1516944922_massove5

ЕАЭС остается уязвимой организацией из-за отсутствия идеологической платформы

25 января 2018 года в Бишкеке прошла международная молодежная конференция на тему: «Основы морально-нравственных и духовных ценностей молодежи Евразии».

Участниками мероприятия стали 61 человек. Помимо ученых, общественных деятелей и политологов, в конференции приняли участие студенты четырех отечественных вузов – Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина, Международного университета Кыргызстана, Международного университета в Центральной Азии и Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева.

Организатором конференции выступил Фонд «Евразийцы – новая волна», партнером — студенческий совет Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина.

Директор филиала Фонда «Евразийцы – новая волна» в Кыргызской Республике Владимир Лю обратил внимание присутствующих на актуальность проведения данного мероприятия.

— Сегодня перед молодежью Евразии стоит немало вызовов и угроз, противодействовать которым нужно сообща. А объединить молодежь наших стран возможно на основе общих ценностей, таких как традиционная семья, ответственность перед будущими поколениями, честность, справедливость, бережное отношение к окружающему миру, — отметил директор филиала.

Сотрудники Национального института стратегических исследований (НИСИ) представили результаты опроса, посвященного данной тематике.

— Согласно исследованию, в котором приняли участие более пяти тысяч молодых кыргызстанцев — главной установкой для молодежи нашей страны является создание счастливой семьи. Такого мнения придерживается около 30% респондентов.

При принятии решений молодежь республики по-прежнему советуется с родителями. Необходимо также выделить еще одну очень интересную тенденцию: 74% считают, что родители – это святое и дети должны жить вместе с ними, когда те состарятся. Таким образом, молодые люди являются носителями традиционных семейных ценностей – проживания с престарелыми родителями и взаимопомощи между родственниками. И еще один позитивный факт – более 60% опрошенных сообщили, что они не прочь пожить заграницей, но свое будущее видят только в Кыргызстане, — рассказала научный сотрудник НИСИ Алина Угай.

Исследователь-аналитик Константин Ларионов остановился на факторах, формирующих ценности молодежи Кыргызстана.

— К ним мы можем отнести социальную среду проживания, блокбастеры и телешоу, социальные сети, религиозные организации, улицу – криминальные группы или лиц, которые пользуются авторитетом. В наименьшей степени влияние оказывают учебные заведения, общественные организации и спортклубы.

Действия государства дают слабый эффект при формировании ценностей для молодежи. Более того, власти зачастую не учитывают или не знают о существовании исследований, которые помогли бы им в решении поставленных вопросов.

Что касается самих ценностей, то у молодежи, проживающей на юге нашей страны, они более традиционные – это семья, вопросы сохранения этнической, религиозной принадлежностей. На севере ценности более абстрактные – образование, туризм, — отметил Ларионов.

Отметим, что в рамках конференции прозвучали также мнения зарубежных экспертов. Своими размышлениями по теме в формате видео-докладов поделились политологи, журналисты и исследователи из России, Казахстана, Армении и Белоруссии.

Главный редактор портала «Евразийские исследования» Юрий Кофнер (Россия) разграничил ценности евразийской и европейской молодежи.

— Сейчас в социальных сетях и СМИ все чаще появляются такие утверждения, что евразийская молодежь не чтит свои традиции, что она не менее испорчена, чем западная. Необходимо признаться, что это частично так, подобные процессы идут. Однако все не так безнадежно – у нас еще есть задел на воспитание патриотизма и сохранение традиционных ценностей. В качестве примера можно привезти празднование в наших странах таких праздников, как День Победы и День семьи и верности.

Если остановится на происходящем в Европе, то там сложились совсем другие представления о жизни. Европейскому обществу через кино, музыку, интернет и рекламу навязываются определенные ценности. Идет некая кампания, которая декларирует, что жениться и иметь детей – это не круто, что нужно жить только здесь и сейчас, а также, что молодежь должна максимально потреблять все то, что ей предлагают. Молодым людям вбивают в головы, что традиционная семья – это что-то ненормальное, а люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией – самые настоящие герои.

Происходит это, потому что на Западе победили последователи Франкфуртской школы, неотроцкизма и постмодернизма, которые борются с традиционными ценностями. И в этом можно увидеть подъем третьей волны феминизма, называемой на Западе теорией политкорректности.

Мы с вами являемся членами ЕАЭС — официально чисто экономического объединения. Однако я, как и многие мои коллеги, занимающиеся вопросами евразийской интеграции, убежден, что в наш союз должен быть привнесен духовный элемент. Элемент, основанный на традиционной культурной идентичности евразийских народов, — акцентировал спикер.

Схожую точку зрения в своем видеообращении высказал журналист, политический обозреватель из Армении Айк Халятян.

— Слабым местом ЕАЭС, на мой взгляд, является отсутствие идеологической платформы. Такое положение дел очень сильно мешает евразийской интеграции и тормозит ее. В этом плане высот достигла евроинтеграция, которая идет рука об руку с либеральными идеями. Хорошо это или плохо – уже другой вопрос.

Молодежь Армении, как и молодежь большинства постсоветских стран, придерживается таких ценностей, как Родина, семья, желание реализовать себя. Конечно, надо понимать, что ситуация меняется. О чем можно уверенно заявлять, глядя на то, как охотно молодежь иммигрирует в западные страны. И даже критикуя многие европейские ценности, люди предпочитают жить там.

Чтобы сохранить традиционные ценности – тот компонент, что нас объединяет, необходимо задуматься над тем, как существенно улучшить уровень жизни в наших странах. Эта идея также может объединить нас, — отметил журналист.

Директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда (Россия):

— Поколение 25-35 летних в странах Евразии объединяет то, что период их взросления пришелся на период нациостроительства в их государствах. Данный процесс был сопряжен с разрушением старого миропорядка, довольно мощной социально-экономической деградацией с одной стороны, а с другой – с формированием новых условий, созиданием новых институтов, появлением новых возможностей. Под этим воздействием формировались и ценности, мировоззренческие установки данного поколения. Нельзя сказать, что ценностный ответ у всех оказался един. Естественно кто-то увидел хорошее и плохое в одном, кто-то в другом.

Но, если говорить о большинстве, то нас сближает схожее отношение к ряду важных категорий в жизни. К примеру, видение тех отношений, которые должны в идеале складываться между государством и индивидом. Это и отношение к семье, отношение к таким категориям, как справедливость, свобода. Схожее отношение к этим вещам помогает молодежи Евразии понимать друг друга лучше, чем молодежь и представителей стран, которые географически от нас удалены гораздо больше, — подчеркнул он.

Заместитель директора Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» Жанар Тулиндинова (Казахстан)рассказала об особенностях морально-нравственного воспитания молодых казахстанцев.

— Тема этических и нравственных ценностей также очень актуальна для казахстанского общества. Причем в Казахстане она получила преломление в виде так называемых уят-скандалов – от слова «уят» — стыд. Они время от времени разгораются в нашем обществе по поводу различных курьезных случаев, поведения селебрити.

Дискуссии и споры, которые сопровождают эти явления,указывают на то, что казахстанское общество сегодня зримо расколото. Расколото на традиционалистов, для которых «уят» – это стержневое понятие в системе национальных-этических ценностей. И на казахстанских западников-либералов, считающих, что «уят» – это синоним двойных стандартов, лицемерия и досадный пережиток прошлого.

Что можно сказать по поводу всего этого – наверное лучше придерживаться золотой середины. Действительно понятие «уят» нуждается в модернизации, наполнении каким-то более современным содержанием. Но в то же время оно имеет и здравое зерно, как своего рода национальный этический стандарт, который регулирует общественные и межличностные отношения. И, пожалуй, призывы деконструировать этот общественный институт – все-таки преждевременны.

В любом случае, казахстанскому обществу не стоит быть больше Европой, чем сама Европа, — резюмировала Тулиндинова.

Глава Евразийского Аналитического Клуба Никита Мендкович (Россия) подчеркнул, что жителям Евразии важно помнить об общих победах.

— По моему глубокому убеждению, в основе всех наших поступков, устремлений лежит наша предыстория, как индивидуальная, так и общественная. Это наш с вами совокупный опыт, наши знания. Однако несмотря на то, что с момента распада СССР прошло больше 25 лет, во многих странах еще не сформировался единый взгляд на общую историю.

Мы наблюдаем сейчас за тем, как многие идут по пути негативизма. Считают, что самое главное — отказаться от того, что было раньше, забыть достижения и позитивные моменты, которые укрепляют дух народа в тот или иной период. Эти люди превращают историю народа-победителя в историю народа-жертвы.

Трагические моменты, поражения, конечно, имели место, о них нужно помнить, но нельзя ставить их во главу угла. Нельзя вырезать из истории тот факт, что долгое время наши евразийские народы существовали в рамках единого государства. Вместе делали ошибки, вместе добивались впечатляющих успехов и побед – от запуска первого человека в Космос до развития многих областей науки, включая ядерную физику, — напомнил эксперт.

Председатель Общественного объединения «Русь молодая» Сергей Лущ (Белорусия) остановился на трех ценностных установках, объединяющих народы Евразии.

— Прежде всего – это традиционная семья, предполагающая союз мужчины и женщины – основополагающую ячейку общества и государства. Второе – это социальная ответственность, которая выражается в ответственном отношении к обществу, исполнении гражданского долга. И последняя установка – патриотизм. Патриотизм – не просто как декларация любви к своей Родине. Речь должна идти о демонстрации этого важного качества через служение обществу, выполнении миссии в жизни. Нужно уметь быть полезным обществу и вносить свой вклад в развитие государства. Это три реперные точки, которые могут связать нас на этом обширном евразийском пространстве, — заключил спикер.

Журналист республиканской общественно-популярной газеты «Леди» Надежда Нам (Узбекистан) подчеркнула, что языком Евразии является русский язык. И это уже многое значит.

— У нас много общего (ведь мы были одной мощной страной), наша связь – кровная, верю, что ее не разорвать. Молодежь Евразии не отрывается от своих корней, язык нашего межнационального общения – русский, но мы понимаем друг друга не только на языковом, но и ментальном уровне. Девушки и парни наших братских стран, несмотря на свои современные взгляды, чтят традиционные семейные ценности, уважают старших – это лучшее от нашей «восточности». Мы помним славные страницы родной истории, гордимся великим подвигом дедов и бабушек в войне 1941-1945 годов.

Сегодня в большинстве многонациональных стран постсоветского пространства в согласии и взаимоуважении живут соотечественники разных национальностей, наши культуры переплетаются.

Например, в Узбекистане мы вместе с соседями-мусульманами празднуем Хайит, они угощают нас пловом, а на Пасху соседи-православные угощают всех куличами. Эта одна из прекрасных традиций, сложившаяся давным-давно, и по сей день сплачивает многонациональный народ республики. И таких объединяющих факторов у нас предостаточно.

Конечно, есть и сложности в воспитании молодежи, что естественно, но мы стараемся их преодолеть ради светлого и благополучного будущего, — подытожила журналист.

Главный редактор аналитического портала «Деловая Евразия» Павел Столяренко-Громский (Кыргызстан) в ходе конференции отметил, что евразийская интеграция играет большую роль в вопросах объединения молодежи Евразии.

— Величайшая трагедия 20 века – распад СССР, привела к тому, что все союзные республики разошлись по разным углам. Однако многие постсоветские страны до сих пор придерживаются тех же ценностей, что и люди, жившие в Советском союзе. И мы с вами, в том числе, унаследовали такие ценностные установки, как традиционная семья, ответственность за социум, в котором живем, а также осознание важности собственного вклада в развитие государства. Поэтому идея евразийской интеграции может нас всех с вами объединить. Молодежь Евразии во многом похожа друг на друга. И ей необходимо развиваться сообща. В этой связи я призываю вас быть более открытыми и ориентированными на сотрудничество с молодежью из других стран, — обратился журналист к аудитории.

Продолжил тему об интеграции и доцент кафедры истории и культурологии Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина Павел Дятленко.

— Евразийская интеграция в силу ряда причин обладает большим потенциалом дальнейшего развития. Во-первых, она опирается на общие ценности, которые разделяют разные народы пространства СНГ – о чем мы сегодня с вами и говорим. Во-вторых, евразийский проект основан на сумме связей. К ним относятся география, общая история и близкая культура, устойчивые экономические и социальные взаимосвязи, общее информационное пространство, инфраструктура и технологии. В-третьих, евразийская интеграция дает понятный и привлекательный образ успешного и самостоятельного будущего для каждой страны-участницы ЕАЭС и всего пространства СНГ в целом, гарантирует сохранение собственной идентичности и образа жизни, создает хорошие возможности для самостоятельной модернизации, — тезисно аргументировал ученый.

Общественный активист Глеб Ким обратил внимание на значение классовой справедливости.

— Сегодня, как мне показалось, большинство спикеров обошло такой актуальный и непростой вопрос, как классовая борьба. Мы живем в социально расслоенном обществе, где есть класс простолюдинов и класс истеблишмента. Я говорю это потому, что возможности сына сапожника значительно отличаются от возможностей сына чиновника. Я говорю об этом, поскольку нам сейчас необходимо вспомнить о таком понятии, как классовая солидарность, которая на протяжении очень многих лет была очень важным интегрирующим вопросом, стержнем в такой немалой стране как СССР, — акцентировал активист.

В рамках конференции выступили и студенты отечественных вузов. Молодежное видение обсуждаемых вопросов оказалось достаточно разноплановым.

Фархад Дельсуз, студент Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина, участник Аналитического Клуба Молодежи:

— Наши морально-нравственные и духовные ценности на сегодняшний день подвергаются коррозии. Поэтому сейчас в обществе преобладает пессимизм, который обусловлен наличием второй реальности — соцсетей, масс-медиа. Но нас не должны сбивать с толку различные элементы, привносимые извне. Мы должны уметь противостоять им. Поэтому наш духовный стержень должен не как у карандаша, а как у ядерного реактора.

Арина Пак, студентка Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева:

— Чтобы определиться с морально-нравственными и духовными ценностями, нам для начала необходимо обратиться к культурно-исторической основе. Во-первых – это Советский союз. Мы все с вами воспитаны наследниками СССР – это наши бабушки, дедушки, отцы и матери. Поэтому я сравнила ценности советской молодежи с ценностями молодежи нынешней. Как итог можно обозначить, что если раньше ценность представляли Отчизна, долг, справедливость, патриотизм, семья и честь, то сейчас все эти понятия уходят на второй план. Современная молодежь все больше начинает ценить материальное благополучие и индивидуализм.

Малика Картанбаева, студентка Международного университета в Центральной Азии:

— Сегодня были названы основные ценности, на которых должно базироваться воспитание каждого индивида. Но я хочу остановиться на таком моменте, как социальная ответственность. Мне раньше казалось, что нужно постоянно куда-то выезжать, работать где-то заграницей. Сейчас мое мышление немного поменялось. Я считаю, что пользу государству можно принести, активно вовлекаясь в процессы , происходящие в том месте, где ты живешь.

Асенбек кызы Айбубу, магистрант Международного университета Кыргызстана:

— Хочу высказать два тезиса. Во-первых, интеграционные процессы важны, но также нельзя забывать и о собственной идентичности. Второй момент – необходимо уделять внимание институту семьи именно со стороны государства. Хорошо образованная женщина сможет воспитать будущих героев страны.

Карим Баратахунов, студент Международного университета в Центральной Азии :

— Современная кыргызстанская молодежь очень разносторонняя. Она может чтить традиции своих предков, но при этом слушать западную музыку и выступать за демократию. Основной проблемой нашего общества является тот факт, что мы не ищем легких путей. Нам легче дать деньги преподавателю и получить отметку, чем выучить его предмет. Для получения водительского удостоверения, нам легче дать взятку, чем сдать тест. Я считаю, что подобные «ценности» нужно менять. И что это под силу нашему поколению.

Завершая мероприятие, модератор конференции, заместитель директора филиала Фонда «Евразийцы – новая волна» Денис Бердаков поблагодарил всех участников конференции за плодотворную работу.

— Общие цели на основе взаимно признаваемых ценностей – это тот каркас, который может объединить молодежь Евразии в строительстве единого экономического, информационного пространства. Тем более, что наши народы уже имеют положительные примеры сотрудничества, взаимной поддержки в сложные исторические моменты, примеры многовекового сотрудничества и кооперации, взаимного обогащение культур, языков, уникального исторического переплетения человеческих судеб, — резюмировал политолог.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *