Запад, постлиберализм, постмодернизм, США, West

Будущее Запада — Хаксли против Оруэлла

_ Юрий Кофнер, председатель ЕДРФ. Мюнхен, 27 февраля 2014 г.

«Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно».

Джордж Оруэлл, «1984».

«Главноуправители поняли, что насилием немногого добьешься. Хоть и медленней, но несравнимо верней другой способ — способ эктогенеза, формирования рефлексов и гипнопедии».

Олдос Хаксли, «О дивный новый мир».

Как выгладит ближайшее будущее западной цивилизации? Американский философ Нил Постман в своей книге «Развлекаемся до смерти: Общественный дискурс в эпохе шоу-бизнеса» (1985) утверждает, что прав все-таки был скорее Хаксли, а не Оруэелл.

О дивный новый мир

Олдос Хаксли (англ. Aldous Huxley; 1894-1963) — английский писатель. Автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир» (1932). В этом романе Хаксли показывает технократическое общество, в котором нет места чувствам, и считается неприличным не иметь регулярные половые контакты с разными партнёрами (основной лозунг «каждый принадлежит всем остальным»), однако беременность считается страшнейшим позором. Стандартизация общества — главное в этом «Мировом Государстве». «Общность, Одинаковость, Стабильность» — вот девиз планеты. Регулярно, чтобы всегда иметь хорошее настроение, люди употребляютнаркотик «сому», у которого нет негативных действий («сомы грамм – и нету драм»). Здесь нет искусства, есть только индустрия развлечении. Синтетическая музыка, электронный гольф, «синоощущалки» — фильмы с примитивным сюжетом. Богом же в этом мире является Генри Форд, его так и называют – «Господь наш Форд», а летоисчисление идёт от создания автомобиля «Форд T», то есть с 1908 года н.э. (в романе действие происходит в 632 году «эры стабильности», то есть в 2540 году н.э.). Общество, описываемое в романе, делится на элиту и обжуливающий его персонал, т.е. на высшие (т.н. Альфа) и на ниже стоящие касты (от Бета до Гамма). Низшим кастам прививается отвращение к книгам и нелюбовь к природе.

Океания

Джордж Оруэлл (англ. George Orwell), настоящее имя — Эрик Артур Блэр (1903-1950) — английский писатель и публицист. Сторонник социалистического гуманизма. Наиболее известен как автор антиутопического культового романа «1984», книги, ставшей своеобразным «антифоном» для второй великой антиутопии XX века – «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Что, в сущности, страшнее – доведенное до абсурда «общество потребления» – или доведенное до абсолюта «общество идеи»?

Действие романа происходит в 1984 году в Лондоне — главном городе Военно-воздушной Зоны №1, (англ. Airstrip One), бывшей Великобритании, которая, в свою очередь, является провинцией тоталитарного мега-государства Океания. Океания (англ. Oceania) занимает третью часть земного шара, включающего Северную и Южную Америку, Великобританию, Южную Африку, Австралию и собственно Океанию. Государственной валютой является доллар. Она находится в состоянии перманентной войны с двумя другими тоталитарными сверхдержавами — Евразией и Остазией.

Океания — государство с жестоким тоталитарным строем. Жители лишены гражданских прав и индивидуальности. В партийном обществе помимо культа личности Большого Брата и беспрекословного подчинения властям, все обязаны придерживаться пуританских взглядов. Любовь является мыслепреступлением, а браки заключаются исключительно в репродуктивных целях. Действует жёсткая социальная иерархия на три слоя: элиту (внутренняя партия), обслуживающую касту (внешняя партия), и основную массу — низших рабочих (беспартийный пролетариат).

Оруэлл против Хаксли

В чем же основные различия между обществами «Дивного нового мира» и «1984»? В чем разница между мрачными взглядами Хаксли и Оруэлла на будущее Запада?

1. Оруэлл боялся того, что запрещать будут книги, в то время как Хаксли боялся, что не надо будут запрещать книги, так как не будет никого, кто бы хотел их читать. Шоу-бизнес будет апеллировать на самые базовые животные инстинкты в человеке — секс, голод и страх, сделав его таким образом пассивным и безразличным ко всем важным вопросам в жизни бытия и общества.

2. Орэлл боялся того, что людей будут лишать доступа к информации и к правде. Хаксли боялся, что правда утонет в море бесполезного информационного шума. Он считал, что будет так много информации, что выбрать будет нечего. Властелином мира станет не тот, кто запрещает информацию, а тот, кто сумеет правильно управлять информационными потоками.

3. Оруэлл боялся, что западная культура принудительно станет рабской, что государство будет управляется подобно фашистской иерархией. Хаксли же боялся, что западная культура станет примитивной, заполненной эрзац-заменителями чувств (напр. телевизионные реалити-шоу, Facebook), сатанинскими «оргиями единения» (напр. US Super Bowl, MTV Music Awards), узаконением употребления наркотиков (напр.  Cannabis Act в Калифорнии, принятый в 2010 году).

4. Оруэлл опасался того, что сверх-державы будут вести постоянные войны за ограниченные ресурсы, которые будут дефицитными для населения, так как военная индустрия станет главными потребителем национального дохода. Проблема сверх-производства в «Дивном новом мире» решается не перманентной войной, а воспитанием в обществе культа потребления (и выбрасывания). Всеобщим лозунгом является «Лучше новое купить, чем старое носить».

5. В Океании любовь и половая связь будут запрещены государством. Дети выдают своих родителей спецорганам. В Мировом Государстве принуждении не нужно, так как любовь между мужниной и женщиной как и традиционная семья будут высмеяны самим обществом. Оргии, полигамия, не-традиционные половые отношения же будут считаться всеобщей нормой поведения.

6. В «1984″ людей держат под контролем через насилие и принуждение («Министерство любви», «полиция мыслей», «телекран»), в то время как в «Дивном новом мире» людей контролируют через доставления удовольствия, т.е. через наркотики, оргии, телепередачи, музыку, кино, спортивные развлечения. Как отметил Хаксли в «Возвращение в Дивный новый мир» (1958), борцы за гражданские права и здравомыслящие люди, что призывали сопротивляться против тирании, не учли почти безграничной тяги человека к развлечениям.

Новый мировой порядок

Вкратце: Оруэлл боялся, что людей погубят идеи, оружие и война. Хаксли же предвидел, что людей погубят отсутствие идей и их собственные животные инстинкты. В анти-утопиях двух писателей модерна мы видим древнее противостояние двух мировоззрений античности — идеократию Платона и гедонизм Аристиппа.

В наше время мы видим настолько оправдались ожидания этих двух мыслителей Запада о будущем своей же цивилизации. Но кто же был прав больше — Оруэлл или Хаксли?

Тотальная слежка государства за каждым гражданином, постоянные военные интервенции США во всех точках глобуса, деление современного мира на супер-блоки (одного из них — трансатлантический Запад — автор уже именовал «Океанией»), гегемония США и долларовой системы, борьба между Евразией и той же «Океанией», вечная «война с терроризмом» (англ. War on Terror), сфабрикованным самими же США как способ управления обществом — все это говорит о том, что реализовалось мироустройство «1984″.

В то же время мы видим, как современный Запад становится все больше похожим на «Дивный новый мир». Культ потребления. Сексуальная свобода дается взамен социальной свободы. Люди, поддерживающие традиционные ценности вытесняются на край общества. Любая совесть либо утонет в море информации, либо заглушается наркотиками, как психотропными, так и современной поп-культурой. «Чем ниже общий уровень образованности у населения, тем легче управлять стадом» — вот тайная логика западной альфа-касты. Мы видим, как утверждение «Нового Мирового Порядка» и «Мирового Государства» на основе постлибереральной идеологии животного человека объявляется руководящей целью глобальной олигархии. Например, в речи Дж. Буша Старшего сразу после падения Советского Союза. Орудием их стремлений становятся не только подконтрольные им международные организации как ООН, ВТО, МВФ и ВОЗ, но и транснациональные холдинги и шоу-бизнес. И самое страшное — точно так, как описал Хаксли, — человек становится рабом системы добровольно. Добровольное порабощение основных масс населения планеты и есть главная черта «Нового миропорядка — Дивного нового мира». В то же время добровольное порабощение масс есть главная победа постмодернизма в 21-м веке, то есть то, чего не смогли насильственно достичь ни фашистские, ни «тоталитарно-коммунистические» общества 20-го века (позднего модерна), описываемые в романе Джорджа Оруэлла.

Так, кто же был больше прав — Хаксли или Оруэлл? Думаю, что в конечном итоге, и глядя на реалии первой половины нашего века, немного больше все-таки оправдались опасения Хаксли, нежели Оруэлла, который описал скорее насильственно тоталитарную действительность фашистских и коммунистических режимов собственного века. В то же время в своих мрачных предсказаниях каждый по своему оказался прав. В современном «Западе-Океании-Мировом Государстве» вечная война и тотальная слежка гармонично сочетаются со «зрелищными» гей-парадами и сома-консьюмеризмом. И вездесущ глобальная пирамида власти. Стоит отметить, что «куда катиться Запад» предвидели многие выдающиеся мыслители: от Освальда Шпенглера до Николая Трубецкого. Такие анти-утопии как «Мы» Е. Замятина (1920) и «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери (1953) только дополняют общую картину о судьбе оккцидента. А выход в свет все новых кино-картин на эту же тему, как, например, «Элизиум» и «Голодные игры» (оба 2013), отражают подсознательную обеспокоенность творческой интеллигенции Запада.

Что можно сказать в итоге? Как же не допустить окончательную реализацию хакслийско-оруэллского кошмара человечества? Как не допустить становление Нового Мирового Порядка? Я верую, что великую роль в будущем человечества еще сыграют народы Азии и Юга во главе с Россией. Национально-освободительная борьба за многополярное мироустройство есть единственная альтернатива вавилонской башни мирового космополитизма. Более того, я убежден, что смертельную болезнь материализма, которой заболел Запад, возможно излечить только духовностью Востока. Нахождение такого синтеза и есть один из столпов евразийской идеологии.

Однако, важно помнить, что никакая человеком созданная идеология, включая евразийство и Четвертая политическая теория, не в состоянии раз и на всегда предотвратить вырождение общества в тоталитарное государство. Поэтому, в итоге ответ прост: единственным спасением для Запада и всего мира от царства кесаря и антихриста является Царство Бога.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *