Символика и образы в евразийской истории и идеологии

_ Доклад Юрия Кофнера, председателя ЕДРФ на XIX-м заседании Московского Евразийского Клуба. Москва, 8 июня 2013 г.


«И воинство с ‘красной звездою’

Приняв роковую печать,
К кресту пригвождает с хулою
Несчастную Родину-Мать»!

Сергей Бехтеев «Россия». 1920 г.[1]

Символы и аллегории

Символ (из греч. σύμβολον, знак) — это особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры.[2] Природа символов тесно связанна с психологией человека и функционированием ассоциативного мышления.

Национальная изобразительная символика – это набор аллегорий и образов от национальных цветов до зверей (реальных или мифологических), иногда исторических личностей и иных ассоциаций.

Не стоит недооценивать силу символов. Согласно известному русскому филологу Сергею Аверинцеву — «Символ столь же древен, как человеческое сознание вообще».[3] Нам известно, что впервые, силой символики и аллегорий интересовались философы Аристотель и Платон. Само мышление человека построено на ассоциациях. Данное свойство разделяет нас людей от компьютеров, и поэтому, кстати, ученные до сих пор не смогли создать искусственный интеллект, который был бы способен к прогрессивному познанию своей окружающей среды. Не зря говорится:«Ассоциации правят миром».

Что является правдой для индивидуальной сферы, является правдой и для народного, национального уровня. Только здесь механизм ассоциации определяется уже не столько личными переживаниями, сколько древним подсознанием, так называемыми историческими архетипами, как обозначал их в своих трудах Карл Юнг, швейцарский основоположник глубиной психологии.

Символы и образы в евразийской истории

Я хотел бы теперь остановиться и рассматривать несколько, как мне кажется, самых базовых и общих для большинства народов евразийского домена национальных символов-архетипов.

Солнце

Культ солнца один из самых древних и интегральных для мировых культур. И не удивительно, ведь солнце дарит свет, тепло, плодородие. Солярные мифы служат культурной основой для большинства народов Северной Евразии: финно-угров и славян[4].  Причина этому, среди прочих, наши суровые климатические условия. Не случайно в нашем культурном круге (Вилхельм Шмидт) представление о борьбе добра и зла стала настолько равнозначной с понятием войны сил света (лето, тепло) и тьмы (зима, мороз).

Кстати, именно в сердце Евразии, в Центральной Азии, в XI-м веке д.н.э. появилось учение Заратустры о вечной борьбе зла (тми) и добра (света), которое, в последствии, служило основой для многих современных религий мира.[5]

В русском языке из глубины этой подсознательной основы постоянно выплывают на поверхность слова, связанные с этой особенностью нашего мировоззрения: когда побеждают силы тьмы, наступит «конец света»; также есть «свет», в смысле территориальном (на краю света) и в смысле социальном (светское общество).  Солнце ассоциировалось также красным цветом, который являлся самим почитаемым у осетин, византийцев и восточных славян. Примеры: Князь Владимир «Красное Солнышко», Красная, т.е. «красивая» Площадь.  Поэтому Советский Союз, т.е. «СВЕТский Союз», с архетипичекской точки зрения, не так уж чуждо русскому менталитету, в чем некоторые политики хотят нас убедить. Страны советов, т.е. «страны света» больше нет, победили силы зла, пришел «конец с(о)вета»…

Небо

Поклонение вечному синему небу имеет архаические корни у многих имперских народов. Верховное божество политеистического пантеона народов Евразии тюрко-монгольского происхождения есть Великий Тенгри, что в переводе на русский означает «вечное синее небо».[6] У языческих славян тоже был свое божество «ветров и атмосферы» – «Стрибог».[7]

В китайских летописях кочевой народ хунну обозначают словом «тянь» – по китайский название неба.  Хунну – это те же гунны, самым известным предводителем которых в V-м веке был Аттила.[8]

Основной божественной сущностью в монгольском тенгрианстве является Небо-Отец (монг. Тэнгэр Эцэг). Чингисхан, основатель монгольского государства, называл источником своей власти волю Тенгри, и начинал свои указы словами «по воле Вечного Голубого Неба». [9]

«Символически небо и империя – это действительно одно и то же. Пространство, не разделенное границами или иными укрепленными линиями. Голубая бездонная перспектива, по которой  свободно передвигаются бесконечные караваны птиц, ветреные реки, стада облаков, и стоять на извечном место своем золотые звездные града. Ослепительное единообразие и холодная воля Небесного Отца как принцип священной власти. Идея империи – это зеркальное отражение на земле идеи небесного безупречного миропорядка» – пишет Павел Зарифуллин в своей книге «Русская Сакральная География».[10]

Родина-мать

Более архаичен, чем красно-золотое солнце и Небесный Отец, только архетип Матери-сырой земли, изображаемой в женском, чаще всего материнском, облике. Археология дает свидетельства широкого распространения культа Матери в каменном веке. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Такие статуэтки называют палеолитическими «Венерами». У них имеются общие черты: большие груди, бедра, живот.

Богиня-мать соотносится с землей, она дарует жизнь и важнейший её атрибут — плодовитость. Мать-земля ассоциируется пещерами, которые воспринимаются как лоно богини, а также с луной и лунными фазами.  Образ матери-земли является «проекцией» зрелой стадии жизни женщины, и как любую женщину ее надо защищать от врагов. По этой причине она со временем стала олицетворять военную и сакральную (смотрите, например, Покров Пресвятой Богородицы) защиту Родины.

У монгол второе по важности божественное существо после Отца Неба – Мать-Земля (монг. Газар Ээж).[11]

В отличие от других культур, в России древний архетип Матери-сырой земли сохранился дольше всего — в варианте «России-Матушки» и «Родины-Матери». В древнерусской культуре получил распространение образ Русской земли, изображаемой в женском, чаще всего материнском, облике.

В XVI веке она приобретает вид Святорусской матери-земли (Святой Руси) под влиянием работ Максима Грека и Князя Андрея Курбского.

«Прогрызли они чрево у матери своей, святой русской земли, что породила и воспитала их поистине на беду свою и запустение! – пишет Курбский о сторонниках Иоанна Грозного.[12]

Теперь не удивительно, почему террористические удары 2010 года в Московском метро имеют такое сакральное значение для русского народа, ведь метро является современной проекцией оккультных пещер наших предков, т.е. лоном нашей Богиней-матери;  почему в самой тяжелой минуты нашей страны Сталин воскресил образ России-Матушки в виде «Родины-Матери всех народов СССР»[13]; и почему икона Богородицы действительно является главной покровительницей русского народа.

Крылатый барс

Барс – хищное животное кошачьей породы, распространенное в горах восточной части Средней Азии, Южной Сибири и Алтая – был тотемным животным многих тюркских и кавказских народов.

Назым Ханзафароф, создатель герба современного Татарстана, сказал так: «В древности крылатый барс означал божественность, одухотворенность, способность к необыкновенным действиям во имя великих благородных идей, способность к высокому полету».[14]

Крылатый снежный барс встречается в мифологии древних скифов, гуннов, булгар, тюрков, греков и восточных славян. Является национальным символом Казахстана, Северной и Южной Осетии, Хакасии, Крыма, Татарстана, Узабекстана, использован на гербе Алматы, Бишкека, Самарканда, Президента Казахстана.

В ювелирных украшениях и изделиях древних скифов и потом волжских булгар мы найдем фигуры мифологических животных, по образцу так называемого «звериного стиля». Скифский крылатый барс (грифон) представляет собой стражу и защитник золота (и иных бесчисленных богатств — нефти, газа, леса и т.д.) жителей Гипербореи от хищных посягательств людей Запада. Не случайно он поэтому изображается на гербе города Керчи (Пантикапея), который, как известно,  с древнейших времен охраняет проход в Азовское море, и, таким образом, путь в Северную Евразию.

Название Волжских Булгар или «Барсил», которые были предками современных татар, состоит из двух древнетюркских слов: “барс” – хищный зверь, тигр и “ель, иль” – племенной союз, племя, народ, государство, страна. По мнению татарского историка Ш. Марджани, барс был знаком булгарских царей.

Известно из летописей и былин, например о богатыре Вольге Всеславиче, что в Древней Руси Великие князи охотились на барса. Еще в конце XIII веке, в период золотоордынской власти на Руси, при хане Менгу-Темире упоминаются княжеские пардусники.

Это символ Узбекистана, и прежде всего города Самарканд. Его изображение здесь можно встретить повсюду – на официальном гербе города,  в архитектуре, на национальной валюте.

Крылатый барс считается царём в мире животных, он отожествляет солнце, власть, силу. Только он мог символизировать центр великой евразийской империи Тамерлана, узел пересечения караванных дорог, центр науки и культуры.  Аналогию этого образа мы найдем на гербе Татарской республики.[15]

Двуглавый орел

Двуглавый орёл появился на гербе России в 1472 году, после брака Великого князя Ивана III ипринцессы Софьи-Зои Палеолог, племянницы последнего “византийского” императора Константина XI. При этом Россия стала, сначала символически, а потом геополитически, последним духовным оплотом единственной верной религии (по их мнению) – православного Христианства и, одновременно, политическим преемником Римской (Византийской) Империи, его царь – потомком Августа и Юстиниана Великого, Москва – Третьим Римом. «И четвертому не быть» – по словам псковского монаха Филофея (сегодня его мы называли бы идеологом).[16]

Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды, отчеканенных во времена правления ханов Узбека и Жанибека (начало XIV века), с изображением двуглавого орла.

Двуглавость орла в первую очередь означала симфонию власти византийского царя (отвечал за светскую власть) и патриарха (отвечал за духовную власть). Однако позже она стала олицетворять обращенность византийского, и потом российского, государства одновременно и равномерно, как к Западу, так и к Востоку. В евразийской философии это и есть символ синтеза западных (Русь, Православие, научно-технологический прогресс) и восточных (Татаро-монгольская орда, Великая степь, Буддизм, Ислам) начал России-Евразии.

Феникс

Феникс (греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица многих народов Евразии: русских (жар-птица), чувашей (вут кайӑкӗ), тюрок и венгер (тургул), и т.д.; символ возрождения. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде и снов возрождается из пепла.[17],[18]

У римлян он символизирует божественное происхождение Римской Империи, ее возрождение и вечное существование.

В христианском мире феникс означает триумф вечной жизни, восход солнца, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых.

Феникс – символ возрождения. И никакой стране подходить это слово больше, чем к России. Каждый раз, когда наша Родина проходила периоды разорения и смуты (татаро-монгольское нашествие, польско-шведская интервенция, Отечественная война, Октябрьская революция, Великая Отечественная война) она, словно феникс, восстала из пепла и взлетала на небывалые ранее высоты, стала еще более сильной, могущественной и красивой (Московская Русь, Российская империя, СССР). Теперь наша отчизна испытала на себе очередную смуту – распад Советского Союза и хаос 90-х гг. …

Пурпурное знамя

Пурпурное знамя — это предлагаемый нами флаг для Евразийского Союза и объединительный(!) символ для всех евразийских движений (не взирая на внутренние различия), словно также, как красное знамя стал общим символом всех левых движений — от революционно-марксистских до социал-демократических [19].

Выбор цвета обусловлен рядом причин:

Социальное значение: Пурпурный цвет с древнейших времен является символом царской власти. Из-за своей дороговизны, в Римской и Византийской империях только цезари имели право носить мантии пурпурного цвета. Поэтому использование пурпурного знамени в качестве флага для Евразийского Союза символизирует то же самое, что на практике олицетворяли сталинские «дворцы для народа» (станции метро): Народ Евразии получает в конце концов то, что раньше было привилегией исключительно элит — власть и благосостояние для всех.

Евразийская диалектика: Пурпурный цвет сочетает, точнее соединяет в себе два цвета — красный и синий, которые в свою очередь тоже имеют свое значение.

С одной стороны, красный является главным цветом Римо-Византийской империи и из всех других был наиболее почитаемым среди восточных славян. Красный — цвет богатырства, так как олицетворяет волю, мужество, отвагу, красоту. Улан-Батор, столица Монголии дословно переводится как «красный богатырь». В древнеславянском языке слово «красный» имело также значение «красивый» (сравн. — красная девица, Красная Площадь). В полит-экономическом спектре красный идентифицируется левыми идеями народничества, социализма-коммунизма и революционного пафоса. Современный флаг Китая, главного восточного партнера России-Евразии, красного цвета.

С другой стороны, как уже сказано выше, синий является главным цветом Тюрко-монгольской империи. Синий цвет предпочитают центристские партии, так как считается наиболее спокойным цветом, а также — цветом лояльности, интеллекта и порядка. В экономической сфере он ассоциируется с идеями рынка, капитализма и предпринимательства. Синего цвета флаг Европейского Союза, главного западного партнера Евразийского Союза.

Внимательно изучая труды классических евразийцев можно легко убедиться, что суть евразийства определяется этой диалектикой и выбором «третьего пути» во всем [20]. Поэтому, пурпурный цвет евразийского знамени наилучшим образом передает этот диалектический синтез двух противоположенных начал:

  1. Россия-Евразия — не Запад (ЕС, синий) и не Восток (Китай, красный), а самостоятельный цивилизационный центр (пурпур).
  2. Евразийский Союз (пурпур) есть правопреемник двух главных культурно-идейных явлений в русско-евразийской истории — Греко-Римской (красный) и Чигизидной (синий) империй, также как он является «союзом леса и степи», т.е. двух главных сверхэтносов  «Севразии» [21] — восточных славян (красный) и туранцев (синий). [22]
  3. В хозяйственной сфере евразийцы выступают за построение смешанной экономики (пурпур), эффективно сочетающая в себе социально-государственные (красный) и личностьно-рыночные (синий) начала. [23]
  4. Евразийы называют свой политический режим демотической идеократией (пурпур), которая в свою очередь комбинирует начала демотии, народовластия, личных интересов (красный) и высшую идею, державную волю (синий). [24]
  5. Евразийство (пурпур) есть синтез революции, инноваций, будущего (красный) с традиционными ценностями и историческим опытом прошлого (синий).
  6. Евразийцы (пурпур) убеждены, что главное в жизни — духовное развитие человека (синий), которое, однако, не возможно без  направленной на него хорошей материально-созидательной основы (красный). [25]
  7. Внутренняя Евразия представляет собой континент-океан. Евразийская цивилизация (пурупур) сочетает в себе как континентальные черты (красный) — жертвенность и сильное государство, так и морские (синий) — хозяйственность и свободолюбие. Киевская Русь была торговым путем «из варяг в греки», при этом, она также всегда была страна богатырей. Шумные базары Золотой Орды не менее известны, как грозные ее войны-кочевники. Аэро-космическая экспансия и освоение является естественным выходом из этой дихотомии. Евразийские космонавты (пурпур) — прямые потомки степных казаков (красный) и крейсерских моряков (синий).
  8. Евразийство (пурпур) — идеология освобождения. Но евразийская свобода сочетает в себе как права (синий), так и обязанности (красный). Евразийцы декларируют «нравственную свободу», и противопоставляют ее неолиберальной вседозволенности. [26]

Восьмиконечная звезда

Золотая восьмиконечная звезда (солнце) предлагается нами в качестве отличительного знака евразийского движения. 8 конечности звезды имеют свое происхождение в православной иконографии (Неопалимая купина), отчего она также называется «Звездой Богородицы». Как известно — Богородица (Родина-Мать) является главной покровительницей России-Евразии.  Но тут хотелось бы подчеркнуть, что восьмиконечная звезда является таким же исконным символом и встречается также часто в Исламе (конец Суры и начало следующей в Коране традиционно рисуют такой звездой) и Буддизме (Восьмеричный Путь). Восьмиконечная звезда символизирует физическое и духовное стремление Человека достичь «невозможное» (ad astra per aspera) и познать окружающий Космос,  так как  встречается в многих древнеславянских изображениях «Вознесения Александра Македонского». Еврзийцы, кстати, считали эллинскую культуру предшественницей евразийской, так как она также сочетала в себе культурные влияния Запада и Востока.

Золотая звезда-солнце на пурпурном фоне – это восход, новое начало, новая заря народов России-Евразии. А то, что изображается только одна звезда означает единство Евразийского Союза, общая судьба и совместное будущее всех народов Евразийской цивилизации.

Восьмиконечная звезда также олицетворяет  великую космическую и эсхатологическую миссию Евразийского проекта (8-й день творения) [27]. Звезда Богородицы — символ надежды, веры и ЛЮБВИ.

Символика в евразийской идеологии

Все вышеупомянутые символы должны занимать прочное место в геральдики евразийской идеологии и государственности. При этом, я хотел бы отметить, что многие другие и не менее важные образы, к сожалению, не вошли в мой список, например богатырь (бактыр) Георгий Победоносец (у тюрок — Манас или «Золотой Человек Иссыкульский»).

При выборе символики евразийского движения мы должны исходить из следующих принципов: Во-первых, она  должна основываться на историю русско-евразийского пространства и передавать ее духовную сущность. Во-вторых, она должна не отталкивать, по тем или иным причинам, а наоборот, давать возможность гражданам всех национальностей и конфессий постсоветского пространства прочно ассоциироваться с ней. В-третьих, символика будущего Евразийского Союза должна стать прочным фундаментом чувства единства народов нашего пространства, фундаментом того что классические евразийцы называли «общеевразийским национализмом»[19].

После развала СССР и упадка 90-х годов мы начинаем новую страницу в истории Отечества. Наша страна постепенно поправляется от этого колоссального удара, и заново осознавая свое сущность как евразийскую державу, как синтез традиций Востока и Запада, возобновляет интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Мы переживаем весьма интересный период, полный надежд и опасностей. Мы переходим на новый этап развития.

Считаю, что все выше описанные символы и знаки должны прочно войти в евразийскую идеологию и в ту новую культуру (в широком смысле этого слова), которую евразийцы хотят построить. Они должны исполняться в новых сказках и литературе, в Евразийском искусстве и архитектуре,  в фильмах и в «евраз-сети».

Под культурным влиянием татар и монгол Киевская Русь стала современной Россией, а точнее Россией-Евразией. Теперь же русские и союзные им народы на пути создания Евразийского Союза (ЕАС). Россия снова становится Россией-Евразией (коей она была и раньше, в виде Российской Империи и Советского Союза). Мне кажется, что для этого старого-нового шага развития, для этой старой-новой организации, требуется и старая-новая символика, адекватно отображающая сущность нашей, старой-новой, РОССИИ –  ЕВРАЗИИ.

Примечания:

[1] Бехтеев С.С. «Россия». Нови-Сад. 1920 г.

[2] Даренський В. Ю. «Евристичність концепціï «протоформ» мислення у дослідженні діалогічних процесів». Луганськ, 2004 г.

[3] Аверинцев С. С. «Краткая литературная энциклопедия: Символ». Москва. 1972 г.

[4] Рыбаков Б. А. «Истоки славянской мифологии. Рождение богинь и богов / Язычество древних славян». 2010 г. // http://paganism.msk.ru/liter/rybakov08.htm

[5] Бойс М. «Зороастризм: Мрачное, но сильное присутствие в иудея-христанском мире». Лондон. 1987 г. / Англ.: Mary Boyce. «Zoroastrianism: A Shadowy but Powerful Presence in the Judaeo-Christian World». London. 1987.

[6] Муратов Б.А. «К вопросу об истории возникновения тюркского рунического письма / Урал-Алтай: через века в будущее». Уфа. 2005 г.

[7] Трубачев О. Н. «Этногенез и культура древнейших славян. Москва. 2003 г.

[8] Гумилёв Л.Н. ««История народа хунну». Санкт-Петербург. 2004 г.

[9] Неклюдов С. Ю. «Мифы народов мира: Тенгри» Москва. 1994 г.

[10] Зарифуллин П.В. «Русская сакральная география». Санкт-Петербург. 2010 г.

[11] Смотрите № 6.

[12] Курбский А. «История о великом князе Московском / Памятники литературы Древней Руси, вторая половина XVI века». Москва. 1986 г.

[13] Серебряный И. «Бей крепче, сынок!» Москва. 1941 г.

[14] Владимир Л. «Барс крылатый». 2002 г. //http://www.gazetart.su/articles/174_24730/44560/

[15] Бариев Р.Х. «Крылатый снежный барс». 2010 г. // http://www0.600min.az/index.php?showtopic=203897

[16] Панарин И.Н. «Интеграция на основе духовности». 2007 г. // http://panarin.com/news/123/

[17] Мелетинский Е.М. «Мифологический словарь: Жар-птица». Москва. 1991 г.

[18] Любкер Ф. «Реальный словарь классических древностей / Мифы народов мира: Феникс». Москва. 2001 г.

[19] «Ю. Кофнер предлагает флаг для Евразийского Союза». Из выступления на оргкомитете «Конфедерации общественных сил за евразийскую интеграцию». Москва, МГИМО. 2011 г. // http://www.youtube.com/watch?v=2PzVU2ZnkME

[20] Кофнер Ю.Ю. «Диалектика — суть евразийства». Москва. 2013 г. // http://yeurasia.org/2013/01/06/%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%BD%D0%B5%D1%80-%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D1%83%D1%82%D1%8C-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B9%D1%81/

[21] Кофнер Ю.Ю. «От Евразии к Севразии».  Москва. 2013 г. // http://yeurasia.org/2013/03/03/%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D1%84%D0%BD%D0%B5%D1%80-%D0%BE%D1%82-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8-%D0%BA-%D1%81%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8/

[22] Савицкий П.С. «Географические и геополитические основы евразийства». Прага. 1933 г. // http://yeurasia.org/2013/01/17/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80-%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BE/

[23]  Савицкий П.С. «Хозяйнодержавие». «Хозяин и хозяйство». Прага. 1925 г. // http://yeurasia.org/2013/04/14/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80-%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5/

[24] Вернадский Г.В. «Государство». «Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы». Прага. 1932 г. //  http://yeurasia.org/2013/01/28/%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7/

[25] Вернадский Г.В. «Экономика». «Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы». Прага. 1932 г.

[26] Кофнер Ю.Ю. «Христианский платонизм в евразийстве». Москва. 2013 г. //  http://yeurasia.org/2013/04/29/kofner_christian_platonism_in_eurasianism/

[27] Документальный сериал «Восьмой день творения, или русский космизм». 2009 г. // http://www.youtube.com/watch?v=WBVvnSBhGws // http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/32425

[28] Савицкий П.С. «Евразийство как исторический замысел». Прага. 1933 г.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *