евразийство, Четвертая политическая теория, евразийцы, Евразийский Союз, Евразия, Россия, ЕДРФ

Четвертая политическая теория как новая идеология

_ Юрий Кофнер, председатель ЕДРФ. Мюнхен, 7 сентября 2014 г.

На наших глазах в планетарном масштабе рождается новая идеология. Наиболее яркая конкретизация ее мы видим в двух местах — в Европе и в Новороссии. Но родилась она в России. Что это за идеология и почему именно там?

Четвертая политическая теория

Новая идеология — это Четвертая политическая теория. Со времен европейского просвещения до наших дней в определенной последовательности появились четыре основополагающие мировоззренческие  школы: либерализм-капитализм (первая политическая теория), коммунизм-социализм (вторая), фашизм-нацизм (третья) и сейчас рождается Четвертая политическая теория. В чем же четвертая отличается от трех предыдущих политических концепций?

Субъектом 1ПТ является индивидуум/homo economicus, 2ПТ — коллектив/класс, 3ПТ — государство/раса. Хотя все предыдущие полит-теории идут разными путями, их метафизическая основа одна и та же — материализм. Четвертая  политическая теория по своей природе является духовной, так как считает субъектом своего мировоззрения человеческую душу/народ (то, что классические евразийцы называли «симфонической личностью»). И это главное отличие от предыдущих трех полит-теорий. Человеческая душа, ее неприкосновенное достоинство, является высшей ценностью для Четвертого пути, но в отличие от либерализма 4ПТ видит душу человека не как оторванный от социума индивидуум, а в органической взаимозависимости от народа, культуры и религии (Бога). Личность всегда конкретна, всегда часть чего-то большего, а не атомарная единица.

Четвертая политическая теория считает единственным неоспоримым врожденным правом человека «священное право на свободное духовное развитие» в физическом (как первооснова), умственном, и, важнее всего — моральном плане.  Это утверждение определяет необходимую степень свободы или контроля во всех сферах жизнедеятельности человека. Возьмем прессу, например. 1ПТ говорит, что должна царить абсолютная свобода слова. Каждый может писать обо всех все что пожелает. 2 и 3 ПТ утверждают, что пресса должна служит интересам класса/коллектива или государства/расы, соответственно. Лишь 4ПТ считает, что работа прессы должна быть подчинена цели «свободного духовного развития» человеческой души, что, с одной стороны, допускает определенную свободу творчества, но, с другой стороны, должно препятствовать всему, что может извращать (1ПТ) или подавлять (2/3 ПТ) человеческое достоинство.

Четвертая политическая теория ставит во главу угла правду. А по старой русской, да и гандиевской мудрости, правда — это синоним любви, а любовь — это синоним Бога. 4ПТ безусловно имеет свое обоснование в теологии. Четвертый путь — Богоутверждающая теория. При этом данный путь всегда конкретен, всегда основан на традициях, и поэтому четвертый путь для христиан — Христианство, для мусульман — Ислам, для буддистов — Буддизм и т.д.

Из России с любовью

Симфоническая личность как субъект теории, приоритет духовных ценностей над материальными и «священное право человека на свободное духовное развитие» — все это придумано конечно не мною. Эти принципы впервые были провозглашены т.н. классическими евразийцами в 20-30-х годах 20-го века. Они были «отцами-основателями» той евразийской идеи, которую сегодня часто цитируют В.В. Путин и Н.А. Назарбаев. Начала разработки Четвертой политической теории можно найти в таких программных документах классических евразийцев как «На путях к будущей России» (Н.Н. Алексеев, 1927), «Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы» (1932). В отличие от других мыслителей того времени, которые искали альтернативу одновременно и либерализму (1ПТ) и коммунизму (2ПТ), при этом осуждавших дегуманизацию технократического модерна и поэтому искавших «примирения революции с традицией», как например, немецкая Консервативная Революция,  евразийцы сумели избегать пропасть фашизма (3ПТ). Утверждая примат культуры над политикой (народа над государством), неприкосновенность человеческого достоинства и фундаментальную роль религии в развитии общества, евразийцы пошли не вправо (в сторону 3ПТ), а вверх: они положили основу Четвертой политической теории. В этом смысле евразийство является одновременно предтечей  и национальной версии Четвертой политической теории. И хотя евразийцы вынуждены были жить в Европе, истоки 4ПТ находятся в России. Духовно.

Постулаты 4ПТ

Исходя из утверждения «священного права каждого человека на свободное духовное развитие» как первооснова своей теории, евразицйцы смогли построить универсальную идеологию — систему концептов и мировоззренческих взглядов по всем сферам теоретической (бытия) и практической жизни (общества, экономика, государства и т.д.). В общих чертах целями 4ПТ являются следующие:

В области экономической: Построение социальной смешанной экономики с правильным сочетанием частных и государственных начал. Ключевые понятия: хозяйнодержавие (П.Н. Савицкий), солидаризм (Р. Дизель), гарантийное государство (Н.Н. Алексеев). Свои: народ, все трудящихся. Враги: финансовый и иной олигархат.

В области политического режима и административного устройства: Построение органической демократии на основе иерархической системы советов, народных референдумов и широких прав самоуправления. Ключевые понятия: демотия/идеократия, федерализм, регионализм, Государство Правды (Н.Н. Алексеев).

В области национальной: Утверждение полиэтнического «пан-национализма» на основе этноплюрализма добровольного союза суверенных и равноправных народов. Примером здорового «пан-национализма» является идея о «Европе наций» Ш.де Голль. Ключевые понятия: симфоническая личность (Л.П. Карсавин), общий национализм (Н.С. Трубецкой), цветущая сложность (К.Н. Леонтьев)  Враги: централисты, империалисты, этносепаратисты.

В области культурной: Развитие отечественной культуры, сохраненик этно-культурных идентичностей и защита традиционных ценностей. Ключевые слова: идентаризм, археофутуризм, контр-культура. Свои: идентаристы. Враги: космополитисты (культурный марксизм).

В области внешней политики: Построение многополярного мироустройства на основе равноправного сотрудничества суверенных народов и блоков-цивилизаций.  Ключевые слова: анти-империализм/анти-колониализм, большие пространства (К. Шмидт), национально-освободительное движение (движение за суверенитет),  блоки-цивилизации (С. Хантингтон).

Согласно 4ПТ государство должно создать необходимые условия для «свободного духовного развития» гражданина, что означает необходимость первоочередной материальной эмансипации страны и всех трудящихся (экономической модернизации) с целью трансферта всего дополнительного продукта на развитие культуры, образования, здравоохранения, жилья, спорта, туризма и защиты окружающей среды.

Четвертая политическая теория считает, что религия должна быть отделена от государства, но не для недопущения «оцерковления государства», а для недопущения «политизации религии». При этом, государство должно активно поддержать традиционные религиозные институты, так как признает за религией руководящую роль в морально-нравственном воспитании человека и общества.

«Ни слева и ни справа, но всегда впереди» — вот политический лозунг близких к евразийству европейских «Новых правых». Этот лозунг можно выразить и по-другому: «Слева с народом (2ПТ), справа по ценностям (3ПТ), со свободой за нами (1ПТ), и всегда впереди — с Богом! (4ПТ)».

Новый интернационал

Евразийство является отечественной версией 4ПТ, но сам Четвертый путь в целом является такой же глобальной мировоззренческой теорией  как либерализм-капитализм (1ПТ), коммунизм-социализм (2ПТ) и фашизм-нацизм (3ПТ). Об этом свидетельствует появление, начиная со второй половины 20-го века, других национальных версий Четвертой политической теорий. В Индии — сатьяграха М. Ганди, в Китае — возрождение работ Сунь Ятесена, в Латинской Америке — чавизм-боливаризм (социальная теология освобождения), в США — ненасильственное движение М.Л. Кинга-младшего, в Европе — организации «Новых правых» и идентаристов, выступающих за традиционные ценности, за союз с Россией и за суверенитет «Европы наций» от американской оккупации. Их всех роднит то, что они являются национально-освободительными движениями и что они разделяют основные постулаты Четвертого пути. Мы замечаем, что эти же принципы лежат в основу Новороссии.

Для укрепления этих общностей и дальнейшей совместной разработки 4ПТ в качестве мировой альтернативной идеологии должно прийти время для объединения этих разрозненных интеллектуальных кружков, политических партий и социальных движений в некий новый интернационал «Четвертого пути».

Эта новая идеология родилась в России, назревает сейчас во всем мире и первым государством, официально провозгласившим Четвертую политическую теорию своей национальной идеей возможно станет Россия. Эта новая идеология на русском называется «евразийством». Любовь — это правда. А правда — это Бог. Идя Четвертым путем — путем Правды, Веры и Любви — уже не возможно остановить победоносное шествие Новой Идеологии.

Как провозгласила одна евразийская брошюрка, в 1930-х годах подпольно распространенная в Советском Союзе: «Евразийство зовет к соединению людей на почве отрицания западного экономизма, — безразлично, капиталистический ли он, фашистский или коммунистический. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» — взывают коммунисты. Это значит: должно произойти соединение людей, лишенных всего, но стремящихся к завладению богатствами мира. «Соединяйтесь все, познавшие евразийскую Правду» — зовем мы. Это значит: соединится должны люди, которые достигли сознания религиозного и духовного превосходства и воспитали в себе твердое волевое напряжение к переустройству мира сообразно особенностям и требованиям Божественной Правды».

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *