карта, Евразия, Евразийский Союз, ЕАЭС, флаг, евразийство, евразийцы

Цивилизационные проекты: столкновение или интеграция?

_ Наиль Абдуллазаде, руководитель Санкт-Петербургского ЕДРФ. Санкт-Петербуг, 10 декабря 2015 г.

В 1996 году свет увидел работу известного американского ученого Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка». Можно по-разному относиться к высказанным С. Хантингтоном мнениям о возможном столкновении и конфликте цивилизаций, но давайте попытаемся вкратце разобраться о том какие идеи и проекты существуют на евразийском континенте. Полагаю, что это нужно сделать, чтобы знать о различных, подчас конкурирующих цивилизационных проектах, выдвигаемых ведущими интеллектуалами и идеологами. Необходимость таких знаний особенно важна в свете евразийской интеграции и идеологического наполнения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Евросоюз и европоцентризм

Самым успешным примером мирной интеграции стран в единое экономическое, правовое и политическое объединение смело можно назвать Европейский Союз. После двух разрушительных мировых войн, превративших Европу в периферию мировой политической арены и унесших жизни миллионов людей, европейцы наконец-то пришли к выводу, что они представляют собой единую цивилизацию и больше не хотят повторения кошмаров мировых войн.

В основе современной европейской цивилизации лежит христианский, гуманистический фундамент. В Средние века существовала идея о «Республике Христианских Народов» (Republica Gentium Christianorum). Верховным сувереном считался Папа Римский, а короли и императоры считались его вассалами. Конечно же, не стоит говорить об этой идее как воплощенной в жизнь, что ясно показала феодальная раздробленность и многочисленные войны между христианскими народами Европы, но само существование таких мыслей говорит о едином взгляде европейцев на свою цивилизацию. Конец идее единства христианских народов положил Вестфальский мир 1648 года и Вестфальская система международных отношений, в основе которой лежит идея суверенитета отдельных государств.

Дальнейшее развитие идей объединения европейских народов мы находим в философии Иммануила Канта в эпоху Просвещения и в многочисленных философских работах ученых статусом не пониже, чем знаменитый уроженец Кенигсберга.

Как уже было сказано выше XX век дал возможность мирно объединить Европу в единое целое, после разрушений двух мировых войн. Кстати, в основе экспансионистских идей Наполеона и Гитлера также были зерна объединения континента под единым началом, но как видно из истории цели и методы были выбраны не те.

Современный Евросоюз несмотря на все свои недостатки является достаточно сильным и несомненно привлекательным игроком на международной арене. Привлекательность ЕС состоит в том, что на вооружение были взяты крайне либеральные идеи, доведенные порой до абсурда (однополые браки, свободная продажа наркотиков, право на эвтаназию и т.д.). Но, придется согласиться с тем, что идеи европейского либерализма сегодня популярны не только в самой Европе, но и в других уголках мира. Высокий уровень жизни, свобода предпринимательской деятельности, развитое социальное обеспечение вкупе с грамотной политикой «мягкой силы» делают объединенную Европу одним из ведущих игроков мировой арены. Несомненно, то, что современная Европа в действительности представляет собой единую, сформировавшуюся цивилизацию. Несмотря на все трудности, которые обрушились на европейский континент, о «Закате Европы» говорить еще рано.

Халифат и политический ислам

Другой цивилизацией, предъявившей миру свой проект построения общества является исламская цивилизация. Исламский мир на сегодняшний момент представляет собой, конечно же в идеологическом понимании, альтернативу западному, евро-Атлантическому проекту цивилизации.

Халифат средних веков, доживший до 1923 года не представлял собой конкретный интеллектуальный проект, каким мы привыкли видеть его сегодня. Напомним, что турецкие султаны носили также титул халифа всех мусульман, что ставило и титул, и саму идею единства всех правоверных на службу имперским интересам Османской Империи. После провозглашения Турецкой Республики, Мустафа Кемаль Ататюрк отменил титул халифа и упразднил халифат.

В первой половине и середине XX века политический ислам еще не играл сколько-нибудь важной роли в жизни мусульманских стран. В арабском мире были популярны совершенно другие идеи: арабский национализм, социализм, светский панарабизм и т.д. Вспомним таких видных деятелей арабского мира как: Гамаль Абдель Насер, Хафез Асад, Саддам Хусейн, Муаммар Каддафи. Все они хоть и были мусульманами, но никто из них не думал о воссоздании халифата и объединении всех мусульман, скорее речь шла об объединении арабов. Турция и Иран, строили свои национальные проекты. Турция Ататюрка выбрала путь вестернизации и европеизации, Иран в эпоху династии Пехлеви также следовал пути модернизации страны.

Политический ислам вырывается наружу после Исламской Революции в неарабском Иране и после вторжения Советских войск в Афганистан, что вызывает небывалый подъем в мусульманской среде. Даже арабо-израильский конфликт, был конфликтом двух национализмов: еврейского и арабского. После двух упомянутых выше событий, в конце двадцатого столетия начинает формироваться идеология, плоды которой мы пожинаем сейчас.

Идей объединения мусульман в единое государство много, но сейчас на вооружение различных движений и группировок взяты салафизм, идеи «Братьев мусульман», движения «Хизбу-Тахрир», а также шиитская идея имамата.

Не буду подробно останавливаться на каждой идеологии, отмечу, однако, то, что в среде мусульманской молодежи все большей популярностью пользуется проект самого единства мусульманской уммы (общины), как отдельной цивилизации и объединения Исламского мира в единое государство.

Туран и тюркская идея

Еще одним новым вызовом, не упомянутым Сэмюэлем Хантингтоном является пантюркизм и туранизм. Для начала попробую разграничить два этих схожих понятия. Пантюркизм представляет собой идею единства всех тюркских народов. В более радикальном варианте речь идет о создании единого тюркского государства – Туран.

Туранизм же является более широкой идеологией, помимо тюрок сторонники этой идеи включают в семью так называемых туранских народов венгров, монголов, японцев и другие неиндоевропейские и несемитские народы. Туранизм по сути является расовой, а точнее расисткой идеологией, официально провозглашенной правительством профашистского диктатора Венгрии Ференца Салаши в период Второй Мировой войны.

Обе идеологии во второй половине XX века слились в новый цивилизационный проект, имеющий свои специфические черты. В первую очередь – это единение тюркского мира, светская идеология, часто противопоставляющая себя исламу, традиционно исповедуемому многими тюркскими народами. Некоторые радикальные пантюркисты и туранисты предлагают вернуться к исконно тюркской религии – тенгрианству. Существуют проекты создания единого тюркского языка, перехода на единую тюркскую письменность на основе латиницы, в особо радикальных проектах на основе древних тюркских рун.

Организациями, взявшими на вооружение идеологию пантюркизма, являются ультраправая турецкая организация «Бозкурт» (Серые волки), Партия Националистического Движения Турции, ультранационалистическая партия «Йоббик» (Венгрия), Фонд «Туран» (Венгрия), а также ряд других организаций в Азербайджане, Казахстане, Северном Кипре и некоторых тюркских республиках Российской Федерации.

Следует упомянуть также о международных организациях, воплощающих интеграционные проекты на основе идей пантюркизма. Это в первую очередь Тюркский Совет, Организация культурного сотрудничества ТЮРКСОЙ, Парламентская Ассамблея Тюркских Государств. Также следует упомянуть Большой Курултай Туранских Народов, организуемый ежегодно Фондом «Туран» в Венгерском местечке Бугач.

Кратко резюмируя вышесказанное можно сказать, что тюркская идея сегодня переживает небольшой, но довольно заметный подъем не только в Турции или Азербайджане, но также в Казахстане, Монголии, Венгрии, интерес к туранизму растет в Японии. Однако, пока рано говорить о переходе к практической интеграции, скорее речь идет о культурном феномене в перспективе имеющем шансы стать новым центром цивилизационного проекта.

Большой Иран и арийская идея

овольно интересным выглядит проект создания Большого Ирана, выдвигаемый многими персидскими националистическими интеллектуалами. Сразу же замечу, что речь идет не об Исламской Республике Иран, идеологией которой является шиизм, а о возрождении Персидской Империи.

Паниранская идея в некотором смысле является слабой и скорее культурным феноменом, чем серьезным политическим и цивилизационным проектом. Однако эти идеи получают все большую поддержку в иранском обществе, а также в среде иранской эмиграции. Основы идеи объединения иранских народов были заложены еще в период правления династии Пехлеви. Напомним, что одним из титулов, коими себя именовал последний шаханашах (император) Ирана был титул Арьямехр, что значит «Солнце Ариев».

В основе ее лежит идея объединения всех иранских народов, к числу которых также причисляются тюркоязычные азербайджанцы в единую Арийскую Империю (Ариана Ваэджа). Как и радикальные пантюркисты, радикальные паниранисты выступают против ислама и ратуют за возрождение древней персидской религии зороастризма. Многие из сторонников паниранизма являются монархистами и поддерживают возвращение на иранский престол династии Пехлеви, однако стоит отметить, что это движение является более демократическим. Идеологи Большого Ирана предлагают в качестве формы правления будущей империи либо конституционную монархию, либо если это невозможно, республиканскую форму.

Символом движения является так называемое Знамя Каве или Дирафши-Кавиани, легендарное знамя, являвшееся флагом Сасанидской Империи.

Страны, которые по идее должны войти в состав Большого Ирана, это сам Иран, Азербайджан, Армения, Афганистан, Таджикистан, часть Ирака и Турции (населенные ираноязычнми курдами), часть Узбекистана, Туркменистана и Пакистана. Все упомянутые страны когда-то являлись частями персидских империй Ахеменидов, Сасанидов и испытывали культурное влияние персидской цивилизации.

Многие исследователи, в частности Бернард Льюис считают паниранизм слабой идеологией. Если и говорить о цивилизационном влиянии современного Ирана, то речь в первую очередь идет об объединении шиитов. Но, это уже рассматривается в контексте исламской цивилизации, без идеологической привязки к Большому Ирану.

Китай и поворот к конфуцианству

Китайская Народная Республика на сегодня является одним из самых влиятельных игроков на международной арене. Экономическая экспансия Китая уже ни для кого не секрет. Растущая мощь Поднебесной вызывает беспокойство других мировых центров силы. Китай это самая крупная по населению страна мира, с быстрорастущей экономикой, древней культурой и хорошо скрываемыми амбициями сверхдержавы.

В идеологическом плане кажется, что все понятно, правящей партией в Китае является Коммунистическая Партия, прекрасно сочетающая коммунизм и капитализм. Но, многие исследователи обращают внимание на конфуцианский поворот в идеологии Поднебесной. Конфуцианство настолько своеобразный феномен, что до сих пор не утихают споры: религия это или философская система.

Проект Экономического Пояса Шелкового Пути (ЭПШП), новое слово и признак того, что Китай уже рассматривает себя как новую сверхдержаву, хотя об этом не объявляет официально. ЭПШП у некоторых исследователей вызывает опасения в ползучей экономической и в дальнейшем военно-политической экспансии Китая на запад и север.

Следует также упомянуть слабости цивилизационной экспансии Китая. Дело в том, что сама китайская культура, язык, философия являются хоть и привлекательными стороннему наблюдателю, но очень сложными для понимания и распространения. Многие соседи Китая опасаются его экспансии и пытаются выстроить альянсы с другими международными игроками чтобы создать ему противовес.

Китай соседствует с такими цивилизационными центрами как Россия, Индия, Исламский мир. На данный момент трудно прогнозировать, как поведет себя Китай в будущем, и что ждет эту страну, в которой наметились определенные экономические трудности. Но, необходимо тщательно изучать историю, культуру Китая и протекающие в этой стране политические процессы.

Индия и Хиндутва

Еще одним крупным игроком, заявляющим о себе как о будущей сверхдержаве и новом цивилизационном центре, является Индия.

В действительности формирование индийской цивилизации происходит сейчас и на наших глазах, несмотря на древнюю историю этой страны. Единым целым Индия почувствовала себя в период колониального господства англичан. До этого же, страна представляла собой конгломерат мелких и крупных княжеств, враждовавших между собой. Индия была завоевана моголами, потомками Империи Чингисхана. В этой стране, являющейся родиной индуизма и буддизма долгое время господствовал ислам и по этой причине, Индию можно рассматривать как часть мусульманского мира. К слову, численность мусульман в стране больше чем в крупных мусульманских странах. На мусульманскую часть населения Индии огромное влияние оказала культура Персии, однако сейчас происходит постепенное снижение персидского культурного влияния, что является с одной стороны результатом глобализации с другой стороны результатом формирования единой индийской идентичности.

Идеологией индийского национализма является так называемая Хиндутва. Сторонники Хиндутва полагают, что весь индийский субконтинент является родиной уникальной индийской цивилизации. Приверженцам этой идеологии присуща исламофобия, христианофобия и индуистский фундаментализм. Однако, сторонники Хиндутва выступают против традиционной для Индии кастовой системы, что говорит о радикальном пересмотре многих традиционных для индуизма положений.

Индия несмотря на динамичный экономический рост, большую численность населения (второе после Китая), все же не может на данный момент составить конкуренцию другим цивилизационным центрам. В первую очередь из-за своего географического положения. Индия зажата между двумя сильными и «агрессивными» мировыми центрами: Исламским миром в лице Пакистана и КНР. В части идеологической и цивилизационной привлекательности Индия сталкивается с теми же проблемами что и Китай, хотя индийская культура пользуется большой популярностью на Западе и на первый взгляд проще и доступнее чем китайская. Это может послужить некой формой «мягкой силы» Индии для расширения своего веса на международной арене.

Евразийский Союз – новая сверхидея

На мой взгляд самой привлекательным, понятным, доступным и перспективным цивилизационным проектом является идея создания Евразийского Союза.

Классическое евразийство формируется на основе идей таких выдающихся русских мыслителей как князь Николай Сергеевич Трубецкой, Петр Николаевич Савицкий, Лев Николаевич Гумилев. Данное философское течение рассматривает Россию как великую евразийскую цивилизацию, объединившую в себе элементы Европы и Азии, наследие Киевской Руси и Великой Степи, Востока и Запада. Второе дыхание евразийство получило после распада СССР.

Сегодня мы являемся свидетелями формирования нового центра силы на международной арене. Появившийся на свет 1 января 2015 года Евразийский Экономический Союз в скором времени превратится в ведущий цивилизационный центр на евразийском континенте. Одним из главных факторов, дающих право верить в успех данного начинания являются идеи, заложенные в основу Евразийского Союза. Это прежде всего идеи мирной интеграции разных по сути этносов в единое пространство, но при этом сохранение самобытности, национальной, религиозной идентичности вливающихся в единый союз народов. В отличие от европоцентризма, застрявшего в региональном эгоизме, в отличие от политического ислама, бросившего вызов всем остальным конфессиям, в отличие от пантюркизма и паниранизма, выбравших узкий путь этнонационализма, евразийство призывает к единению, а не к разобщению. В евразийской теории каждый может найти себе то, что для него важно и в то же время не ведет к конфронтации с другими. Мусульмане найдут в евразийстве уважение к религии, тюрки, славяне, персы найдут в этой идее ответы на свои национальные чаяния, европейцы смогут вернуться к идее Христианской Европы. По сути, евразийство предлагает ответ на многие вопросы и не навязывает никому чужие взгляды и идеи.

Под знаменем Евразийского Союза объединились такие народы как славяне (русские и белорусы), тюрки (казахи и киргизы), интерес к союзу демонстрируют персы (таджики и иранцы), мусульманские народы, идеи евразийства находят отклик в сердцах многих европейцев. Евразийцы не проповедуют вражду и автаркию, как некоторые альтернативные идеи, наоборот, евразийцы призывают к еще более тесному единению и интеграции. Идеи Большой Европы от Лиссабона до Владивостока, Большой Евразии от Санкт-Петербурга до Шанхая – это идеи мира и процветания, а не вражды по религиозному, национальному либо цивилизационному признаку.

Одно очевидно уже сейчас, Евразийский Союз ждет великое и прекрасное будущее, потому что у нас нет вражды, а есть только призыв к миру и любовь.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *