продукции и обеспечения ее выхода на рынки третьих стран государства-участники ЕАЭС проводят работу по совершенствованию системы технического регулирования (сертификации, стандартизации), а также (при необходимости) разрабатывают механизмы содействия производителям в получении иностранных сертификатов при экспорте.

Страны ЕАЭС существенно отстают от лидеров мирового экспорта по количеству товарных групп с RCA (Белоруссия лидер, в России, Армении и особенно Казахстане таких групп существенно меньше).

Товары с RCA для России и Казахстана в основном относятся к полезным ископаемым, металлам и химии, у остальных стран экспортная структура более разнородная, с высокой долей пищевых продуктов в Армении и текстиля в Белоруссии.

Большинство перспективных экспортных товаров для Армении и Белоруссии относится к текстилю, а для России – к химии и в меньшей степени пластику и металлам. Для Казахстана таких товарных групп заметно меньше, так как товары с RCA для этой страны находятся на периферии пространства товаров.

Таким образом, можно констатировать, что страны ЕАЭС используют свой экспортный потенциал в среднем наполовину от имеющихся возможностей, то есть у них остается достаточно большой резерв по наращиванию конкурентных преимуществ за счет интенсификации факторов производства — а именно увеличения технологичности и производительности труда.

О возможном эффекте экономической интеграции стран ЕАЭС можно судить по товарным группам, которые не являясь перспективными ни для одной из стран ЕАЭС по отдельности, вошли в список перспективных экспортных товаров для ЕАЭС как отдельного участника внешней торговли. Чаще всего такие товары относятся к химической промышленности, машиностроению и прочим товарам. Большинство этих товаров имеют большую сложность, чем средняя сложность экспортной корзины ЕАЭС, в связи с чем можно предположить, что рост их экспорта позволит улучшить общую структуру экспорта стран Союза.

Рост ненефтегазового экспорта и сокращение доли импорта из третьих стран в результате диверсификации ассортимента производимых товаров и услуг, а также реализации на совместной основе инфраструктурных, промышленных, инновационных и других проектов. Сравнение эффекта от потенциального наращивания экспорта с эффектом импортозамещения показывает, что в большинстве случаев выгоды от импортозамещающих процессов на территории Союза могут быть выше. Замещение импорта из третьих стран импортом из государств — членов Союза рассматривается как импортозамещение, наряду с развитием собственного производства. Это согласуется с логикой интеграции, когда импорт из стран интеграционного объединения считается более предпочтительным, чем импорт из третьих стран.

Использованная литература:

Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Астана. 29.05.2014.

Внешняя торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза. 2016 год. Статистический сборник. — М.: ЕЭК, 2017. — 516 с. 

Взаимная торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза. 2016 год. Статистический сборник. — М.: ЕЭК, 2017. — 212 с.

Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года. — М.: ЕЭК. 2015 г. — 56 с.

Евразийская экономическая интеграция — 2017. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 88 с.

Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты. М.: ЕЭК. 2017. — 80 с.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *